Мотивированное решение изготовлено 02 апреля 2012 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 марта 2012 года город Нижний Тагил Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе судьи Володиной Т.Э., с участием заместителя Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Слепухина Р.В., при секретаре Серебряковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-427 по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 48 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области» о возложении обязанности разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, составить и согласовать паспорта на отходы 1-4 класса опасности, провести профессиональное обучение лиц, допущенных к обращению с опасными отходами 1-4 класса опасности, УСТАНОВИЛ: Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с исковым заявлением к ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области и просит обязать ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области разработать и утвердить в органах Росприроднадзор Российской Федерации проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, составить и согласовать паспорта на отходы 1-4 класса опасности, провести профессиональное обучение лиц, допущенных к обращению с опасными отходами 1-4 класса опасности, подтвержденное свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 класса опасности. Исковые требования обоснованы следующим. В октябре-ноябре 2011 года Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой проверено исполнение природоохранного законодательства в ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области. Выявлены многочисленные нарушения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в том числе, нарушения, допущенные при обращении с отходами производства и потребления. Согласно экспертному заключению специалистов ГКУ СО «ЦЭМиК» от 5-24.10.2011 №... ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области не проведена инвентаризация отходов производства и потребления, образующихся от деятельности учреждения, не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов (ПНООЛР), не составлены паспорта на отходы 3-4 класса опасности, за исключением паспорта на опасные отходы 1-4 класса опасности - мусор от бытовых помещений организаций несортированный. Лица, допущенные к обращению с опасными отходами, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами сертификатами на право работы с отходами 1-4 класса опасности. С учетом изложенного, вышеуказанная деятельность противоречит требованиям природоохранного законодательства и нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц. В судебном заседании заместитель Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Слепухин Р.В., действуя в защиту неопределенного круга лиц, поддержал заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям, просил удовлетворить в полном объеме, обязать ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области разработать и утвердить в органах Росприроднадзор Российской Федерации проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, составить и согласовать паспорта на отходы 1-4 класса опасности, провести профессиональное обучение лиц, допущенных к обращению с опасными отходами 1-4 класса опасности, подтвержденное свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 класса опасности, дал суду пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Просил установить срок исполнения до 01.01.2013. Представитель ответчика - Мереленко Л.В., действующая на основании доверенности от ../../.... г. (л.д. ...), исковые требования признала частично, суду пояснила, что иск в части возложения обязанности разработки и утверждения в органах Росприроднадзора Российской Федерации проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проведения профессионального обучения лиц, допущенных к обращению с опасными отходами, учреждение признает. Исковые требования в части возложения обязанности составить и согласовать паспорта на отходы 1-4 класса опасности не признает, поскольку учреждением добровольно, без принуждения суда приняты все зависящие от него меры в целях составления и утверждения в компетентных органах паспортов отходов. 27.02.2012 заключен договор с ООО «ЭКОН» на выполнение работ по обоснованию класса опасности отходов, оформлению паспортов и свидетельств на отходы. 29.02.2012 произведен авансовый платеж в размере 30% от цены договора. В соответствии с условиями договора срок сдачи работ 4 месяца с момента перечисления предварительной оплаты. При этом срок утверждения документации в органах Росприроднадзора не входит в дату сдачи документов Заказчику. До оформления и утверждения паспортов отходов разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не представляется возможным. Заслушав доводы прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Судом установлено, что ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области является действующей российской организацией, что следует из Выписки из ЕГРЮЛ (л.д. ...). Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц подтверждается внесение записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области (л.д...). Постановка на налоговый учет ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области по месту нахождения на территории Свердловской области также подтверждается соответствующим свидетельством (л.д. ...). Как установлено в судебном заседании, в октябре-ноябре 2011 года Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой проверено исполнение природоохранного законодательства в ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области. Выявлены многочисленные нарушения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в том числе, нарушения, допущенные при обращении с отходами производства и потребления. В ходе деятельности по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы на территории ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области эксплуатируются здания и сооружения (гараж, баня, административное здание и т.д.). Осуществление деятельности и эксплуатация объектов ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области связаны с образованием отходов и необходимостью их последующего размещения, переработки, уничтожения, что следует из справки о производственной деятельности ФКУ КП-48 (л.д. ... Осуществление деятельности и эксплуатация объектов ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области связаны с образованием отходов и необходимостью их последующего размещения, переработки, уничтожения. При осуществлении деятельности ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области образуются отходы производства и потребления 3-5 класса опасности, такие как отработанные масла, мусор от бытовых помещений несортированный, медицинские отходы и т.д. Согласно экспертному заключению специалистов ГКУ СО «ЦЭМиК» от 5-24.10.2011 №... ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области не проведена инвентаризация отходов производства и потребления образующихся от деятельности учреждения, не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов (ПНООЛР), не составлены паспорта на отходы 3-4 класса опасности, за исключением паспорта на опасный отход 4 класса опасности - мусор от бытовых помещений организаций несортированный. Лица, допущенные к обращению с опасными отходами, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами сертификатами на право работы с отходами 1-4 класса опасности (л.д. ...). Как следует из содержания ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения и т.д. В силу ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Разновидностью нормативов допустимых воздействий на окружающую среду являются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (ч. 1). Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ч. 3). Наличие проекта обращения с отходами для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией объектов, также предусмотрено п.3.1 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования по размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». Частью 2 и 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование в области охраны окружающей среды; на отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1-4 класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Кроме того, определение класса опасности токсичных отходов предусмотрено СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», исполнение вышеуказанных правил является обязательным для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся обращением с отходами производства и потребления. Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», лица, которые допущены к обращению с опасными отходами 1-4 класса опасности, должны иметь профессиональную подготовку подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 класса опасности. Проведение паспортизации опасных отходов предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов». Паспорт опасных отходов утвержден Приказом МПР РФ от 02.12.2002 №785 «Об утверждении паспорта опасных отходов». Согласно приказу паспорт опасного отхода утверждается руководителем организации и согласовывается с руководителем территориального органа МПР России. В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. По итогам проверки заместителем Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Слепухиным Р.В. 17.11.2011 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ФКУ КП-48 по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе, за нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил при обращении с отходами (л.д. ...). Постановлением по делу об административном правонарушении от 23.12.2011 №..., вынесенным главным государственным санитарным врачом ГУФСИН РФ по Свердловской области ФИО ФКУ КП-48 привлечено к административной ответственности (л.д. ...). Заместителем Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Слепухиным Р.В. 15.11.2011 в адрес начальника ФКУ КП-48 внесено представление об устранении нарушений законодательства (л.д....). По утверждению представителя ответчика, учреждением 27.02.2012 заключен договор с ООО «ЭКОН» на выполнение работ по обоснованию класса опасности отходов, оформлению паспортов и свидетельств на отходы (л.д. ...). ../../.... г. произведен авансовый платеж в размере 30% от цены договора (л.д. ...). Вместе с тем, судом достоверно установлено, что в настоящее время ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области не разработало и не утвердило в органах Росприроднадзора РФ проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также не составило и согласовало паспорта на отходы 1-4 класса опасности, не провело профессиональное обучение лиц, допущенных к обращению с опасными отходами 1-4 класса опасности, подтвержденное свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 класса опасности, что не опровергнуто представителем ответчика. В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. Приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 № 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Как установлено в п.10 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 7 настоящего Порядка заявления и документов, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием). Следовательно, ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области в нарушение ч.3 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не разработало и не утвердило в территориальном органе Росприроднадзора Российской Федерации проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. В ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, в том числе при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Таким образом, нарушения санитарного, экологического законодательства, выразившиеся в отсутствии утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспортизации опасных отходов, обучению лиц, допущенных к обращению с опасными отходами 1-4 класса опасности, значительно ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Оценивая установленные обстоятельства в их совокупности, руководствуясь нормами материального и процессуального права, ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу о том, что требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора о возложении обязанности на ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области разработать и утвердить в органах Росприроднадзор Российской Федерации проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, составить и согласовать паспорта на отходы 1-4 класса опасности, провести профессиональное обучение лиц, допущенных к обращению с опасными отходами 1-4 класса опасности, подтвержденное свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 класса опасности, законны и обоснованны, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме. В иске прокурор не указывает срок для выполнения обязанностей, но в судебном заседании просил установить такой срок до 01.01.2013, с чем суд соглашается и полагает возможным предоставить ответчику срок для выполнения обязанности - до 01.01.2013. В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Свердловской области подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина, от уплаты которой прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, при предъявлении исковых требований был освобожден. Прокурором предъявлено одно требование неимущественного характера, которое удовлетворено в полном объеме, в силу чего с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб. 00 коп. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 48 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области», удовлетворить. Возложить на Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 48 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области» обязанность разработать и утвердить в органах Росприроднадзор Российской Федерации проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, составить и согласовать паспорта на отходы 1-4 класса опасности, провести профессиональное обучение лиц, допущенных к обращению с опасными отходами 1-4 класса опасности, подтвержденное свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 класса опасности, в срок до 01.01.2013. Взыскать с Федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 48 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 200 руб. 00 коп. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Судья Володина Т.Э.