решение № 2- 336/2012 об обязании разработать и утвердить проект образования отходов и лимитов на их размщение, составить и согласовать паспорта на отходы 1-4 класса опасности



Решение по гражданскому делу № 2-336/2012 в окончательной форме принято 03.04.2012.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 марта 2012 года город Нижний Тагил

Тагилстроевский районный суд г.Нижнего Тагила Свердловской области в составе председательствующего судьи КолядинаА.В.,

с участием заместителя Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора СлепухинаР.В.,

при секретаре БересневойЮ.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №... Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» о возложении обязанности разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,

установил:

Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №... Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» (далее – ФКУ ИК-№... ГУФСИН России по Свердловской области) с исковым заявлением о возложении на ФКУ ИК-№... ГУФСИН России по Свердловской области обязанности разработать и утвердить в органах Росприроднадзора РФ проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В обоснование указано, что в ходе проверки ФКУ ИК-№... ГУФСИН России по Свердловской области в октябре-ноябре 2011 года Нижнетагильским межрайонным природоохранным прокурором выявлены нарушения, допущенные при обращении с отходами производства и потребления.

В судебном заседании заместитель Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора СлепухинР.В. заявленные требования поддержал, просил об их удовлетворении в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФКУ ИК-№... ГУФСИН России по Свердловской области Борчанкина С.А., действующая на основании доверенности от 01 июня 2011 года, полагает исковые требования заявленными без учета источника финансирования учреждения, просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица ГУФСИН России по Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, просил при принятии решения учесть у ответчика бюджетного финансирования (л.д. 50, 65-66).

Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) подтверждается внесение записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области (л.д. 8).

Постановка на налоговый учет ФКУ ИК-№... ГУФСИН России по Свердловской области по месту нахождения на территории Свердловской области также подтверждается соответствующим свидетельством (л.д. 9).

ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области является действующим юридическим лицом, что следует из Выписки из ЕГРЮЛ (л.д. 10-14).

Согласно экспертному заключению №... по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды ГКУСО «Центр экологического мониторинга и контроля» ФКУ ИК-№... ГУФСИН России по Свердловской области не проведена инвентаризация отходов производства и потребления, не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов (л.д. 15-18).

В адрес начальника ФКУ ИК-№... ГУФСИН России по Свердловской области ../../.... г. вынесено представление об устранении нарушения природоохранного законодательства. Было предъявлено требование принять меры по внесению изменений в нормативы ПДВ, ПНООЛР, оформлению разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расчету и своевременному внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду, оформлению паспортов на опасные отходы и лицензии на обращение с опасными отходами, организации производственного экологического контроля (л.д. 28-29).

Постановлением от ../../.... г. в отношении ФКУ ИК№... ГУФСИН России по Свердловской области возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов) (л.д. 32-33). Согласно указанным в постановлении пояснениям представителя учреждения по факту правонарушения с выявленным правонарушением представитель согласен (л.д. 32, оборот). В постановлении отражено, что учреждением не установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (л.д. 32-33).

Аналогичное постановление вынесено в отношении начальника ФКУ ИК-№... ГУФСИН России по Свердловской области (л.д. 34-35). В постановлении также отражено, что учреждением не установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Постановлением главного государственного санитарного врача ГУФСИН России по Свердловской области от ../../.... г. №... в отношении начальника ФКУ ИК-<...> ГУФСИН России по Свердловской области ЮД наложен штраф за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ (л.д. 36).

Постановлением главного государственного санитарного врача ГУФСИН России по Свердловской области от ../../.... г. №... в отношении ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области вынесено предупреждение за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ (л.д. 37).

Согласно пояснениям представителя, ФКУ ИК-№... ГУФСИН России по Свердловской области разработан план мероприятий по устранению выявленных нарушений природоохранного законодательства. Кроме того, учреждением направлены заявки на выделение бюджетных средств для осуществления мероприятий по разработке и утверждению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.д. 62-63).

Исходя из изученных материалов дела, пояснений сторон, судом достоверно установлено, что в настоящее время ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области не разработало и утвердило в органах Росприроднадзора РФ проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Согласно ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Как установлено п. 10 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 7 настоящего Порядка заявления и документов, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием).

Следовательно, ФКУ ИК-№... ГУФСИН России по Свердловской области в нарушение ч.3 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не разработало и не утвердило в территориальном органе Росприроднадзора РФ проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Соответственно, требование Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора о возложении на ответчика соответствующей обязанности является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Довод ответчика об отсутствии необходимых денежных средств для выполнения соответствующей обязанности суд находит несостоятельным: действующее законодательство об отходах производства и потребления (ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления») не ставит в зависимость исполнение указанной обязанности от наличия или отсутствия финансирования.

Довод ответчика о неисполнимости предусмотренной законом обязанности в предложенные прокурором сроки суд находит необоснованным: прокурором какие-либо сроки для исполнения данной обязанности в исковом заявлении не сформулированы.

Более того, суд не выходит при рассмотрении данного дела за предмет спора, то есть за рамки материально-правового требования истца к ответчику (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобождён, в размере 4 000 рублей подлежит взысканию с ответчика в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Принимая решение о взыскании 4000 рублей (неимущественное требование юридического лица), а не 200 рублей (неимущественное требование физического лица), суд руководствуется следующим.

Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

То есть в действующем законодательстве прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, то есть юридическим лицом. Подача искового заявления прокурором, то есть должностным лицом организации, не может рассматриваться как реализация права на иск частным физическим лицом.

Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.02.2002 № 4-П, прокурор, предъявляя иск в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Возложить обязанность на федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №... Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» разработать и утвердить в территориальном органе Росприроднадзора проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, составить и согласовать паспорта на отходы 1 – 4 класса опасности, а также провести профессиональное обучение лиц, допущенных к обращению с опасными отходами 1 – 4 класса опасности, подтвержденное свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1 – 4 класса опасности.

Взыскать с федерального казенного учреждения «Исправительная колония №... Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» государственную пошлину в размере 4000 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Государственная пошлина подлежит уплате добровольно в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. В подтверждение добровольной уплаты государственной пошлины ответчик должен представить суду подлинный платежный документ с отметкой банка о его исполнении.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Судья А.В.Колядин