П О С Т А Н О В Л Е Н И Е по делу об административном правонарушении город Нижний Тагил 28 октября 2011 года Судья Тагилстроевского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области Адамова О.А., с участием защитника юридического лица – Екимова А. Н., рассмотрел дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - Открытого акционерного общества «Ж», расположенного в городе Москва, <...>, ..., ранее не привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения, УСТАНОВИЛ: 26.08.2011 года в 10.00 часов открытым акционерным обществом "Ж» в столовой №..., расположенной в городе Нижнем Тагиле по <...>, допущены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовой), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, а именно нарушения п.1 ст. 17, ст.24, ст.25, п.3 ст.39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также пунктов 3.8., 5.5., 5.6., 4.4. СП 2.3.6.1079-01 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 года N 31 "О введении в действие санитарных правил". Эти нарушения заключаются в следующем: 1. В кухне, горячем цехе, мойке столовой посуды, холодном цехе, складских помещениях, мучном, кондитерском, мясном, овощном цехах, складе для буфета, коридоре, раздевалке для персонала, туалете для персонала, туалете, душевой, помещении для стирки белья внутренняя отделка не отвечает требованиям санитарных правил. Гигиеническое покрытие пола, стен, потолка разрушено, что не позволяет проводить их мойку и дезинфекцию, а также поддерживать необходимые санитарно-гигиенические условия приготовления пищи, хранения 2. В производственных цехах требуется ревизия и ремонт системы водоснабжения и канализации (замена смесителей, раковин, оборудование приемников стоков внутренней канализации гидравлическими затворами (сифонами). Подключение моечных ванн к канализационной сети с воздушным разрывом не менее 20 мм от верха приемной воронки. 3. Производственные цеха, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения не оборудованы приточно-вытяжной механической вентиляцией. В судебном заседании защитник юридического лица – Екимов А.Н. вину в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в столовой №... не признал и пояснил, что косметический ремонт цехов и подсобных помещений столовой проводился последний раз в 2009 году. В связи с убыточными результатами финансовой деятельности подразделения ремонт столовой в 2010 году не проводился. В 2011 году были запланированы и проведены: ремонт участка внутренней канализации, ремонт внешней канализации с заменой колодцев, замена светильников. Текущий ремонт не проводился, так как на 1-е полугодие 2012 года запланирована модернизация объекта с выполнением комплекса работ по водоснабжению, канализации и энергоснабжению. Планируется монтаж системы вентиляции, замена части технологического оборудования и ремонт всех помещений столовой. Пол во всех производственных помещениях выложен плиткой и покрыт краской, что позволяет проводить санитарную обработку. Стены в горячем цехе частично выложены плиткой, остальная их часть покрыта краской; в холодном цехе, мойке кухонной посуды, раздаче, мойке столовой посуды, мясном и мучном цехах стены также выкрашены краской. В овощном цехе стены на высоту 1 м от пола обиты оцинкованным железом и покрашены, выше выложены плиткой и покрыты краской. В горячем цехе механическая вытяжная вентиляция находится в рабочем состоянии. Согласно п.3.14 СанПиН 2.3.6.1079-01, устройствами исключающими дополнительное загрязнение рук, должны быть оборудованы вновь строящиеся или реконструируемые предприятия. Кроме того, по мнению защитника юридического лица, нарушена процедура его привлечения к административной ответственности. Так, в нарушение п. 5 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", проверка столовой проведена без согласования с органом прокуратуры, так как в акте проверки от 26 августа 2011 года в графе «дата и номер решения прокурора о согласовании проведения проверки» указано, что согласование не требуется. Помимо этого, 06 сентября 2011 года Свердловским Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту было направлено уведомление с приглашением явиться 15.09.2011 г. для составления протокола об административном правонарушении. Уведомление ОАО «Ж» было получено 16.09.2011 г. и в связи с этим ОАО «Ж» не имело возможности направить своего законного представителя для составления протокола. 15 сентября 2011 г. без подтверждения о получении уведомления, в отсутствии представителя ОАО «Ж», был составлен протокол об административном правонарушении и протокол о временном запрете деятельности. Вышеуказанные обстоятельства, по мнению защитника, влекут признание составленных протоколов в отношении юридического лица незаконными. Несмотря на непризнание юридическим лицом своей вины, она подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Г – заместитель начальника Свердловского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, пояснил суду, что проверку в столовой №..., принадлежащей ОАО «Ж», проводил он лично. Основанием для проведения проверки явилась жалоба от гражданина, направленная из Нижнетагильской транспортной прокуратуры, на неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние столовой. По результатам проверки было установлено, что кое-где в цехах на стенах и потолке имеется покраска, плитка, но все находится в неудовлетворительном состоянии, частично покраска и плитка разрушены, краска отслоилась и шелушится, сыплется со стен, с потолка сыплется штукатурка и побелка. Качественное мытье стен и пола, а также их дезинфекцию произвести невозможно. Текущие ремонты не проводились в течение длительного времени. Такое состояние по всей столовой, в том числе, в складских помещениях, в мойке. Санитарно-технические приборы пришли в негодность и не могут выполнять свои функции: краны ржавые, в некоторых местах прикручены на проволоку, полностью воду не перекрывают, она постоянно капает. Воздушные разрывы не менее 20 мм в связи с самодельным их исполнением не созданы. Требование о наличии устройств, исключающих дополнительное загрязнение рук, распространяется на все пункты общественного питания. Единственный цех, который оборудован механической вентиляцией - это горячий цех, в остальных цехах ни естественной, ни механической вентиляции нет. Для проведения проверки по заданию прокуратуры согласование ее проведения с органом прокуратуры не требуется. Для составления протокола заказной телеграммой с уведомлением приглашался законный представитель юридического лица Л, который получил телеграмму 08.09.2011 года, однако на составление протокола ни он сам, ни другой представитель юридического лица не явился, поэтому протокол по делу был составлен в отсутствие представителя юридического лица, что не запрещено действующим законодательством. 18.08.2011 года в Нижнетагильскую транспортную прокуратуру поступила жалоба от Б, в которой он просит привлечь к ответственности работников столовой №..., расположенной по <...>, которую он посетил 12.08.2011 года и обнаружил в ней грязь, наличие насекомых, грязные «разносы» и посуду, отсутствие раковины для мытья рук. В связи с поступившей жалобой Б 19.08.2011 года и.о.транспортного прокурора Сапрыкин И.В. поручил заместителю начальника территориального отдела Роспотребнадзора на железнодорожном транспорте провести выездную внеплановую проверку по вопросу соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в столовой №.... 25.08.2011 года заместитель главного государственного санитарного врача по <...> Г вынес распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ОАО «Ж» на объекте – в столовой №..., расположенной по <...>. Из распоряжения видно, что настоящая проверка проводится в связи с жалобой гражданина. Лицом, уполномоченным на проведении проверки, назначен он же (Г). О проведении проверки начальнику Екатеринбургского филиала ОАО «Ж» в этот же день направлено уведомление. Все перечисленные в протоколе нарушения отражены в акте проверки, проведенной 26.08.2011 года. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 названного Федерального закона). Согласно п.1 ст.17 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила. В силу ст.24 Закона, при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила. Согласно ст.25 Закона, условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 8 ноября 2011 года N 31 "О введении в действие санитарных правил" с 1 февраля 2002 г. введены в действие санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.11.2001 года. Юридическому лицу вменяется нарушение пунктов 3.3, 3.8, 3.14, 5.5, 5.6, 4.4, 15.1 СП 2.3.6.1079-01 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. В соответствии с п. 3.3 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», количество воды, используемой организацией, должно полностью обеспечивать ее потребности. Все производственные цеха оборудуются раковинами с подводкой горячей и холодной воды. При этом следует предусматривать такие конструкции смесителей, которые исключают повторное загрязнение рук после мытья. Горячая и холодная вода подводится ко всем моечным ваннам и раковинам с установкой смесителей, а также, при необходимости, к технологическому оборудованию. Температура горячей воды в точке разбора должна быть не ниже 65 град. C. Для сетей горячего водоснабжения используются материалы, выдерживающие температуру выше 65 град. C. В силу пункта 3.8., производственное оборудование и моечные ванны присоединяются к канализационной сети с воздушным разрывом не менее 20 мм от верха приемной воронки. Все приемники стоков внутренней канализации имеют гидравлические затворы (сифоны). Согласно пункта 3.14., все стационарные организации оборудуются туалетами и раковинами для мытья рук посетителей. Совмещение туалетов для персонала и посетителей не допускается. Временные организации быстрого обслуживания (павильоны, палатки, фургоны и др.) рекомендуется размещать в местах, оборудованных общественными туалетами. Во всех строящихся и реконструируемых организациях унитазы и раковины для мытья рук персонала следует оборудовать устройствами, исключающими дополнительное загрязнение рук (локтевые, педальные приводы и т.п.). Пунктом 4.4 установлено, что производственные, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения оборудуются приточно-вытяжной механической вентиляцией в соответствии с требованиями действующих норм и правил. В помещениях отделки кондитерских изделий приточная система вентиляции выполняется с противопыльным и бактерицидным фильтром, обеспечивающим подпор чистого воздуха в этом помещении. Отверстия вентиляционных систем закрываются мелкоячеистой полимерной сеткой. Бытовые помещения (туалеты, преддушевые, комнаты гигиены женщин) оборудуются автономными системами вытяжной вентиляции, преимущественно с естественным побуждением. В системах механической приточной вентиляции рекомендуется предусматривать очистку подаваемого наружного воздуха и его подогрев в холодный период года. Забор воздуха для приточной вентиляции осуществляется в зоне наименьшего загрязнения на высоте не менее 2 м от поверхности земли. Помещения загрузочной, экспедиции, вестибюлей рекомендуется оборудовать тепловыми завесами для предотвращения попадания наружного воздуха в холодный период года. Согласно пункта 5.5., стены производственных помещений на высоту не менее 1,7 м отделываются облицовочной плиткой или другими материалами, выдерживающими влажную уборку и дезинфекцию. Потолки оштукатуриваются и белятся или отделываются другими материалами. Полы выполняются из ударопрочных материалов, исключающих скольжение, и имеют уклоны к сливным трапам. Окраска потолков и стен производственных и вспомогательных помещений кондитерских цехов производится по мере необходимости, но не реже одного раза в год. В соответствии с пунктом 5.6., стены и потолки складских помещений оштукатуриваются и белятся. Стены на высоту не менее 1,7 м окрашиваются влагостойкими красками для внутренней отделки. Полы выполняются из влагостойких материалов повышенной механической прочности (ударопрочные) с заделкой сопряжений строительных конструкций мелкоячеистой металлической сеткой, стальным листом или цементно-песчаным раствором с длинной металлической стружкой. Полы по путям загрузки сырья и продуктов питания в складских и производственных помещениях не должны иметь порогов. Загрузочная оборудуется платформой, навесом. Пунктом 15.1 установлена обязанность руководителя организации по обеспечению наличия на каждом предприятии настоящих санитарных правил; выполнения требований санитарных правил всеми работниками предприятия; должное санитарное состояние нецентрализованных источников водоснабжения и качество воды в них и др. В судебном заседании не нашли свое подтверждения факты нарушения юридическим лицом пунктов 3.3., 3.14., 15.1 требований СП 2.3.6.1079-01, в связи с чем указание на них, а также на нарушение, перечисленное в пункте 3 протокола об административном правонарушении, подлежат исключению из него. Так, в протоколе юридическому лицу не вменяется использование воды без учета ее потребностей, отсутствие в производственных цехах раковин с подводкой горячей и холодной воды, а также нарушение температурного режима горячей воды в точке разбора, что предусмотрено пунктом 3.3 СП 2.3.6.1079-01. Доводы защитника юридического лица об отсутствии необходимости установки на унитазах и раковинах для мытья рук персонала устройств, исключающих дополнительное загрязнение рук, являются обоснованными, поскольку пунктом 3.14 установка таких устройств распространяется только на строящиеся и реконструируемые организации. Ссылка на пункт 15.1 СП 2.3.6.1079-01 подлежит исключению из протокола, поскольку протокол об административном правонарушении составлен не в отношении должностного лица, а в отношении юридического лица. Доводы защитника юридического лица о нарушении процедуры проведения проверки в отношении ОАО «Ж» являются необоснованными, поскольку на основании пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", согласование с органом прокуратуры требуется только для проведения внеплановой выездной проверки юридических лиц по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 этой же статьи. Как видно из материалов дела об административном правонарушении, проверка юридического лица ОАО «Ж» проводилась в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона на основании приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. О месте и времени составления административного протокола об административном правонарушении юридическому лицу 06.09.2011 года была направлена телеграмма, которая вручена адресату 07.09.2011 года, в связи с чем, в силу ч.4.1 ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол мог быть составлен в отсутствие представителя юридического лица. Таким образом, открытое акционерное общество «Ж» виновно в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовой), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, выразившихся в нарушении п.1 ст. 17, ст.ст.24,25, п.3 ст.39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также пунктов 3.8., 4.4., 5.5., 5.6 СП 2.3.6.1079-01 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 года N 31 "О введении в действие санитарных правил". Действия юридического лица подлежат квалификации по ст.6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению. При назначении административного наказания суд учитывает, что ОАО «Ж» впервые совершило административное правонарушение. Смягчающих и отягчающих вину обстоятельств судом не установлено. При выборе наказания, предусмотренного санкцией статьи 6.6 КоАП РФ, суд исходит из того, что согласно ч.1 ст.3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Кроме того, административное приостановление деятельности назначается только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Суд не находит оснований для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности, поскольку материалами дела не установлено наличие угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии и иных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости назначения именно такого вида административного наказания. С учетом изложенного, суд считает возможным назначить юридическому лицу административное наказание в виде административного штрафа. На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья ПОСТАНОВИЛ: Открытое акционерное общество «Ж» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (ДВАДЦАТЬ ТЫСЯЧ) рублей. Штраф должен быть уплачен в тридцатидневный срок со дня вступления постановления в законную силу. Реквизиты штрафа: Наименование получателя платежа: УФК по Свердловской области (Управление Роспотребнадзора по Свердловской области) ИНН 6670083677, КПП 667001001, БИК 046577001, ОКАТО 65476000000 Номер счета получателя платежа: 40101810500000010010 Наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области в городе Екатеринбурге Код бюджетной классификации 14111628000010000140. В случае неуплаты штрафа в срок, предусмотренный законом лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, привлекается к административной ответственности по ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного штрафа, либо административный арест на срок до 15 суток. Настоящее постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления. Судья О.А.Адамова
продуктов и сырья.