о взыскании задолженности по уплате налога с владельца транспортного средства и пени



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2010 года

Таганский районный суд г. Москвы

в составе председательствующего судьи Куприенко С.Г.

при секретаре Эльмурзаевой С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-982-10/4

по иску Инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по г.Москве к Зиновьеву Л.Л. о взыскании задолженности по уплате налога с владельца транспортного средства и пени,

Установил:

Истец ИФНС № 9 г.Москвы обратился в суд с иском к ответчику Зиновьеву Л.Л. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, указывая, что Зиновьев Л.Л. является собственником следующих автотранспортных средств: <данные изъяты>. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, п.1 ст.3 Налогового Кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В связи с неуплатой транспортного налога ответчиком, ИФНС России № 9 по г.Москве выставила в отношении Зиновьева Л.Л. требование об уплате налога, в которое вошла сумма недоимки по транспортному налогу в размере 94 454 руб. и сумма пени в размере 127 954 руб. 85 коп., срок уплаты налога по требованию от <дата> установлен <дата>, однако, ответчик до настоящего времени задолженность не оплатил. В связи с чем, истец просил взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу за 2007 год в размере 94 454 руб. и пени, начисленные за несвоевременную уплату налога, в размере 127 954 руб. 85 коп.

В настоящем судебном заседании представитель истца требования поддержал.

Ответчик в судебное заседание явился, требования истца признал частично, пояснив, что истцом необоснованно заявлены к нему требования о взыскании налога и пени по автомашинам, которые находятся в розыске.

Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать установленные законом налоги.

Согласно ст.356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В силу ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В соответствии со ст. 8 Закона г. Москвы № 48 от 23 октября 2002 года «О транспортном налоге» (действовавшем на момент возникновения спорных правоотношений) уплата налога производится налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов, в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки.

В судебном заседании установлено, что на имя Зиновьева Л.Л. зарегистрированы автотранспортные средства: <данные изъяты>.

Пунктом 1 ст. 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Из материалов дела усматривается, что <дата> ответчику было выставлено требование № об уплате транспортного налога за 2007 год, в которое вошла сумма недоимки по транспортному налогу в размере 94 454 руб. и сумма начисленных на основании ст.75 НК РФ пеней за несвоевременную уплату налога в размере 49 947 руб. 98 коп. Срок уплаты налога по данному требованию установлен <дата> (л.д.7).

Обращаясь в суд с иском, истец заявил требование о взыскании пени в размере 127 954 руб. 85 коп., и оценка данным требованиям будет дана судом в решении ниже.

Истец указывает, что до настоящего времени в добровольном порядке ответчиком задолженность по налогу за 2007 год в размере 94 454 руб. и пени не уплачена, в связи с чем просит взыскать с ответчика транспортный налог и пени в заявленном в иске размере.

Явившийся в судебное заседание ответчик Зиновьев Л.Л. не отрицал, что он являлся на 2007 года и на заявленный налоговый период владельцем указанных выше транспортных средств, доказательств уплаты налога ответчиком представлено не было, однако, Зиновьев Л.Л. пояснил, что автомобили: «<данные изъяты> находятся и находились по состоянию на 2007 года в розыске, а регистрация автомобиля «<данные изъяты>, в связи с чем, ответчик полагает, что он не должен оплачивать транспортный налог и пени по данным автомобилям.

Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Так, согласно п.п. 1 и 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

На основании п. 3 ст. 363 Кодекса налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами в срок не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

Пунктом 4 ст. 57 Кодекса установлено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. При этом в случае отправки налогового уведомления по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Налоговые органы в случаях, предусмотренных Кодексом, исчисляют налоговую базу на основе имеющихся у них данных по итогам каждого налогового периода (п. 5 ст. 54 Кодекса).

В силу ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно п.1 ст.8 Закона г.Москвы «О транспортном налоге» № 48 от 23 октября 2002 года в редакции от 29 июня 2005 года, срок оплаты транспортного налога был установлен не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, Зиновьев Л.Л. обязан был уплатить транспортный налог за 2007 год в срок до 01 апреля 2008 года.

Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется в соответствии с п. 1 ст. 362 Кодекса налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Пунктами 4 и 5 указанной статьи на органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, возложены обязанности сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с этими транспортными средствами изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Из ответа ГУВД по г.Москве от <дата> за № усматривается, что автомобиль «<данные изъяты> значится в розыске (л.д.57).

Также в материалах дела имеется постановление о приостановлении предварительного следствия в связи с тем, что лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого не установлено, от <дата>, из которого усматривается, что <дата> неизвестные лица в период времени с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут по адресу: <адрес> тайно похитили автомашину <данные изъяты>, принадлежащую гр-ну Архипову С.В.

Из ответа ГУВД по г.Москве от <дата> за № усматривается, что автомашина <данные изъяты> находится в розыске интерпола без права отчуждения, уведомление от <дата> (л.д.67).

Из ответа ГУВД по г.Москве от <дата> за № усматривается, что автомашина <данные изъяты>, а регистрация автомобиля значится в розыске с <дата> (л.д.54,81).

Из ответа ГУВД по г.Москве от <дата> за № усматривается, что в отношении автомашины <данные изъяты>, <дата> регистрация автомобиля признана недействительной (л.д.53).

Таким образом, в судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что автомобили «ЛЕКСУС LX470», 2000 года выпуска, «МИЦУБИСИ ПАДЖЕРО», 1994 года выпуска, «МЕРСЕДЕС БЕНЦ 600», 1992 года выпуска и «ТОЙОТА ЛЭНД КРУЗЕР», 1998 года выпуска находятся в розыске, а в отношении одного из них регистрация транспортного средства признана недействительной, что свидетельствует о том, что фактически во владении ответчика данные транспортные средства не находятся и не находились на налоговый период, за который заявлены требования, т.е. на 2007 год.

При этом, признание <дата> недействительной регистрации в отношении автомобиля <данные изъяты>, свидетельствует о том, что все регистрационные действия с данным транспортным средством со дня его регистрации за ответчиком – <дата> также юридически ничтожны.

Анализируя вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что основанием для расчета транспортного налога являются сведения, представляемые органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории г. Москвы.

В п. 3 ст. 362 НК РФ установлено, что в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента. Данный коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом, месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации учитывается как полный месяц.

В соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. Основанием для перерасчета транспортного налога является только подлинник справки об угоне, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства, выданной органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортного средства.

Следовательно, транспортный налог не взимается только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.

Таким образом, в случае угона (кражи) транспортного средства налогоплательщику для освобождения от уплаты транспортного налога необходимо представить в налоговый орган подлинник документа, подтверждающего факт угона (кражи) транспортного средства.

Поскольку в силу пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ транспортные средства, находящиеся в розыске, не являются объектом обложения транспортным налогом при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для начисления Зиновьеву Л.Л. транспортного налога, начисления пеней по вышеуказанным автомобилям, не имеется.

Относительно транспортного средства, регистрация которого признана недействительной, суд также принимает во внимание следующее.

Так, согласно п. 55 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД РФ от 27 января 2003 года № 59 в редакции, действовавшей на момент наступления обязанности ответчика по уплате транспортного налога, при установлении обстоятельств, являющихся основанием для отказа в совершении регистрационных действий, в том числе в результате проверки, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, проведенная регистрация транспортного средства считается недействительной и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение.

В случае устранения причин, явившихся основанием для аннулирования регистрационного действия, производится восстановление регистрационного учета с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.

В силу п. 75 указанных Правил, в случаях, не противоречащих законодательству Российской Федерации, транспортные средства по письменному распоряжению начальника органа внутренних дел по месту обнаружения признаков преступления могут быть временно зарегистрированы на период проведения проверок, осуществляемых в порядке, предусмотренном пунктом 55 Правил.

Если в результате проверки, проведенной органами внутренних дел и подтвержденной соответствующими постановлениями, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 55 Правил, установлены обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в регистрации, произведенная регистрация транспортного средства считается недействительной и транспортные средства подлежат снятию с регистрационного учета в связи с аннулированием регистрации. Регистрационный документ, паспорт транспортного средства и регистрационные знаки в случае их отсутствия в материалах проверок сдаются в регистрационное подразделение, хранятся и уничтожаются в установленном порядке, а при их утрате признаются недействительными и подлежат учету в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.

Аналогичные положения содержатся в настоящее время в Правилах регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года № 1001.

Анализируя приведенные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что применительно к правовому содержанию ст. 357 НК РФ, в случае признании регистрации транспортного средства недействительной, органы ИФНС должны произвести сложение суммы начисленного транспортного налога.

Ввиду того, что по настоящему спору за транспортное средство, регистрация которого признана недействительной, транспортный налог ответчиком уплачен не был, суд считает, что и в данной части требования истца удовлетворены в полном объеме быть не могут, а расчет налога будет следующим.

Согласно расчету истца, задолженность Зиновьева Л.Л. по уплате транспортного налога за 2007 год составляет 94 454 руб.

Однако, поскольку судом установлено, что на автомобили, находящиеся в розыске и регистрация которого признана недействительной, начисление суммы налога является необоснованным, суд приходит к выводу о том, что с Зиновьева Л.Л. подлежит взысканию сумма налога в размере 36 014 руб. (94 4545 руб. - 58 440 руб. (сумма налога начисленная на транспортные средства находящиеся в розыске и регистрация которого признана недействительной).

Также истцом заявлено требование о взыскании с ответчика пени по транспортному налогу в размере 127 954 руб. 85 коп.

Разрешая спор в части требований истца о взыскании с ответчика пени, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества такого лица. Согласно п. 11 данной статьи указанные положения применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора.

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ налог и пени взыскиваются в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты сумм авансовых платежей по налогу с налогоплательщика взыскивается пеня, размер которой установлен п. 4 ст. 75 НК РФ.

Как следует из материалов дела, истец заявляет требования о взыскании с ответчика пени в размере 127 954 руб. 85 коп., расчет которых, однако, суду не представлен и является немотивированным, поскольку из представленных суду материалов не усматривается период, за который начислен данный размер пени, на какую сумму налога начислены пени также неясно, истец в ходе рассмотрения дела пояснить данный расчет не смог.

Вместе с тем, поскольку судом установлено, что у ответчика имеется задолженность по уплате транспортного налога за 2007 год, требования истца о взыскании пени являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению, исходя из расчета, который суд полагает возможным произвести самостоятельно.

Так, Зиновьев Л.Л. в установленный Законом г.Москвы от <дата> № срок сумму транспортного налога в размере 36 014 руб. не оплатил, а поэтому расчет пени, подлежащих взысканию с ответчика Зиновьева Л.Л., должен быть произведен следующим образом:

Срок просрочки составил 770 день - с <дата> по <дата> (включительно) – день, на который истец производил расчет заявленных требований, и за пределы которых суд в соответствии со ст. 196 ГПК РФ не выходит.

Ставка рефинансирования в период просрочки была равна:

С <дата> по <дата> - 10,25%, в связи с чем за период с <дата> по <дата> (27 дней) размер пени составляет сумму 332 руб. 30 коп. (36 014 руб. x 1/300 x 10,25% x 27 дн.).

С <дата> по <дата> (42 дня) - 10,5%, а пени составили 529 руб. 40 коп. (36 014 руб. x 1/300 x 10,5% x 42 дн.).

С <дата> по <дата> (34 дня) - 10,75%, а пени составили 438 руб. 77 коп. (36 014 руб. x 1/300 x 10,75% x 34 дн.).

С <дата> по <дата> (121 день) - 11%, а пени составили 1597 руб. 82 коп. (36 014 руб. x 1/300 x 11% x 121 дн.).

С <дата> по <дата> (19 дней) - 12%, а пени составили 273 руб. 70 коп. (36 014 руб. x 1/300 x 12% x 19 дн.).

С <дата> по <дата> (144 дня) - 13%, а пени составили 2 247 руб. 27 коп.(36 014 руб. x 1/300 x 13% x 144 дн.).

С <дата> по <дата> (20 дней) - 12,5%, а пени составили 300 руб.11 коп. (36 014 руб. x 1/300 x 12,5% x 20 дн.).

С <дата> по <дата> (22 дня) - 12%, а пени составили 316 руб. 92 коп. (36 014 руб. x 1/300 x 12% x 22 дн.).

С <дата> по <дата> (38 дней) - 11,5%, а пени составили 524 руб. 60 коп. (36 014 руб. x 1/300 x 11,5% x 38 дн.).

С <дата> по <дата> (28 дней) - 11%, а пени составили 369 руб.74 коп. (36 014 руб. x 1/300 x 11% x 28 дн.).

С <дата> по <дата> (36 дней) - 10,75%, а пени составили 464 руб. 58 коп. (36 014 руб. x 1/300 x 10,75% x 36 дн.).

С <дата> по <дата> (15 дней) - 10,5%, а пени составили 189 руб. 07 коп. (36 014 руб. x 1/300 x 10,5% x 15дн.).

С <дата> по <дата> (30 дней) - 10%, а пени составили 360 руб. 13 коп. (36 014 руб. x 1/300 x 10% x 30дн.).

С <дата> по <дата> (26 дней) - 9,5%, а пени составили 296 руб. 51 коп. (36 014 руб. x 1/300 x 9,5% x 26 дн.).

С <дата> по <дата> (33 дня) - 9%, а пени составили 356 руб.53 коп. (36 014 руб. x 1/300 x 9 % x 33 дн.).

С <дата> по <дата> (58 дней) - 8,75%, а пени составили 609 руб. 23 коп. (36 014 руб. x 1/300 x 8,75 % x 58 дн.).

С <дата> по <дата> (20 дней) - 8,5%, а пени составили 204 руб. 07 коп. (36 014 руб. x 1/300 x 8,5 % x 20 дн.).

Итого пени за период просрочки уплаты налога составляют сумму в размере 9 410 руб. 75 коп.

Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования ИФНС № 9 по г. Москве к Зиновьеву Л.Л о взыскании задолженности по уплате налога с владельца транспортного средства и пени обоснованны и подлежат частичному удовлетворению, поскольку судом установлено, что на ответчика в установленном законом порядке зарегистрированы транспортные средства, и на него законом возложена обязанность оплачивать установленные налоги и сборы.

Исходя из расчета, приведенного в решении выше, суд считает необходимым взыскать с ответчика Зиновьева Л.Л. транспортный налог в размере 36 014 руб. и пени в размере 9 410 руб. 75 коп., поскольку ответчик обязанность по уплате налога в добровольном порядке не исполнил.

Удовлетворяя требования истца о взыскании задолженности, суд взыскивает с ответчика в доход государства государственную пошлину пропорционально требованиям, которые удовлетворяет в размере 1 562 руб. 74 коп.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 23, 75, 356-358 НК РФ, ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Взыскать с Зиновьева Л.Л. в пользу бюджета города Москвы задолженность по уплате транспортного налога с физических лиц в сумме 36 014 руб. и пени в сумме 9 410 руб. 75 коп., а всего 45 424 руб. 75 коп. (сорок пять тысяч четыреста двадцать четыре рубля семьдесят пять копеек), путём перечисления на расчётный счёт № 40101810800000010041, ИНН 7709000010, КПП 770901001 для ИФНС №9, расчётный счёт 40101810800000010041 в отделении 1 Московского ГТУ Банка России по г.Москве, БИК 044583001, КБК 182106040120210000110.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с Зиновьева Л.Л. в доход государства государственную пошлину в размере 1 562 руб. 74 коп. (одна тысяча пятьсот шестьдесят два рубля семьдесят четыре копейки).

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через суд в течение 10 дней.

Судья: