об оспаривании решения префекта ЦАО



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<дата>

Таганский районный суд г. Москвы в составе

председательствующего судьи Смолиной Ю.М.

при секретаре Фоменко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №с по заявлению Пономарева Л.А., Ихлова Е.В. об оспаривании решения Префекты Центрального административного округа города Москвы,

УСТАНОВИЛ:

Заявители Пономарев Л.А., Ихлов Е.В. обратились в суд с заявлением об оспаривании решения Префектуры ЦАО г. Москвы об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия, указывая, что <дата> в Префектуру ЦАО г. Москвы было подано уведомление о проведении <дата> публичного мероприятия – пикетирования с целью обращения внимания на нарушения конституционных прав на проведение митингов и собраний, против дискриминационного подхода при согласовании оппозиции место для проведения массовых акций, против преследования граждан за участие мирных собраниях. Пикетирование должно было состояться на территории Центрального административного округа города Москвы, на Тверской площади. Письмом № от <дата> заместитель Префекта Центрального административного округа города Москвы уведомил заявителей об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия. Указанное решение Префектуры ЦАО г. Москвы об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия заявители Пономарев Л.А., Ихлов Е.В. считают не обоснованным, просят признать его незаконным и нарушающим права граждан на проведение публичных мероприятий.

В настоящее судебное заседание заявитель Ихлов Е.В. явился, требования поддержал в полном объеме.

Заявитель Пономарев Л.А. в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен своевременно надлежащим образом.

Представитель Префектуры ЦАО г. Москвы оспариваемое заявителями решение полагал основанным на законе не нарушающим прав заявителей, в связи, с чем просил суд отказать в удовлетворении требований Ихлова Е.В., Пономарева Л.А.

Заинтересованное лицо З. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно надлежащим образом.

Суд, выслушав объяснения заявителя Ихлова Е.В., представителя заинтересованного лица Префектуры ЦАО г. Москвы, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные Ихловым Е.В., Пономаревым Л.А. требования подлежат отклонению по следующим основаниям.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

В силу п. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004г. № 54-ФЗ, решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства из объяснений заявителя, представителя заинтересованного лица и письменных материалов дела установлено следующее.

<дата> заявители Пономарев Л.А., Ихлов Е.В., а также З. обратились в Префектуру ЦАО <адрес> с уведомлением о проведении <дата> с 14 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин. пикета на Тверской площади, с предполагаемым количеством участников публичного мероприятия – 20 человек, с целью: обратить внимание Правительства и Мэра Москвы на проблему дискриминации организаторов оппозиционных и правозащитных массовых акций, которым отказывают в согласовании в проведении митингов на Тверской площади; обратить внимание Правительства и Мэра Москвы на проблему нарушения руководством Префектуры ЦАО г.Москвы конституционных прав на свободу собраний; потребовать неукоснительно соблюдать нормы законодательства и решения Конституционного Суда и Европейского Суда по правам человека при решении вопросов о согласовании публичных мероприятий (пикетов, митингов и шествий) в центре Москвы; потребовать соблюдения прав человека и гражданина органами власти Москвы, прекратить привлечение участников мирных собраний к ответственности по фальсифицированным и необоснованным причинам (л.д. 12 оборот).

Согласно штампу входящей корреспонденции, данное уведомление получено Префектурой ЦАО г. Москвы <дата> в 17 час. 26 мин. (л.д. 12 оборот).

В ответ на указанное уведомление письмом № от <дата> за подписью заместителя Префекта ЦАО <адрес> С., Пономарев Л.А. был проинформирован о непригодности для проведения публичного мероприятия указанной в уведомлении территории. Префектура ЦАО предложила организатору публичного мероприятия изменить место проведения пикета и подать уведомление в установленном законом порядке.

При этом заместитель Префекта ЦАО г. Москвы С. руководствуясь Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и п. 3 Порядка проведения в городе Москве публичных мероприятий на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, утвержденного постановлением Правительства Москвы от <дата> №-ПП, указал, что невозможно выполнить требования вышеуказанного закона об обеспечении безопасности участников публичного мероприятия (узкие тротуары, интенсивное движение и парковка автотранспорта), а также сослался на заключение Комитета по культурному наследию города Москвы о невозможности проведения массовых мероприятий на Тверской площади (на которой расположен памятник Ю. Долгорукому) (л.д.12).

Вышеприведенные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела сторонами не оспорены и не вызывают у суда сомнений.

В силу ст. 12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от <дата> № 54-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:

1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;

2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;

3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия;

4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;

6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;

7) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от <дата> N 57-ФЗ «О государственной охране», своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны.

В случае если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Согласно приобщенному в настоящем судебном заседании к материалам дела сообщению Комитета по культурному наследию г. Москвы, Комитет рассмотрел поступившее от префектуры ЦАО <дата> уведомление Пономарева Л.А. на проведение <дата> с 14 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин. публичного мероприятия в форме пикета на Тверской площади у памятника Юрию Долгорукому. На Тверской площади расположены: памятник Юрию Долгорукому. На Тверской площади расположены: памятник Юрию Долгорукому. На прилегающей территории: жилой дом 1937-1940 гг., Савинское подворье 1907 г., Городская усадьба З.Г. Чернышева XVIII-XIX (Тверская ул., д.13). Площадь и прилегающая к ней территория является излюбленным местом отдыха и прогулок жителей Москвы и ее гостей, большинством экскурсионных агентств города она включена в перечень своих экскурсионных объектов. Учитывая тот факт, что в мероприятии заявлено участие 20 человек, а с учетом сторонних наблюдателей количество участников пикета может значительно возрасти, что предполагает наличие достаточно большого свободного пространства, не мешающего доступу жителей столицы и ее гостей к объектам культурного наследия, Комитет по культурному наследию города Москвы не может согласовать данную заявку и считает необходимым рекомендовать организаторам мероприятия подобрать другое, более свободное место.

Из анализа указанного сообщения Москомнаследия следует, что причиной невозможности проведения заявленной акции на Тверской площади, на которой расположен памятник Ю. Долгорукому, является отсутствие достаточного свободного пространства, которое бы обеспечило беспрепятственный доступ жителей столицы и ее гостей к указанному объекту культуры и на прилегающую к нему территорию.

Согласно ч. 4 ст. 3 Закона г. Москвы от 04.04.2007 N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, и норма предельной заполняемости указанных территорий определяются Правительством Москвы с учетом особенностей таких объектов, требований Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и настоящего Закона.

Частью 2 ст. 4 указанного Закона предусмотрено, что в целях обеспечения реализации части 4 статьи 3 настоящего Закона Правительству Москвы в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона принять нормативный правовой акт, определяющий порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, и норму предельной заполняемости указанных территорий.

Постановлением Правительства Москвы от 28.08.2007 N 757-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы от 4 апреля 2007 г. N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований", был утвержден "Порядок проведения в городе Москве публичных мероприятий на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры" (далее Порядок).

Согласно п. 3.1. указанного Порядка органы исполнительной власти города Москвы после получения уведомления о проведении публичного мероприятия на территории объекта, являющегося памятником истории и культуры, в день регистрации, а при поступлении уведомления после 16.00 - в первой половине следующего рабочего дня направляют копию в Комитет по культурному наследию города Москвы (далее - Комитет), который обязан в срок не позднее следующего рабочего дня направить официальный ответ с мотивированным заключением о возможности или невозможности проведения указанного мероприятия, а в случае положительного решения - определить уполномоченное лицо Комитета в качестве наблюдателя за проведением публичного мероприятия.

Заключение Комитета о невозможности проведения мероприятия на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры, является основанием для направления органом исполнительной власти города организаторам публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организаторами публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям законодательства (п. 3.2. Порядка).

На основании п. 3.3. Порядка организаторам публичного мероприятия, подавшим уведомление о проведении публичного мероприятия на территории объекта, являющегося памятником истории и культуры, может быть направлено обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия в случаях:…если проведение публичного мероприятия создает препятствие (ограничение) для доступа граждан на территорию объектов, являющихся памятниками истории и культуры (пп. 3.3.4. Правил).

Как указывалось выше, Москомнаследием, по уведомлению о проведении 22 ноября 2010 года публичного мероприятия на Тверской площади, было дано заключение о невозможности проведения заявленной акции на данной территории, где расположен памятник Ю. Долгорукому.

Данное заключение Москомнаследия и послужило основанием для направления организатору публичного мероприятия предложения об изменении места проведения заявленной акции.

Также в обоснование предложения об изменении места проведения заявленного публичного мероприятия, Префектура ЦАО г. Москвы в оспариваемом ответе указала на невозможность выполнения требований закона, в части обеспечения безопасности участников публичного мероприятия (узкие тротуары, интенсивное движение и парковка автотранспорта).

Суд соглашается и с данным основанием предложения Префектуры ЦАО г. Москвы об изменении места проведения заявленного публичного мероприятия, поскольку факт интенсивного движения на Тверской площади г. Москвы и прилегающим к ней улицам, а также наличие на площади парковок автотранспорта и узких тротуаров, является общеизвестным и на основании ч. 1 ст. 61 ГПК РФ не нуждаются в доказывании, а кроме того подтверждается представленным в материалы дела заключением Москомнаследия, приведенного судом выше. При этом суд учитывает, что жизнь и здоровье человека являются высшей ценностью, в связи с чем, по убеждению суда, Префектура ЦАО г. Москвы обоснованно указала на непригодность для проведения заявленной акции на данной территории.

Таким образом, оценив собранные по делу доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Префектуры ЦАО г. Москвы было произведено в соответствии с действующим законодательством, в рамках предоставленных полномочий, при этом права и свободы заявителей оспариваемым решением нарушены не были, в связи с чем суд отказывает заявителям Пономареву Л.А., Ихлову Е.В. в удовлетворении их требований в полном объеме.

На основании вышеизложенного, ст.ст. 31 Конституции РФ, ст. 12 ГК РФ, ст. ст. 5, 12, 19 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от <дата> № 54-ФЗ, и руководствуясь ст.ст. 254-258, 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Пономарева Л.А., Ихлова Е.В. об оспаривании решения Префектуры Центрального административного округа города Москвы отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский городской суд через Таганский районный суд г. Москвы в течение 10 дней.

Судья: