РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2010 года
Таганский районный суд г. Москвы в составе
председательствующего судьи Смолиной Ю.М.
при секретаре Фоменко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2415-10/12с по жалобам Министерства энергетики Российской Федерации на действия судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Токумаева А.Ж.,
УСТАНОВИЛ:
Минэнерго России обратилось в суд с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Токумаева А.Ж., указывая в обоснование своих требований, что действия судебного пристава-исполнителя Токумаева А.Ж. по вынесению им <дата> постановления о возбуждении исполнительного производства в отношении Министерства энергетики РФ незаконны, поскольку обращение взыскания на средства бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится и действующим законодательством установлен иной порядок обращения взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений. Ссылаясь на указанные обстоятельства, заявитель просил постановление от <дата> о возбуждении исполнительного производства № отменить, исполнительное производство в отношении Минэнерго России прекратить, исполнительный документ вернуть взыскателю (л.д. 2-3).
Одновременно Минэнерго России обратилось в суд с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Токумаева А.Ж., указывая в обоснование своих требований, что действия судебного пристава-исполнителя Токумаева А.Ж. по вынесению им <дата> постановления о возбуждении исполнительного производства в отношении Министерства энергетики РФ незаконны, поскольку обращение взыскания на средства бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится и действующим законодательством установлен иной порядок обращения взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений. Ссылаясь на указанные обстоятельства, заявитель просил постановление от <дата> о возбуждении исполнительного производства № отменить, исполнительное производство в отношении Минэнерго России прекратить, исполнительный документ вернуть взыскателю (л.д. 11-12).
Также Минэнерго России обратилось в суд с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Токумаева А.Ж., указывая в обоснование своих требований, что действия судебного пристава-исполнителя Токумаева А.Ж. по вынесению им <дата> постановления о возбуждении исполнительного производства в отношении Министерства энергетики РФ незаконны, поскольку обращение взыскания на средства бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится и действующим законодательством установлен иной порядок обращения взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений. Ссылаясь на указанные обстоятельства, заявитель просил постановление от <дата> о возбуждении исполнительного производства № отменить, исполнительное производство в отношении Минэнерго России прекратить, исполнительный документ вернуть взыскателю (л.д. 20-21).
Определением Таганского районного суда г.Москвы от <дата> вышеуказанные гражданские дела были объединены в одно производство, объединенному делу присвоен № 2-2415-10/12с.
Представитель заявителя Минэнерго России в настоящее судебное заседание явился доводы жалобы поддержал.
Судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Токумаев А.Ж. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен.
Заинтересованные лица Ахметшина С.Е., Соломатина Е.Г., Шабан С.Г. в настоящее судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены.
Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, находит жалобы Минэнерго России подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 122 Федерального закона №229-ФЗ от <дата> «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Учитывая, что Минэнерго РФ обратилось в суд с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя по истечении установленного законом 10-дневного срока на обжалование действий судебного пристава-исполнителя, суд считает возможным удовлетворить заявление представителя Минэнерго РФ о восстановлении пропущенного 10-дневного срока, поскольку признает причины пропуска срока уважительными.
При удовлетворении заявления о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановлений судебного пристава-исполнителя Токумаева А.Ж. о возбуждении исполнительного производства от <дата> №, от <дата> №, № суд принимает во внимание то обстоятельство, что указанные постановления о возбуждении исполнительного производства были получены заявителем лишь <дата>, <дата>, <дата>, о чем свидетельствуют штампы на почтовых конвертах.
В ходе судебного разбирательства из объяснений представителя заявителя и письменных материалов дела установлено, что решением Воркутинского городского суда Р. Коми от <дата> постановлено: обязать Министерство энергетики Российской Федерации через администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» выделить Ахметшиной С.Е. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами Районов Крайнего Севера за счет средств, шахтерских городов и поселков в порядке установленной очередности с учетом непрерывного стажа работы в угольной отрасли. Указанное решение Воркутинского городского суда Р. Коми от <дата> вступило в законную силу <дата>, по нему был выдан исполнительный лист.
На основании поступившего исполнительного листа по гражданскому делу по иску Ахметшиной С.Е. к Администрации МО ГО «Воркута» об обязании включить в очередь на получение жилищной субсидии, к Министерству энергетики Российской Федерации о выделить жилищную субсидию для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Токумаевым А.Ж. <дата> было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № в отношении должника Министерство энергетики Российской Федерации, которое судебный пристав-исполнитель направил в адрес должника.
Кроме того, судом установлено, что решением Воркутинского городского суда Р. Коми от <дата> постановлено: обязать Министерство энергетики Российской Федерации через администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» выделить Соломатиной Е.Г. жилищную субсидию для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией Государственного предприятия «Шахты «Южная», в порядке очередности исходя из продолжительности трудового стажа по состоянию на <дата> Указанное решение Воркутинского городского суда Р. Коми от <дата> вступило в законную силу <дата>, по нему был выдан исполнительный лист.
На основании поступившего исполнительного листа по гражданскому делу по иску Соломатиной Е.Г. к Администрации МО ГО «Воркута», Министерству энергетики Российской Федерации, Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми об обязании предоставить жилищную субсидию на приобретение жилья по новому месту жительства, судебным приставом- исполнителем межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Токумаевым А.Ж. <дата> было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № в отношении должника Министерство энергетики Российской Федерации, которое судебный пристав-исполнитель направил в адрес должника.
Также судом установлено, что решением Воркутинского городского суда Р. Коми от <дата> постановлено: обязать Министерство энергетики Российской Федерации через Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» предоставить Шабан С.Г. жилищную субсидию для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в порядке установленной очередности. Указанное решение Воркутинского городского суда Р. Коми от <дата> вступило в законную силу <дата>, по нему был выдан исполнительный лист.
На основании поступившего исполнительного листа по гражданскому делу по иску Шабан С.Г. к Администрации МО ГО «Воркута», Министерству энергетики Российской Федерации о возложении обязанности включить в очередь на получение жилищной субсидии для приобретения жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера в порядке установленной очередности, судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Токумаевым А.Ж. <дата> было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № в отношении должника Министерство энергетики Российской Федерации, которое судебный пристав-исполнитель направил в адрес должника.
Данные обстоятельства объективно подтверждаются письменными материалами дела, никем не оспорены и не опровергнуты, а потому не вызывают у суда сомнений.
Согласно ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
В жалобах, поданных в суд, представитель заявителя указывает, что вышеуказанные постановления о возбуждении исполнительного производства вынесены судебным приставом-исполнителем Токумаевым А.Ж. незаконно.
Как указывает заявитель, согласно статье 242.3 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения – должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику, как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета средств федерального бюджета, а, следовательно, действующим законодательством установлен иной порядок обращения взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений. Более того, согласно ч. 2 ст. 239 Бюджетного кодекса РФ, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится. В связи с чем, заявитель просит суд об удовлетворении требования жалобы.
Суд соглашается с доводами, изложенными заявителем в обоснование своих требований в части жалобы на постановления о возбуждении исполнительных производств об обязании Министерства энергетики РФ через администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» выделить гражданам жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера.
Согласно ч. 1 ст. 242.3 Бюджетного Кодекса РФ, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения – должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов РФ от 23.10.2006 г. № 08-04-14/4519 «Об исполнении судебных решений по обращениям взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», статьей 242.3 БК РФ предусмотрена обязанность Министерства финансов России по исполнению судебных актов по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения – должника, находящегося в ведении Министерства финансов России.
Таким образом, Бюджетный кодекс РФ, а также письмо Минфина России, разъясняющее порядок исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусматривают иной порядок обращения взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, при котором исполнительное производство не возбуждается.
Как это было установлено выше, судебному приставу-исполнителю Токумаеву А.Ж. поступили на исполнение исполнительные листы, выданные Воркутинским городским судом Республики Коми об обязании Министерства энергетики РФ через администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» выделить гражданам жилищную субсидию на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера.
Данное требование обязывает государственный орган – Министерство энергетики РФ, совершить действия по выделению денежных средств на приобретение жилья взыскателю из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а следовательно его (решение суда) исполнение связано с обращением взыскания на средства федерального бюджета.
С учетом изложенного выше, суд считает, что у судебного пристава-исполнителя Токумаева А.Ж. не имелось законных оснований для принятия вышеуказанных исполнительных листов к исполнению.
Поскольку требования Министерства энергетики РФ в указанной части судом удовлетворены, требования заявителя о возвращении исполнительного документа взыскателю также подлежат удовлетворению по вышеприведенным основаниям.
При этом в удовлетворении требования о прекращении исполнительного производства №, №, № в отношении Минэнерго России суд заявителю отказывает, поскольку, как указано выше, судом принято решение о возвращении исполнительного документа взыскателю, в связи с чем возбужденное исполнительное производство подлежат окончанию в силу п. 3 ст. 47 Федерального Закона «Об исполнительном производстве».
При этом суд учитывает, что у судебного пристава-исполнителя первоначально отсутствовали основания для принятия исполнительного листа к исполнению и возбуждения исполнительного производства.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, жалоба Министерства энергетики на действия судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Токумаева А.Ж. в части признания незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства №, №, №, а также в части возврата исполнительного листа заявителю – подлежит удовлетворению. В удовлетворении остальной части требований Министерству энергетики РФ суд отказывает.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ, ст. ст. 194-199, 441 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Токумаева А.Ж. о возбуждении исполнительного производства № от <дата>, № от <дата>, № от <дата> отменить.
Обязать Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве возвратить исполнительные листы взыскателям Ахметшиной С.Е., Соломатиной Е.Г., Шабан С.Г..
В удовлетворении остальной части требований Министерству энергетики Российской Федерации отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через суд в течение 10 дней.
Судья: