РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2010 года
Таганский районный суд г. Москвы в составе
председательствующего судьи Смолиной Ю.М.
при секретаре Фоменко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2580-10/12с по заявлению Михайловой Т.Р., Камчатской региональной общественной организации «Камчатская лига независимых экспертов», региональной общественной организации «Правовой центр «Родник» об оспаривании приказов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,
УСТАНОВИЛ:
Заявители обратились в суд с заявлением об оспаривании приказов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Ростехнадзор), указывая в обоснование своих требований, что приказом Ростехнадзора от 19 августа 2010 г. № 779 было утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы (далее ГЭЭ) по объекту Материалы «Программа геолого-геофизических работ на акваториях дальневосточных и восточно-арктических морей Российской Федерации на период до 2020 года».
Приказом Ростехнадзора от 14 июля 2010 года № 609 был установлен срок проведения государственной экологической экспертизы для объектов средней сложности.
Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы указанных материалов является положительным. Приказом Ростехнадзора № 779 от 19 августа 2010 года заключение экспертной комиссии ГЭЭ было утверждено.
Заявители в обоснование своих требований указывают на нарушение законодательства при утверждении заключения ГЭЭ Ростехнадзором по объекту «Программы геолого-геофизических работ», а также на нарушение прав заявителей на благоприятную окружающую среду, в связи с чем просят признать незаконными и не порождающими правовых последствий приказы Ростехнадзора № 609 от 14 июля 2010 года, № 779 от 19 августа 2010 года, а также признать недействительным положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проекта «Программа геолого-геофизических работ на акваториях дальневосточных и восточно-арктических морей Российской Федерации на период до 2020 года».
Определением Таганского районного суда г. Москвы от 22 ноября 2010 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Федеральная служба в сфере природопользования (л.д. 31-33).
В настоящем судебном заседании представители заявителей требования поддержали.
Представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также Федеральной службы в сфере природопользования считали требования необоснованными, просили в их удовлетворении отказать.
Представитель заинтересованного лица ОАО «Дальморнефтегеофизика» в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен своевременно надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения представителей заявителей, объяснения представителя Ростехнадзора, представителя Росприроднадзора, находит требования заявителей подлежащими отклонению, по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору было утверждено задание экспертной комиссии на проведение государственной экологической экспертизы материалов «Программа геолого-геофизических работ на акваториях дальневосточных и восточно-арктических морей Российской Федерации на период до 2020 года».
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № от <дата> Управлению государственной экологической экспертизы и администрирования платежей поручено организовать проведение государственной экологической экспертизы материалов «Программа геолого-геофизических работ на акваториях дальневосточных и восточно-арктических морей Российской Федерации на период до 2020 года» (л.д. 45).
В своем заключении экспертная комиссия государственной экологической экспертизы материалов «Программа геолого-геофизических работ на акваториях дальневосточных и восточно-арктических морей Российской Федерации на период до 2020 года» от <дата> пришла к выводу, что данная программа в части состава и объема соответствует требованиям, установленным законодательством РФ в области охраны окружающей среды (л.д. 50-85).
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № от <дата> было утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов «Программа геолого-геофизических работ на акваториях дальневосточных и восточно-арктических морей Российской Федерации на период до 2020 года» (л.д. 49).
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела не вызывают у суда сомнений и никем не опровергнуты.
Согласно п. 1 Положения «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утв. постановлением Правительства РФ от <дата> N 401 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности.
В силу ст. 10 Федерального закона №174-ФЗ от 23.11.1995г. «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 Положения «О федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. №401 на момент организации и проведения государственной экологической экспертизы материалов «Программа геолого-геофизических работ на акваториях дальневосточных и восточно-арктических морей Российской Федерации на период до 2020 года» является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 11 Федерального закона №174-ФЗ от 23.11.1995г. «Об экологической экспертизе», объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
Поскольку объект государственной экологической экспертизы попадает под действие вышеназванных законов, организация и проведение государственной экологической экспертизы материалов «Программа геолого-геофизических работ на акваториях дальневосточных и восточно-арктических морей Российской Федерации на период до 2020 года» отнесена к федеральному уровню государственной экологической экспертизы.
Анализируя выше изложенные требования Положения «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» применительно к Федеральному закону №174-ФЗ от 23.11.1995г. «Об экологической экспертизе», суд приходит к выводу, что оспариваемые заявителями решения были приняты Ростехнадзором в пределах предоставленной ему компетенции.
В обоснование своих требований заявители указывают, что указанный объект государственной экологической экспертизы относится к категории сложных объектов, а не объектам средней сложности, как полагает Ростехнадзор.
Данный довод не может служить основанием для удовлетворения требований заявителей и подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона № 174-ФЗ от 23.11.1995г. «Об экологической экспертизе», срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, но не должен превышать шесть месяцев или в отношении объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, три месяца.
В соответствии с приложением 29 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.10.2008 года №283, определение сложности объектов государственной экологической экспертизы осуществляется на основании нижеуказанных базовых критериев и с учетом трудоемкости экспертных работ, природных особенностей (условий) территории, экологической ситуации в районе намечаемой деятельности и масштаба воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.
Из содержания указанного положения следует, что определение сложности объекта государственной экологической экспертизы зависит от ряда признаков и относится к компетенции органа организующего и проводящего государственную экологическую экспертизу, в связи с чем суд отклоняет ссылки заявителей на заключение экспертной комиссии общественной экологической экспертизы по материалам «Программа геолого-геофизических работ на акваториях дальневосточных и восточно-арктических морей Российской Федерации на период до 2020 года», составленного общественной экологической экспертизой Экологической Вахтой Сахалина.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору с учетом объекта государственной экологической экспертизы, объема работ, определила объект государственной экологической экспертизы материалов «Программа геолого-геофизических работ на акваториях дальневосточных и восточно-арктических морей Российской Федерации на период до 2020 года» как объект государственной экологической экспертизы средней сложности.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемые заявителями решения Ростехнадзора приняты полномочным на то государственным органом исполнительной власти в соответствии с действующим на момент их принятия законодательством, в рамках предоставленных ему полномочий, не нарушают права и свободы заявителей, в связи с чем в удовлетворении требований Михайловой Т.Р., Камчатской региональной общественной организации «Камчатская лига независимых экспертов», региональной общественной организации «Правовой центр «Родник» суд отказывает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 254, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Михайловой Т.Р., Камчатской региональной общественной организации «Камчатская лига независимых экспертов», региональной общественной организации «Правовой центр «Родник» об оспаривании приказов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский городской суд через суд в течение 10 дней.
Судья: