РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2010 года
Таганский районный суд г. Москвы в составе
председательствующего судьи Смолиной Ю.М.
при секретаре Фоменко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2665-10/12с по жалобам Министерства энергетики Российской Федерации на действия судебных приставов-исполнителей межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Пылаевой С.В., Емченко Т.А., Сорокина А.А.,
УСТАНОВИЛ:
Минэнерго России обратилось в суд с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Пылаевой С.В., указывая в обоснование своих требований, что действия судебного пристава-исполнителя Пылаевой С.В., по вынесению ею <дата> постановления о возбуждении исполнительного производства в отношении Министерства энергетики РФ незаконны, поскольку обращение взыскания на средства бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится и действующим законодательством установлен иной порядок обращения взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений. В связи с чем, заявитель просит суд отменить постановление от <дата> о возбуждении исполнительного производства № и исполнительное производство в отношении Минэнерго России прекратить, исполнительный документ вернуть взыскателю.
Одновременно, Минэнерго России обратилось в суд с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Емченко Т.А., указывая в обоснование своих требований, что действия судебного пристава-исполнителя Емченко Т.А., по вынесению ею <дата> постановления о возбуждении исполнительного производства в отношении Министерства энергетики РФ незаконны, поскольку обращение взыскания на средства бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится и действующим законодательством установлен иной порядок обращения взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений. В связи с чем, заявитель просит суд отменить постановление от <дата> о возбуждении исполнительного производства № и исполнительное производство в отношении Минэнерго России прекратить, исполнительный документ вернуть взыскателю.
Также, Минэнерго России обратилось в суд с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Сорокина А.А., указывая в обоснование своих требований, что действия судебного пристава-исполнителя Сорокина А.А., по вынесению им <дата> постановления о возбуждении исполнительного производства в отношении Министерства энергетики РФ незаконны, поскольку обращение взыскания на средства бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится и действующим законодательством установлен иной порядок обращения взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений. В связи с чем, заявитель просит суд отменить постановление от <дата> о возбуждении исполнительного производства № и исполнительное производство в отношении Минэнерго России прекратить, исполнительный документ вернуть взыскателю.
Также, Минэнерго России обратилось в суд с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Емченко Т.А., указывая в обоснование своих требований, что действия судебного пристава-исполнителя Емченко Т.А., по вынесению ею <дата> постановления о возбуждении исполнительного производства в отношении Министерства энергетики РФ незаконны, поскольку обращение взыскания на средства бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится и действующим законодательством установлен иной порядок обращения взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений. В связи с чем, заявитель просит суд отменить постановление от <дата> о возбуждении исполнительного производства №АС/2010 и исполнительное производство в отношении Минэнерго России прекратить, исполнительный документ вернуть взыскателю.
Также, Минэнерго России обратилось в суд с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Сорокина А.А., указывая в обоснование своих требований, что действия судебного пристава-исполнителя Сорокина А.А., по вынесению им <дата> постановления о возбуждении исполнительного производства в отношении Министерства энергетики РФ незаконны, поскольку обращение взыскания на средства бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится и действующим законодательством установлен иной порядок обращения взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений. В связи с чем, заявитель просит суд отменить постановление от <дата> о возбуждении исполнительного производства № и исполнительное производство в отношении Минэнерго России прекратить, исполнительный документ вернуть взыскателю.
Также, Минэнерго России обратилось в суд с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Сорокина А.А., указывая в обоснование своих требований, что действия судебного пристава-исполнителя Сорокина А.А., по вынесению им <дата> постановления о возбуждении исполнительного производства в отношении Министерства энергетики РФ незаконны, поскольку обращение взыскания на средства бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится и действующим законодательством установлен иной порядок обращения взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений. В связи с чем, заявитель просит суд отменить постановление от <дата> о возбуждении исполнительного производства № и исполнительное производство в отношении Минэнерго России прекратить, исполнительный документ вернуть взыскателю.
Определением Таганского районного суда г. Москвы от <дата> вышеуказанные гражданские дела были объединены в одно производство, объединенному делу присвоен №.
В настоящее судебное заседание представитель заявителя явился, доводы жалобы поддержал.
Судебные приставы – исполнители межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Сорокин А.А., Емченко Т.А. в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно надлежащим образом.
Судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Пылаева С.В. в судебное заседание явилась, считала жалобы необоснованными, просила в их удовлетворении отказать.
Заинтересованные лица - Рачинский А.В., Морозюк Б.С., Бубенцов А.Л., Лапин А.О., Недов В.С., Иштокина Л.Ф. в настоящее судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены своевременно, надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения представителя заявителя, судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Пылаевой С.В., исследовав письменные материалы дела, находит заявление Минэнерго России подлежащим отклонению по следующим основаниям.
В силу ст. 122 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007г. «Об исполнительном производстве», жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Учитывая, что Минэнерго РФ обратилось в суд с жалобами на действия судебных приставов-исполнителей по истечении установленного законом 10-дневного срока на обжалование действий судебного пристава-исполнителя, суд считает возможным удовлетворить заявление представителя Минэнерго РФ о восстановлении пропущенного 10-дневного срока, поскольку признает причины пропуска срока уважительными.
При удовлетворении заявлений о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановлений судебных приставов-исполнителей Емченко Т.А., Сорокина А.А., Пылаевой С.В. от <дата> №, <дата> №АС/2010, от <дата> №, от <дата> №АС/2010, от <дата> №, от <дата> № суд принимает во внимание то обстоятельство, что постановления были получены заявителем лишь <дата>, <дата> и <дата>, о чем свидетельствует печать входящей корреспонденции на копии постановлений, жалобы на указанные постановления были направлены заявителем в адрес суда по почте <дата>.
В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Воркутинского городского суда Р. Коми от <дата> постановлено: Обязать Министерство энергетики Российской Федерации через Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» выделить Рачинскому А.В. жилищную субсидию для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в порядке установленной очередности. Указанное решение вступило в законную силу <дата>, по нему был выдан исполнительный лист (л.д. 53-54).
На основании поступившего исполнительного листа по гражданскому делу по иску Рачинского А.В. к Администрации муниципального образования городского округа «Воркута», Министерству энергетики Российской Федерации о возложении обязанности включить в очередь на получение жилищной субсидии, выделить жилищную субсидию для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией шахты «Юнь-Яга», судебным приставом – исполнителем межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Пылаевой С.В. <дата> было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №, которое судебным приставом-исполнителем было направлено должнику почтой (л.д. 5).
Также судом установлено, что решением Воркутинского городского суда Р. Коми от <дата> постановлено: Обязать Министерство энергетики Российской Федерации через Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» выделить Морозюк Б.С. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в порядке установленной очередности с учетом непрерывного стажа работы в угольной отрасли. Указанное решение вступило в законную силу <дата>, по нему был выдан исполнительный лист.
На основании поступившего исполнительного листа по гражданскому делу по иску Морозюк Б.С. к Администрации МО ГО «Воркута» об обязании включить в очередь на получение жилищной субсидии, к Министерству по энергетике РФ выделить жилищную субсидию для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Емченко Т.А. <дата> было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №АС/2010, которое судебным приставом-исполнителем было направлено должнику почтой (л.д.13).
Также в ходе судебного разбирательства из письменных материалов дела установлено, что решением Воркутинского городского суда Р. Коми от <дата> постановлено: Обязать Министерство энергетики Российской Федерации через Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» выделить Бубенцову А.Л. жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья за пределами районов Крайнего Севера. Указанное решение вступило в законную силу <дата>, по нему был выдан исполнительный лист (л.д. 63-64).
На основании поступившего исполнительного листа по гражданскому делу по иску Бубенцова А.Л. к Администрации муниципального образования городского округа «Воркута», Министерству энергетики Российской Федерации о включении в очередь на получение жилищной субсидии и выделении жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, судебным приставом – исполнителем межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Сорокиным А.А. <дата> было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №, которое судебным приставом-исполнителем было направлено должнику почтой (л.д. 21).
Также судом установлено, что решением Воркутинского городского суда Р. Коми от <дата> постановлено: Обязать Министерство энергетики Российской Федерации через Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» предоставить Лапину О.А., <дата> года рождения, уроженцу <адрес>, проживающему по адресу: <адрес> жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости шахтерских городов и поселков в порядке очередности исходя из продолжительности трудового стажа. Указанное решение вступило в законную силу <дата>, по нему был выдан исполнительный лист.
На основании поступившего исполнительного листа по гражданскому делу по иску Лапина О.А. к Администрации муниципального образования городского округа «Воркута», Министерству энергетики Российской Федерации об обязании включить в очередь на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией шахты «Юнь-Яга», судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Емченко Т.А. <дата> было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №АС/2010, которое судебным приставом-исполнителем было направлено должнику почтой (л.д.29).
Также в ходе судебного разбирательства из письменных материалов дела установлено, решением Воркутинского городского суда Р. Коми от <дата> постановлено: Обязать Министерство энергетики Российской Федерации через Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» выделить Недову В.С. жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья за пределами районов Крайнего Севера. Указанное решение вступило в законную силу <дата>, по нему был выдан исполнительный лист (л.д. 58-59).
На основании поступившего исполнительного листа по гражданскому делу по иску Недова В.С. к Администрации муниципального образования городского округа «Воркута», Министерству энергетики Российской Федерации о включении в очередь на получение жилищной субсидии и выделении жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, судебным приставом – исполнителем межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Сорокиным А.А. <дата> было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №, которое судебным приставом-исполнителем было направлено должнику почтой (л.д. 36).
Также судом установлено, решением Воркутинского городского суда Р. Коми от <дата> постановлено: Обязать Министерство энергетики Российской Федерации через Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» выделить Иштокиной Л.Ф. жилищную субсидию для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в порядке установленной очередности с учетом непрерывного стажа работы в угольной. Указанное решение вступило в законную силу <дата>, по нему был выдан исполнительный лист (л.д. 51-52).
На основании поступившего исполнительного листа по гражданскому делу по иску Иштокиной Л.Ф. к Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» об обязании включить в очередь на получение жилищной субсидии, к Министерству энергетики Российской Федерации выделить жилищную субсидию для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, судебным приставом – исполнителем межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Сорокиным А.А. <дата> было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №, которое судебным приставом-исполнителем было направлено должнику почтой (л.д. 44).
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, не вызывают у суда сомнений, сторонами не оспорены.
Представитель заявителя в обоснование своих доводов в ходе судебного разбирательства указал, что судебными приставами-исполнителями незаконно были вынесены постановления о возбуждении исполнительного производства, поскольку бюджетным законодательством России установлен иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 239 БК РФ, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, а сама процедура обращения взыскания определяется главой 24.1 БК РФ. Таким образом, действующим законодательством установлен иной порядок исполнения судебных решений по передаче гражданам денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы России. Соответственно никаких правоотношений между судебными приставами-исполнителями и должником не возникает, и судебные приставы-исполнители Пылаева С.В., Емченко Т.А., Сорокин А.А. неправомерно возбудили указанные исполнительные производства в отношении заявителя.
Согласно ст. 441 ГК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
В соответствии со ст. 3 Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от <дата> № 119-ФЗ принудительное исполнение (далее - исполнение) судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов (далее - служба судебных приставов) и службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации (далее - службы судебных приставов).
Согласно ст. 5 ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).
В силу ст. 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
В соответствии с частью 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является непредставление какого-либо документа, несоответствие документов требованиям, указанным в настоящей статье, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Предъявленные к исполнению исполнительные документы не содержат указание на конкретную сумму, подлежащую взысканию, а содержат лишь возложение обязанности совершить должнику определенное действие.
Кроме того, исполнительные документы содержат обязательство о выделение жилищной субсидии через администрацию муниципального образования городского округа «Воркута», однако согласно п.4 ст.242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Как это было установлено выше, судебным приставам-исполнителям Сорокину А.А., Пылаевой С.В., Емченко Т.А. поступили на исполнение исполнительные листы, выданные Воркутинским городским судом Р. Коми, которыми Министерство энергетики РФ обязано совершить действия, а именно:
- через Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» выделить Рачинскому А.В. жилищную субсидию для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в порядке установленной очередности.
- через Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» выделить Морозюк Б.С. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение непрерывного стажа работы в угольной отрасли.
- через Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» выделить Бубенцову А.Л. жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья за пределами районов Крайнего Севера.
- через Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» предоставить Лапину О.А., <дата> года рождения, уроженцу <адрес>, проживающему по адресу: <адрес> жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости шахтерских городов и поселков в порядке очередности исходя из продолжительности трудового стажа.
- через Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» выделить Недову В.С. жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья за пределами районов Крайнего Севера.
- через Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» выделить Иштокиной Л.Ф. жилищную субсидию для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в порядке установленной очередности с учетом непрерывного стажа работы.
Таким образом, указанные обстоятельства и требования закона свидетельствуют о том, что предъявление исполнительных листов, выданных Воркутинским городским судом Республики Коми о возложении обязанности на Министерство энергетики РФ через администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» выделить Рачинскому А.В., Морозюк Б.С., Бубенцову А.Л., Лапину А.О., Недову В.С., Иштокиной Л.Ф. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера, не может быть осуществлено по правилам ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного выше, суд считает, что у судебных приставов - исполнителей Сорокина А.А., Пылаевой С.В., Емченко Т.А. имелись все законные основания для принятия исполнительного листа об обязании Министерства энергетики РФ совершить действие к своему производству и возбуждения исполнительного производства.
Таким образом, доводы, изложенные заявителем в обоснование своих требований об отмене постановлений о возбуждении исполнительного производства от <дата> №, <дата> №АС/2010, от <дата> №, от <дата> №АС/2010, от <дата> №, от <дата> № не могут служить основанием для удовлетворения требований заявителя, поскольку не основаны на законе и противоречат установленным судом фактическим обстоятельствам по делу.
Отказывая в удовлетворении жалобы Министерства энергетики РФ на действия судебных приставов-исполнителей Сорокина А.А., Пылаевой С.В., Емченко Т.А., суд также не находит оснований для удовлетворения требований заявителя о возвращении документов взыскателю и прекращении исполнительного производства.
На основании вышеизложенного, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении жалобы Министерства энергетики РФ на действия судебных приставов-исполнителей межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Сорокина А.А., Пылаевой С.В., Емченко Т.А. следует отказать.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 214 ГК РФ, ст. ст. 242.1, 242.3 БК РФ, ст.ст. 1, 3, 5 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении жалоб Министерства энергетики Российской Федерации на действия судебных приставов-исполнителей межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Сорокина А.А., Пылаевой С.В., Емченко Т.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через суд в течение 10 дней.
Судья: