о признании незаконным бездействия, обязании соврешить определенные действия



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2010 года

Таганский районный суд г. Москвы

в составе председательствующего судьи Куприенко С.Г.

при секретаре Краснокутской А.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2748-10/4

по иску Никулинского межрайонного прокурора г. Москвы в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Сбербанк России» о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,

Установил:

Никулинский межрайонный прокурор г. Москвы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Открытому акционерному обществу «Сбербанк России» о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия.

В обоснование заявленных требований истец указал, что межрайонной прокуратурой <дата> проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» в ОАО «Сбербанк России» в лице Московского банка Сбербанка России (ОАО), в Вернадском отделении Сбербанка России № доп.офисе №, расположенном по адресу: <адрес>. Согласно акта проверки доступности объекта для лиц с ограничением жизнедеятельности от <дата> установлено, что в ОАО «Сбербанк России», в лице Московского банка Сбербанка России (ОАО), в Вернадском отделении Сбербанка России № доп.офисе №, расположенном по адресу: <адрес>, доступность в помещение не обеспечена, поскольку при входе в Вернадское отделение Сбербанка России № доп.офис № отсутствуют: пандус наружный, поручни, нескользкое покрытие, рельефная тактильная полоса перед маршем внизу и вверху, желтая контрастная окраска первой и последней ступени. Бездействие организации в указанной сфере нарушают права неопределенного круга лиц – инвалидов, поскольку для них беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры невозможен.

Впоследствии истец представил в суд заявление об уточнении исковых требований, в котором также просил признать незаконным бездействия ответчика, обязать совершить определенные действия, указывая при этом в обоснование заявленных требований, что ОАО «Сбербанк России» нарушены требования ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», требования постановления Правительства г.Москвы от 06.08.2002 г. №623-ПП «Об утверждении норм и правил проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы МГСН 1.02.-02», а именно попасть в помещение Вернадского отделения Сбербанка России № доп.офис №, расположенное по адресу: <адрес> человеку, передвигающемуся на инвалидной коляске, невозможно. Два металлических швеллера, расположенных параллельно на определенной ширине, пандусом не являются и непригодны для передвижения на инвалидной коляске, в связи с чем, инвалиды лишаются доступа к указанному объекту.

В настоящее судебное заседание представитель истца – Никулинского межрайонного прокурора г. Москвы – помощник Таганского межрайонного прокурора г.Москвы Переслегина Е.П. – явилась, исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме по изложенным основаниям, просила иск удовлетворить, признать незаконным бездействия ОАО «Сбербанк России», обязать совершить ОАО «Сбербанк России» определенные действия.

Представитель ответчика ОАО «Сбербанк России» в судебном заседании исковые требования не признал, настаивал на том, что при входе в здание дополнительного офиса № у лестниц пандусы и перила установлены, просил суд в удовлетворении иска отказать по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, считает иск подлежащим отклонению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из положений ст.1 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ следует, что целью указанного Федерального закона является защита нравственности, прав и законных интересов граждан.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

В соответствии с Постановлением правления ОАО «Сбербанк России» от 02.07.2010 г. и приказом Московского банка ОАО «Сбербанк России» №242-О от 22.06.2010 г. отделения Сбербанка России г.Москвы преобразованы во внутренние структурные подразделения Московского банка ОАО «Сбербанка России» (л.д.45-53).

В соответствии с указанными актами разработан план по реконструкции офисов Московского банка.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются...

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

Согласно ст. 3 Закона г.Москвы № 3 от 17.01.2001 г. «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур г.Москвы» к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, относятся:

- жилые здания государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда;

- административные здания и сооружения;

- объекты культуры и культурно - зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.);

- объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения;

- объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово - банковские учреждения;

- гостиницы, отели, иные места временного проживания;

- физкультурно - оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки;

- объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население;

- станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта;

- почтово - телеграфные и другие здания и сооружения связи и информации;

- производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда;

- тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей;

- прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.

Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием:

- визуальной и звуковой информацией;

- специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов;

- звуковой сигнализацией у светофоров;

- телефонами - автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов;

- санитарно - гигиеническими помещениями;

- пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания;

- пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования;

- специальными указателями маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон;

- пандусами и поручнями у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров;

- пандусами при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в надземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей.

Постановлением Правительства Москвы от 06.08.2002 г. №623-ПП «Об утверждении Норм и правил проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы МГСН 1.02-02» предусмотрены нормы и правила проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы (далее - нормы и правила), установлены основные параметры и необходимое минимальное сочетание элементов благоустройства на различных территориях города Москвы для создания безопасной, удобной и привлекательной городской среды.

Так, в соответствии с п.4.3.6. указанного постановления Правительства Москвы, на территории общественных пространств города все преграды (уступы, ступени, пандусы, деревья, осветительное, информационное и уличное техническое оборудование), а также край тротуара в зонах остановок общественного транспорта и переходов через улицу следует выделять полосами ТАКТИЛЬНОГО ПОКРЫТИЯ. Тактильное покрытие должно начинаться на расстоянии не менее чем за 0,8 м до преграды, края улицы, начала опасного участка, изменения направления движения и т.п. Если на тактильном покрытии имеются продольные бороздки шириной более 15 мм и глубиной более 6 мм, их не следует располагать вдоль направления движения.

Согласно п.4.4.5 того же постановления, при проектировании открытых лестниц на перепадах рельефа высоту ступеней рекомендуется назначать не более 120 мм, ширину - не менее 400 мм, ступени должны иметь уклон 10-20 промилле в сторону вышележащей ступени. После каждых 10-12 ступеней следует устраивать площадки длиной не менее 1,5 м. Край первых ступеней лестниц при спуске и подъеме рекомендуется выделять полосами яркой контрастной окраски. Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по ширине и высоте подъема ступеней. При проектировании лестниц в условиях реконструкции сложившихся территорий города высота ступеней может быть увеличена до 150 мм, а ширина ступеней и длина площадки - уменьшена до 300 мм и 1,0 м соответственно.

Как усматривается из п.4.4.6. постановления Правительства Москвы, пандус должен выполняться из нескользкого материала с шероховатой текстурой поверхности без горизонтальных канавок. При отсутствии ограждающих пандус конструкций необходимо предусматривать ограждающий бортик высотой не менее 75 мм и поручни. Зависимость уклона пандуса от высоты подъема следует принимать по таблице 4.6. Уклон бордюрного пандуса следует, как правило, принимать 1:12.

Как указывает истец в обоснование своих требований, в ходе проведенной <дата> межрайонной прокуратурой проверки было установлено, что по адресу: <адрес> расположено Вернадское отделение Сбербанка России № доп.офис №. Доступность в помещения данной организации для граждан-инвалидов не обеспечена, поскольку при входе в Вернадское отделение Сбербанка России № доп.офис № отсутствуют: пандус наружный, поручни, нескользкое покрытие, рельефная тактильная полоса перед маршем внизу и вверху, желтая контрастная окраска первой и последней ступени, что является нарушением требований ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», ст.ст. 3,5 Закона города Москвы от 17.01.2001 г. №3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной, инженерной инфраструктур города Москвы».

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований истца, утверждая, что при входе в здание дополнительного офиса № у лестниц пандусы и перила установлены, при этом также указал, что не ясно, на основании каких норм права истец требует обязать его (ответчика) установить вышеуказанные объекты, считает, что заявленные требования истца являются незаконными и необоснованные, поскольку ни одним из указанных правовых актов, на которые ссылается истец в своем исковом заявлении, не предусмотрено установление данных приспособлений, кроме пандусов и поручней у лестниц у входов в здание.

Также представитель ответчика указал, что банком предпринимаются все необходимые меры по улучшению условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии с этими актами разработан план переформатирования сети подразделений Московского банка. Реконструкция ВСП № планируется в 2012 <адрес> проведении переформирования банк осуществляет все возможные мероприятия для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, что видно и предоставленных фотографий.

Банком приобретены мобильные гусеничные ступенькоходы. Данное оборудование применяется банком впервые, поэтому первоначально установлено это оборудование в офисах, наиболее часто посещаемых лицами с ограниченными возможностями. В настоящее время банком осуществляются все необходимые мероприятия по улучшению условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Кроме того, из объяснений ответчика следует, что проведение мероприятий по изменению входной группы до реконструкции офиса нецелесообразно и может повлечь за собой нарушение законодательства, а именно: выполнение работ по обустройству входной группы без согласования может быть расценено как захват участка муниципальной собственности. Возведение пандуса требует разработки проектно-сметной документации и согласование ее в установленном порядке в городских службах (получение геоподосновы в Мосгоргеостате, оформление АРИ (акта разрешенного использования участка земельной территории), согласование фасадов в ГУП ГлавАпу Москомархитектуры и прочее), что занимает продолжительное время. Таким образом, как указывает ответчик, в настоящее время из-за длительного согласования документации по приспособлению входной группы для маломобильных групп населения проведение данных мероприятий до проведения реконструкции нецелесообразно.

Также, как отмечено в возражениях ответчика, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16.03.2010 г. № 219-ПП целевая программа по социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы не проходит единомоментно. На 2010 г. в мероприятиях по реализации данной программы также предусмотрено улучшение условий для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе к объектам здравоохранения. В связи с этим, можно сделать вывод, что законодательством не установлены сроки по осуществлению целевой программы по социальной интеграции инвалидов.

Суд принимает во внимание объяснения ответчика и считает их заслуживающими внимания, поскольку они не противоречат положениям действующего законодательства.

Так, из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются...

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что приспособление объектов для нужд инвалидов производится в указанных выше случаях, т.е. при новом строительстве, реконструкции зданий и в определенных случаях с предварительным согласованием с городскими службами.

Ответчиком в ходе судебного разбирательства представлены доказательства, что при проведении реконструкции офиса банка положения действующего законодательства по оснащению помещения средствами для инвалидов будет обеспечено, в настоящее время минимальные средства для инвалидов имеются, что следует из представленных суду фотографий. Истцом, в свою очередь, не представлено доказательств законности своих требований и возможности реконструкции помещения ответчика, в котором проводилась проверка, в настоящее время.

В силу ст. 12, ст. 56, ст. 57 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Вместе с тем, суд считает, что истцом не представлено в ходе судебного разбирательства достаточных и исчерпывающих доказательств в их совокупности, подтверждающих заявленные требованиям и опровергающих возражения ответчика.

Выводы суда также подтверждаются и объяснениями ответчика, с доводами которых суд соглашается.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что действиями ответчика права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц нарушены не были, в связи с чем отказывает в удовлетворении заявленных истцом исковых требований в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 12 ГК РФ, ст. ст. 12, 56, 57, 67, 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Никулинского межрайонного прокурора г. Москвы в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Сбербанк России» о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через суд в течение 10 дней.

Судья: