РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2011 года
Таганский районный суд г. Москвы в составе
председательствующего судьи Смолиной Ю.М.
при секретаре Фоменко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1020/11 по иску И.о. Люблинского межрайонного прокурора г. Москвы к Открытому акционерному обществу «Стекломонтаж» о понуждении к заключению охранного обязательства на объект культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Истец И.о. Люблинского межрайонного прокурора г. Москвы обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Стекломонтаж» о понуждении к заключению охранного обязательства на объект культурного наследия, указывая в обоснование требований, что во исполнение поручения Прокуратуры г. Москвы совместно с главным инспектором Комитета по культурному наследию г. Москвы проведена проверка законности сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Летняя, д. 8/2, стр. 1.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 декабря 1974 г. № 624 в список памятников включен Ансамбль подмосковной усадьбы «Люблино» конец XVIII - начало XIX вв. в поселке Люблино. В Ансамбль включен, в том числе, «Флигель театральной школы» по адресу ул. Летняя д. 2-а.
Объект «Флигель театральной школы» по адресу: ул. Летняя, д. 2-а, находится в собственности ОАО «Стекломонтаж», созданного путем преобразования АОЗТ «Стекломонтаж», на основании зарегистрированного права собственности.
Согласно справкам Московского городского БТИ двухэтажное нежилое здание по адресу: г. Москва, ул. Летняя, д. 8/2, стр.1, учтен по указанному адресу. Объект по адресу: г. Москва, ул. Летняя д. 2-а согласно архиву БТИ не учтен.
Комитетом по культурному наследию г. Москвы по результатам проверки <дата> руководству ОАО «Стекломонтаж» было предписано оформить охранное обязательство.
Проверкой установлено, что данное предписание ответчиком не выполнено, в связи с чем истец просит обязать ОАО «Стекломонтаж» в срок 60 дней заключить с Комитетом по культурному наследию г. Москвы охранное обязательство на объект культурного наследия «Флигель театральной школы» по адресу: <адрес> ст. 1 (<адрес>), включенный в Ансамбль подмосковной усадьбы «Люблино» конец XVIII - начало XIX вв. по форме, установленной постановлением правительства Москвы от 09 июня 2009 года № 542-ПП.
Решением Таганского районного суда г. Москвы <дата> в удовлетворении исковых требований И.о. Люблинского межрайонного прокурора <адрес> к Открытому акционерному обществу «Стекломонтаж» об обязании ОАО «Стекломонтаж» в срок 60 дней заключить с Комитетом по культурному наследию <адрес> охранное обязательство на объект культурного наследия «Флигель театральной школы» по адресу: <адрес> стр.1 (<адрес>), включенный в Ансамбль подмосковной усадьбы «Люблино» конец XVIII - начало XIX в.в. отказано (л.д. 47-53).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от <дата> решение Таганского районного суда от <дата> отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда (л.д. 102- 105).
Представитель И.о. Люблинского межрайонного прокурора г. Москвы Зимина Н.Э. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ОАО «Стекломонтаж» по доверенности Новиков А.П. в судебное заседание явился, в удовлетворении иска просил отказать, по основаниям, изложенным в письменном возражении, ссылаясь на необоснованность исковых требований.
Представитель 3-го лица Департамента культурного наследия г. Москвы (ранее Москомнаследие) по доверенности Меркулова Т.В. в судебное заседание явилась, исковые требования И.о. Люблинского межрайонного прокурора г. Москвы поддержала.
Суд, выслушав объяснения представителей сторон, представителя третьего лица, исследовав материалы настоящего гражданского дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации регламентировала, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст.44 п.3).
Федеральным законом Российской Федерации №73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, направленный на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры, - установлено, что «объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления».
Согласно ст.1 Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», предметами регулирования настоящего Федерального закона являются, в том числе: отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества; общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В силу п.3 ст.2 указанного Федерального закона, имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 33 Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя: государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, формирование и ведение реестра; проведение историко-культурной экспертизы; установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, перемещение объекта культурного наследия, нанесение ущерба объекту культурного наследия, изменение облика и интерьера данного объекта культурного наследия, являющихся предметом охраны данного объекта культурного наследия; согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима; контроль за разработкой градостроительных регламентов, в которых должны предусматриваться меры, обеспечивающие содержание и использование объектов культурного наследия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия; выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ; согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ; выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования; установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений; контроль за состоянием объектов культурного наследия; иные мероприятия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.
В судебном заседании из объяснений сторон и письменных материалов дела установлено следующее.
Постановлением Совета министров РСФСР от 04 декабря 1974 г. №624 «Флигель театральной школы» по адресу: ул. Летняя д. 2а включен в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. №1327 (л.д. 279-280 т.1).
Согласно сообщению Москомнаследния, «Флигель театральной школы» по адресу согласно данным цифрового адресного плана МосгорБТИ: ул. Летняя д. 8/2 стр. 1 входит в Ансамбль подмосковной усадьбы «Люблино» конец XVIII - начало XIX вв, арх. Н.В. Егоров, и является объектом культурного наследия (л.д. 299-300 т.1).
Комитет по культурному наследию г. Москвы (Москомнаследие) обратился с заявлением на имя Начальника Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Прокуратуры г. Москвы Манеркина Е.Н., в котором указывает, что Комитетом по культурному наследию г. Москвы были проведены проверки объектов культурного наследия федерального значения, входящих в состав «Ансамбля подмосковной усадьбы «Люблино», конец XVIII - начало XIX вв, арх. И.В. Егоров», в том числе по адресу: ул. Летняя д. 8/2, стр. 1. Данный объект находится в собственности ОАО «Стекломонтаж».
В целях устранения выявленных нарушений в области охраны объектов культурного наследия, в адрес ОАО «Стекломонтаж» направлены предписания об устранении выявленных нарушений.
В связи с неисполнением предписаний Москомнаследние просит рассмотреть возможность возбуждения в отношении в том числе ОАО «Стеломонтаж» административного производства по ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ и проверить законность сделок приватизации указанных объектов культурного наследия федерального значения и правомерность их отчуждения в частную собственность (л.д. 19,20 т.1).
Москомнаследием в адрес ОАО «Стекломонтаж» вынесено предписание №16-16/Кл-8-п1 от 26.06.2009г., согласно которому ОАО «Стекломонтаж» необходимо подать в службу «одного окна» Москомнаследия комплект документов для оформления охранного обязательства собственника в отношении объекта, расположенного по адресу: Москва, ул. Летняя, д. 8/2 стр. 1 в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 13.02.2007 №92-ПП в срок 60 дней (л.д. 283 том 1).
Согласно копии почтового уведомления, данное предписание было получено ответчиком 06 июля 2009 года (л.д. 284 том 1).
Данное предписание в установленный срок ОАО «Стекломонтаж» исполнено не было, о чем Москомнаследием 07.09.2009г. составлен акт проверки исполнения предписания (л.д. 288 том 1).
Из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним усматривается, что нежилое помещение, расположенное по адресу: Москва, ул. Летняя, д. 8/2 стр. 1, площадью 259,6 кв.м, принадлежит на праве собственности ОАО «Стекломонтаж» (л.д. 169,335 том 1).
При этом, согласно уведомлению Управления Росреестра по Москве, сведения о правах на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Летняя дом 2а в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (л.д. 336 т.1).
В соответствии со ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Представитель ответчика в обоснование своих возражений ссылается на то, что объекты, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Летняя, д. 8/2 стр. 1 и г. Москва, ул. Летняя дом 2а не идентичны, а являются различными объектами, в связи с чем представитель ответчика полагает, что у ОАО «Стекломонтаж» отсутствует обязанность по заключению с Комитетом по культурному наследию г. Москвы охранного обязательства на принадлежащий ответчику ОАО «Стекломонтаж» на праве собственности объект недвижимого имущества по адресу: г.Москва, ул. Летняя, д.8/2, стр.1, поскольку данное здание не входит в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.
Суд не может согласиться с правовой позицией представителя ответчика и приведенными в ее обоснование доводами по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, в частности из ответа Московского городского бюро технической инвентаризации № 3137 от 18 мая 2011 года на запрос суда, в базе данных «Жилищный и нежилой фонд» ГУП МосгорБТИ по официальному адресу: Летняя ул., 8/2, стр.1 учтено 2-х этажное нежилое здание, год постройки до 1917. Согласно архивных данных БТИ у данного здания присутствовал также адрес: Летняя ул., 8/2. По поручению Департамента имущества города Москвы в 2009 году на основании сведений, в том числе посадки адресного контура объекта, указанных в историко - культурном опорном плане города Москвы, предоставленном Москомнаследием по адресу: Летняя ул., 2а, представилось возможным идентифицировать данный адрес с официальным адресом учтенным в БТИ: Летняя ул., 8/2, стр.1.
Оснований не доверять представленному документу у суда не имеется. Поскольку он исходит от компетентного органа, имеет все необходимые реквизиты, более того, информация, указанная в данном ответе подтверждается представленными в адрес суда техническим паспортом на домовладение, экспликацией и поэтажным планом.
Из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Летняя, д. 8/2 стр. 1, площадью 259,6 кв.м., принадлежит на праве собственности ОАО «Стекломонтаж» (л.д. 169,335 том 1).
В соответствии с п. 3 и п. 4 ст. 48 Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.
Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется:
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения.
Согласно п. 59 положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 16.09.1982 N 865 (ред. от 29.12.1989, с изм. от 25.06.2002) "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры" порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно - арендным договором, охранным договором или охранным обязательством.
В охранных документах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия.
Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники.
В соответствии с п. 3.1.1 Положения о Комитете по культурному наследию г. Москвы для исполнения своих полномочий Комитет имеет право оформлять охранную документацию на недвижимое культурное наследие и его территории в соответствии с законодательством, в том числе заключать в установленном порядке договоры аренды объектов культурного наследия (охранно-арендные договоры), договоры безвозмездного пользования объектами культурного наследия (охранные договоры), охранные обязательства пользователей и собственников.
Форма охранного обязательства установлена приложением № 3 к Постановлению Правительства Москвы от 09 июня 2009 года № 542-ПП «О совершенствовании системы управления и распоряжения объектами культурного наследия».
Судом ранее установлено, что направленное Комитетом по культурному наследию г. Москвы в адрес ответчика ОАО «Стекломонтаж» предписание с требованием оформить охранное обязательство до настоящего времени не выполнено, что также в ходе судебного разбирательства подтвердил представитель ответчика.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом ранее установлено, что объект недвижимого имущества по адресу: ул. Летняя д. 8/2 стр. 1 идентичен объекту недвижимого имущества по адресу: ул. Летняя д.2а, а также учитывая то обстоятельство, что спорный объект недвижимого имущества является объектом культурного наследия, однако собственник указанного объекта недвижимого имущества ОАО «Стекломонтаж» до настоящего времени обязанность по оформлению охранного обязательства не выполнил, суд находит требования И.о. Люблинского межрайонного прокурора г.Москвы о понуждении к заключению охранного обязательства на объект культурного наследия подлежащими удовлетворению, в связи с чем обязывает ОАО «Стекломонтаж» заключить с Комитетом по культурному наследию г.Москвы охранное обязательство на объект культурного наследия «Флигель театральной школы» по адресу: г.Москва, ул.Летняя, д.8/2 стр.1, включенный в Ансамбль подмосковной усадьбы «Люблино» конец XVIII - начало XIX в.в. по форме, установленной постановлением Правительства Москвы от 09 июня 2009 года № 542-ПП «О совершенствовании системы управления и распоряжения объектами культурного наследия».
При этом, суд находит срок, в течение которого истец предлагает исполнить решение суда – в течение 60 дней разумным, в связи с чем обязывает ОАО «Стекломонтаж» в срок 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу заключить с Комитетом по культурному наследию г. Москвы охранное обязательство на объект культурного наследия «Флигель театральной школы» по адресу: г. Москва, ул. Летняя, д.8/2 стр.1, включенный в Ансамбль подмосковной усадьбы «Люблино» конец XVIII - начало XIX в.в. по форме, установленной постановлением Правительства Москвы от 09 июня 2009 года №542-ПП «О совершенствовании системы управления и распоряжения объектами культурного наследия».
На основании изложенного и ст.44 Конституции РФ, ст.ст.1, 3, 33, 48 Федерального закона Российской Федерации №73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» руководствуясь ст.ст.12, 55-57, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования И.о. Люблинского межрайонного прокурора г. Москвы удовлетворить.
Обязать Открытое акционерное общество «Стекломонтаж» в срок 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу заключить с Комитетом по культурному наследию г. Москвы охранное обязательство на объект культурного наследия «Флигель театральной школы» по адресу: г. Москва, ул. Летняя, д. 8/2 стр.1 (ул. Летняя, д.2а), включенный в Ансамбль подмосковной усадьбы «Люблино» конец XVIII - начало XIX в.в. по форме, установленной постановлением Правительства Москвы от 09 июня 2009 года № 542-ПП «О совершенствовании системы управления и распоряжения объектами культурного наследия».
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Таганский районный суд г. Москвы в течение 10 дней.
Судья: