РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 10 июня 2011 года Таганский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Куприенко С.Г. при секретаре Погосян Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1334-11/4 по иску Туапсинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице Дирекции железнодорожных вокзалов о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения закона, Установил: Туапсинский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчику ОАО «РЖД» в лице Дирекции железнодорожных вокзалов о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения закона. В обоснование заявленных требований истец указал, что Туапсинской транспортной прокуратурой во исполнение поручения Южной транспортной прокуратуры об организации проверочных мероприятий по вопросам противодействия терроризму, совместно с отделом в г.Туапсе УФСБ РФ по Краснодарскому краю, проведена проверка соблюдения ОАО «РЖД» действующего законодательства в области транспортной безопасности на территории железнодорожного вокзала станции Туапсе. По результатам проверки установлено отсутствие ограждения территории железнодорожного вокзала по всему периметру, что приводит к ненадлежащему контролю за пассажиропотоком и не исключает возможности незаконного проникновения на территорию вокзального комплекса. Система видеонаблюдения по техническим характеристикам и количеству установленных камер не позволяет обеспечить контроль всей территории железнодорожного вокзала, качество изображения с видеокамер неудовлетворительного качества и не позволяет идентифицировать личность человека. ОАО «РЖД» надлежащих и достаточных мер по модернизации системы видеонаблюдения железнодорожного вокзала Туапсе и установлению ограждения территории вокзального комплекса в целях исключения актов незаконного вмешательства не принято. Как указывает истец, нарушение требований действующего законодательства в области транспортной безопасности создает угрозу безопасности жизни и здоровья пассажиров, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, при этом, круг лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, является неопределенным. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Туапсинский транспортный прокурор просит суд признать незаконным бездействие Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», выражающееся в невыполнении требований действующего законодательства о транспортной безопасности и противодействия терроризму на объекте транспортной инфраструктуры – железнодорожный вокзал Туапсе. Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Дирекции железнодорожных вокзалов в срок двух месяцев после вступления судебного решения в законную силу, разработать и практически реализовать план обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности вокзального комплекса Туапсе предусматривающий: -модернизацию системы видеонаблюдения для осуществления мониторинга обстановки на всем объекте транспортной инфраструктуры с возможностью детализации изображения и исключением «мертвых зон» при видеоконтроле; -установку ограждения территории железнодорожного вокзала Туапсе способом, исключающим отступ посторонних лиц в здание вокзала и на посадочные платформы, кроме как через центральный вход. В настоящем судебном заседании представитель истца требования поддержал в полном объеме по изложенным основаниям, просил иск удовлетворить. Представитель ответчика ОАО «РЖД» исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск. Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования Туапсинского транспортного прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий (бездействий), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения… В ходе судебного разбирательства установлено следующее. <дата> Туапсинской транспортной прокуратурой совместно с отделом в г.Туапсе УФСБ РФ по Краснодарскому краю, с целью проверки соблюдения требований законодательства о транспортной безопасности и о противодействии терроризму на объектах транспортной инфраструктуры проведен оперативный эксперимент с запуском «учебных террористов» на железнодорожный вокзал ст. Туапсе. <дата> Туапсинской транспортной прокуратурой вынесено представление в адрес Начальника Северо – Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов по Сочинскому региону об устранении нарушений Федерального закона «О транспортной безопасности» и Федерального закона «О противодействии терроризму» (л.д.26-28). По результатам рассмотрения представления приказом начальника Северо – Кавказской Региональной дирекции железнодорожных вокзалов от <дата> №/ОК начальник железнодорожного вокзала г.Туапсе привлечен к дисциплинарной ответственности (л.д.30-31). Из ответа на представление усматривается, что в 2009 году региональным центром безопасности СК ЖД планируется модернизация системы видеонаблюдения на вокзале Туапсе с увеличением количества видеокамер, а также разработка дополнительных мероприятий антитеррористического характера, направленных на усиление противодействия терроризму (л.д.29). <дата> Туапсинской транспортной прокуратурой по результатам проверки исполнения требований законодательства о транспортной безопасности и противодействия терроризму на железнодорожном вокзале Туапсе ввиду не осуществления запланированной ОАО «РЖД» модернизации системы видеонаблюдения и ограждения территории вокзального комплекса в адрес заместителя начальника Северо – Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов по Сочинскому региону Ярощука И.В. направлено информационное письмо (исх. №) о состоянии антитеррористической защищенности вокзала г.Туапсе, в котором требовалось принять исчерпывающие меры для устранения выявленных нарушений закона и представить подробную информацию о результатах его рассмотрения (л.д.32-33). В ответ на данное письмо заместителем начальника Северо – Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов по Сочинскому региону Ярощуком И.В. письмом № от <дата> сообщено в адрес Туапсинской транспортной прокуратуры о том, что ОАО «РЖД» приглашена специализированная организация (Дорожный центр внедрения новой техники) для проведения обследования и выдачи заключения о возможности реконструкции системы видеонаблюдения, работы по ограждению территории вокзала Туапсе включены в план работы (л.д.35). Решением антитеррористической комиссии муниципального образования Туапсинский район от <дата> № руководству железнодорожного вокзала рекомендовано принять меры по модернизации системы видеонаблюдения, строительству ограждения (л.д.16-19). Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и не вызывают у суда сомнений, так как никем не опровергнуты. Истец в исковом заявлении, а также в судебном заседании, обосновывая свои исковые требования, указал, что Туапсинской транспортной прокуратурой во исполнение поручения Южной транспортной прокуратуры об организации проверочных мероприятий по вопросам противодействия терроризму, совместно с отделом в г.Туапсе УФСБ РФ по Краснодарскому краю, проведена проверка соблюдения ОАО «РЖД» действующего законодательства в области транспортной безопасности на территории железнодорожного вокзала станции Туапсе. По результатам проверки установлено отсутствие ограждения территории железнодорожного вокзала по всему периметру, что приводит к ненадлежащему контролю за пассажиропотоком и не исключает возможности незаконного проникновения на территорию вокзального комплекса. Также, как указывает истец, нарушение требований действующего законодательства в области транспортной безопасности создает угрозу безопасности жизни и здоровья пассажиров, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, при этом круг лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, является неопределенным. Представитель ответчика, возражая против удовлетворения исковых требований, в письменном отзыве на иск, а также в настоящем судебном заседании пояснил, что охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, борьба с преступностью на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта, включая контроль за оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ является функцией линейных органов внутренних дел. В отношении террористических актов обязанность по их выявлению, предупреждению и пресечению возложена на органы Федеральной службы безопасности. В связи с изложенным, ответчик полагает, что действующее законодательство не устанавливает специальных требований к режиму доступа в здание вокзала, ведение контроля допуска граждан в вокзал при возникновении угрожающей обстановки, является правом администрации железнодорожного вокзала, а не обязанностью. Также, как указал ответчик, <дата> состоялось совместное совещание ДЖВ и ГУТ МВД России «О совместных действиях по обеспечению общественного порядка и безопасности на вокзалах и привокзальных площадях», в котором приняли участие руководители региональных ДЖВ, начальники вокзалов, начальники линейных управлений внутренних дел на транспорте МВД России, руководители подразделений по федеральным округам. В соответствии с протоколами указанных совещаний составлены и реализуются планы мероприятий по обеспечению транспортной безопасности, в том числе в Северо – Кавказской РДЖВ. Установка ограждений на территории железнодорожного вокзала Туапсе уже произведена, но только на той территории, которая находится на балансе Северо – Кавказской РДЖВ. Однако, суд отклоняет вышеприведенные доводы ответчика, поскольку они опровергаются совокупностью добытых по делу доказательств. Так, в соответствии с со ст. ст. 2, 4, 8 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности, помимо прочих, являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности, информационное, материально – техническое и научно техническое обеспечение транспортной безопасности. Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, т.е. юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, или использующие их на законном основании. Требования по обеспечению транспортной безопасности являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», меры противодействия терроризму должны быть соразмерны степени террористической опасности. Во исполнение Указа Президента РФ от 31 марта 2010 года № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2010 года № 1285-р утверждена комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, согласно раздела III, V которой основными угрозами безопасности населения на транспорте являются, в том числе, угрозы совершения актов террористической направленности; функциональными задачами Программы являются определение комплекса мероприятий и механизмов обеспечения безопасности населения на транспорте; основными принципами формирования программы являются защита жизни и здоровья населения на транспорте. Приложением № 3 к комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте утверждены мероприятия по обеспечению безопасности населения на железнодорожном транспорте, согласно которым оснащение объектов транспортной инфраструктуры для обеспечения транспортной безопасности, системами телевизионного наблюдения, охранной сигнализацией (их модернизация), в том числе железнодорожных вокзалов возложено на ОАО «РЖД». Вышеизложенное опровергает доводы ответчика о том, что на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта, включая контроль за оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, является функцией линейных органов внутренних дел. В отношении террористических актов обязанность по их выявлению, предупреждению и пресечению возложена на органы Федеральной службы безопасности. Между тем, как установлено в ходе проведенной Туапсинской транспортной прокуратурой в феврале 2011 года проверкой какие-либо работы ОАО «РЖД» по модернизации системы видеонаблюдения и ограждению территории железнодорожного вокзала Туапсе с 2008 года и по настоящее время не проведены, несмотря на сложившуюся обстановку, связанную с активизацией экстремистской и террористической деятельности, выразившейся в проведении террористических актов в местах массового скопления людей в 2008, 2010 годах, в том числе в г.Сочи. Содержание материалов проверки стороной ответчика не опровергнуто, сомнений у суда не вызывает. Вышеизложенное приводит суд к выводу о том, что нарушение требований действующего законодательства в области транспортной безопасности создают угрозу безопасности жизни и здоровья пассажиров, пользующихся услугами железнодорожного транспорта. В силу ст. 12, ст. 56, ст. 57 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений. Вместе с тем, суд считает, что ответчиком не представлено в ходе судебного разбирательства достаточных и исчерпывающих доказательств в их совокупности, подтверждающих возражения по заявленным требованиям и опровергающих доводы истца. Анализ вышеприведенных обстоятельств в их совокупности и взаимной связи приводит суд к выводу о том, что бездействие Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД», выражающееся в невыполнении требований действующего законодательства о транспортной безопасности и противодействия терроризму на объекте транспортной инфраструктуры – железнодорожный вокзал Туапсе, является незаконным. Учитывая, что при обращении в суд истец просит суд обязать ответчика в срок двух месяцев после вступления судебного решения в законную силу, разработать и практически реализовать план обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности вокзального комплекса Туапсе, суд полагает возможным согласиться с предложенным сроком, находя его разумным и отвечающим принципу защиты неопределенного круга лиц, а также суд учитывает и характер возникшего спора. Вместе с тем, поскольку истцом не указан способ практической реализации приведенного выше плана, суд полагает необходимым наравне с обязанием ответчика разработать план, также обязать ответчика принять меры к реализации данного плана, и данные действия ответчика на стадии исполнения судебного решения подлежат контролю судебным приставом-исполнителем. Приходя к выводу об удовлетворении требований истца, суд также отмечает, что ответчиком не были оспорены ни результаты проведенной проверки, ни решения антитеррористической комиссии образования Туапсинский район, в том числе от <дата> №, содержание которых явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 12 ГК РФ, ст. ст. 12, 56, 57, 67, 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Признать незаконным бездействие Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», выражающееся в невыполнении требований действующего законодательства о транспортной безопасности и противодействия терроризму на объекте транспортной инфраструктуры – железнодорожный вокзал Туапсе. Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Дирекции железнодорожных вокзалов в срок двух месяцев после вступления судебного решения в законную силу, разработать и принять меры к реализации плана обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности вокзального комплекса Туапсе, предусматривающий: -модернизацию системы видеонаблюдения для осуществления мониторинга обстановки на всем объекте транспортной инфраструктуры с возможностью детализации изображения и исключением «мертвых зон» при видеоконтроле; -установку ограждения территории железнодорожного вокзала Туапсе способом, исключающим отступ посторонних лиц в здание вокзала и на посадочные платформы, кроме как через центральный вход. Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через суд в течение 10 дней. Судья: