Именем Российской Федерации 10 июня 2011 года г. Москва Таганский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Подмарковой Е.В., при секретаре Чулковой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1957-110с по заявлению Грищенковой О.В. об оспаривании распоряжения Главы Управы Таганского района г. Москвы, УСТАНОВИЛ: Заявитель Грищенкова О.В. обратилась в суд с настоящим заявлением об оспаривании распоряжения Главы Управы Таганского района г. Москвы № «О снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Грищенковой О.В.» от <дата>, указывая в обоснование своих требований, что она, Грищенкова О.В., с 1991 года зарегистрирована постоянно в общежитии по адресу: <адрес> В 1996 года заявитель была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Таганском районе по общим основаниям. Распоряжением управы Таганского района от <дата> № Грищенкова О.В. снята с учета в связи с тем, что отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений, поскольку с 1990 года заявитель состоит в зарегистрированном браке с Г., который с семьей из 2х человек владеет на праве собственности трехкомнатной квартирой, общей площадью 58,2 кв.м. Указанное распоряжение заявитель просит признать незаконным, поскольку Грищенкова О.В. прописана в общежитии, которое не является её домом со всеми видами удобств, что в силу п. 1 ст. 8 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» является основанием для признания жителя г. Москвы нуждающимся в улучшении жилищных условий. На основании изложенного, Грищенкова О.В. просит отменить распоряжение управы Таганского района г. Москвы № от <дата> и восстановить её в очереди на получение жилья. В настоящее судебное заседание заявитель Грищенкова О.В., её представитель по доверенности П. явились, на удовлетворении требований заявления настаивали. Представитель Управы Таганского района г. Москвы Г. в судебное заседание явился, в удовлетворении требований Грищенковой О.В. просил отказать. Представитель Управления ДЖП и ЖФ по ЦАО г. Москвы в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен своевременно, надлежащим образом. Суд, выслушав объяснения заявителя, представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, считает заявленные требования подлежащими отклонению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актом и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В ходе судебного разбирательства из объяснений сторон и письменных материалов дела установлено следующее. Грищенкова О.В. с <дата> зарегистрирована в общежитии по адресу: <адрес> В 1996 года Грищенкова О.В. была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Таганском районе по категории «общие основания», в связи с чем, заведено учетное дело №. С 1990 года заявитель Грищенкова О.В. состоит в браке с Г. Г. имеет в собственности отдельную трехкомнатную квартиру площадью жилого помещения 58,2 кв.м., жилой площадью 42,6 кв.м., по адресу: <адрес>, в которой зарегистрирован он – Г., и дочь Г. Распоряжением Управы Таганского района г. Москвы от <дата> № Грищенкова О.В. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку жилая площадь супруга Грищенковой О.В. 58,2 кв.м. превышает норму обеспечения жилой площадью на 3х человек 54 кв.м., при норме общей площади на одного человека 18 кв.м. Указанное распоряжение заявитель просит признать незаконным, поскольку она не имеет права собственности на квартиру супруга, и в настоящее время прописана в общежитии, что в силу п. 1 ст. 8 Закона г. Москвы № дает ей право на признание нуждающейся в улучшении жилищных условий. В силу ч. 8 ст. 11 Закона г. Москвы от <дата> № «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» решение о признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимается уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы и утверждается распоряжением руководителя уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы. Согласно ч. 3 ст. 1 Закона г. Москвы от <дата> № «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» площадь жилого помещения - состоит из суммы площадей всех частей этого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, в том числе площади балконов, лоджий, веранд и террас. Согласно ч. 6 ст. 1 Закона г. Москвы от <дата> № учетная норма площади жилого помещения (далее - учетная норма) - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на жилищный учет. В соответствии с ч. 1 ст. 8 названного закона, жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы; 2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; 3) заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону; 4) заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; 6) заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания). Таким образом, п. 4 ч. 1 ст. 8 Закона г. Москвы от <дата> № ставит условием для признания жителей г. Москвы нуждающимися в жилых помещениях, если заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения. В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона г. Москвы от <дата> № Жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, признанным нуждающимися в жилых помещениях и признанным нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда города Москвы, площадь которых не менее нормы предоставления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека (п. 3). В силу п. 2 ст. 1 Закона г. Москвы от <дата> № члены семьи заявителя - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Согласно п. 1 ст. 9 Закона г. Москвы от <дата> № в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи. Как установлено судом выше, супруг заявителя - Г. является собственником и зарегистрирован в трехкомнатной квартире, площадью жилого помещения 58,2 кв.м., жилой площадью 42,6 кв.м., по адресу: <адрес> Исходя из совокупной площади жилого помещения на семью заявителя из 3х человек 58,2 кв.м., площадь жилого помещения на одного человека составляет 19,4 кв.м. Таким образом, размер площади жилого помещения на каждого члена семьи заявителя составляет более учетной нормы. На основании изложенного, суд находит, что распоряжением Управы Таганского района г. Москвы № от <дата> Грищенкова О.В. правомерно снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение Управы Таганского района г. Москвы принято уполномоченным на то органом, в рамках его компетенции, в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем, прав и законных интересов заявителей не нарушают, а поэтому в удовлетворении заявления Грищенковой О.В. об оспаривании распоряжения Управы Таганского района г. Москвы № от <дата> суд отказывает. Отклоняя требования о признании распоряжение незаконным, суд также отклоняет требования заявителя об обязании Управы Таганского района г. Москвы восстановить Грищенкову О.В. в очереди на получение жилья. Кроме того, представителем Управы Таганского района г. Москвы также заявлено о пропуске заявителем срока исковой давности для обращения в суд с данными требованиями. Согласно ст. 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, должностного лица в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Обжалуемое распоряжение, как это указано выше, вынесено <дата>. Грищенкова О.В. пояснила, что об оспариваемом распоряжении она узнала в феврале 2010 года. А настоящим заявлением последняя обратилась в суд лиь <дата>. Поскольку суд пришел к выводу, что у Грищенковой О.В. существовало право на обращение в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа государственной власти в течение 3 месяцев, суд считает, что ходатайство ответчика об отказе истцу в иске по основанию пропуска им срока для обращения в суд подлежит удовлетворению. При этом каких-либо доказательств уважительности пропуска установленного законом срока Грищенкова О.В. суду не представила, а судом таковых в ходе судебного разбирательства установлено не было. Ссылка Грищенковой О.В. на отсутствие у нее специального юридического образования судом принята во внимание не может, поскольку она имеет, со слов незаконченное высшее образование, не была лишена возможности обратиться за юридической помощью. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что срок для обращения в суд за защитой своего права пропущен Грищенковой О.В. без каких-либо уважительных причин, и оснований для его восстановления у суда не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 98, 194-199, 249, 254-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Грищенковой О.В. об оспаривании распоряжения Главы Управы Таганского района г. Москвы № «О снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Грищенковой О.В.» от <дата> - отказать. Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Таганский районный суд г. Москвы в течение 10 дней. Судья: