об обязании сутранить нарушения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 апреля 2011 года

Таганский районный суд г. Москвы

в составе председательствующего судьи Смолиной Ю.М.

при секретаре Боготовой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-698-11/12 по иску Приморского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании устранить нарушения,

установил:

Приморский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями, обратился в Центральный районный суд г. Хабаровска с иском к ответчику ОАО «Российские железные дороги» об обязании устранить нарушения, указывая в обоснование исковых требований, что Приморской транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите прав потребителей на железнодорожном транспорте, в том числе железнодорожных вокзалах Дальневосточной Региональной Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД». В ходе проверки железнодорожного вокзала ст. Ружино на предмет доступности людей с ограниченными возможностями к объектам транспортной инфраструктуры установлено, что Дирекцией требования Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ, в части создания инвалидам специальных условий для пользования железнодорожным транспортом, в полном объеме не выполняются. В настоящее время в залах ожидания железнодорожного вокзала ст. Ружино места для инвалидных колясок, с учетом размера колясок для инвалидов с установленными габаритами, штангами и переносными и навесными рукоятками, передвижные подъемники, пенники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон - отсутствуют. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице Дальневосточной Региональной Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД», устранить нарушения действующего законодательства путем установления в здании железнодорожного вокзала ст. Ружино и на прилегающей территории специального оборудования, обеспечивающего беспрепятственное пребывание и передвижение инвалидов на территории железнодорожного вокзала, а именно: места для инвалидных колясок в залах ожидания с учетом размера колясок (длина 110 см, ширина 70 см, высота сидения 72 см), уборные (туалеты) для инвалидов с установленными габаритами, штангами и навесными рукоятками, передвижные подъемники, пенники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон, оснастить отдельные кассы специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажира с кассиром, в системе зрительной информации установить по всей территории вокзала пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов – колясочников.

Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от <дата> гражданское дело по иску Приморского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями к ОАО «Российские железные дороги» об устранении нарушений передано для рассмотрения в Таганский районный суд г.Москвы для по подсудности (л.д. 37).

Впоследствии истец уточнил исковые требования, просил обязать ОАО «РЖД» в лице Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» оборудовать железнодорожный вокзал ст. Ружино специальными приспособлениями для лиц с ограниченными возможностями (инвалидов): передвижным подъемником, переносной рампой для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон в количестве по 1 техническому устройству каждого наименования, оборудовать 1 туалет для инвалидов с установленными габаритами, штангами и навесными рукоятками, установить ответчику срок для оборудования железнодорожного вокзала ст. Ружино до <дата>.

Определением Таганского районного суда г. Москвы от <дата> производство по гражданскому делу по иску Приморского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании устранить нарушения, в части исковых требований Приморского транспортного прокурора к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об оборудовании железнодорожного вокзала ст. Ружино пандусами, местами для инвалидных колясок в зале ожидания с учетом размера колясок (длина 110 см, ширина 70 см, высота 52 см), установки в системе зрительной информации по всей территории вокзала пиктограмм с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников, оборудования билетных касс специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом прекращено.

В настоящем судебном заседании представитель Приморского транспортного прокурора исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание явилась, исковые требования Приморского транспортного прокурора не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Суд, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования Приморского транспортного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10 января 2003 года №17-ФЗ, перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Уставом воинских железнодорожных перевозок, правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, железнодорожным транспортом, правилами перевозок грузов, правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом и заключаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации договорами перевозки.

В соответствии со ст. 80 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10 января 2003 года №18-ФЗ, перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах (далее в настоящей главе - вокзалы), пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.

Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 мата 2003 года №12 введены в действие «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03».

В соответствии с п. 3.1.17 Санитарных правил, для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать устройство пандусов (с уклоном не менее 1:12), грузопассажирские лифты для инвалидов в коляске с сопровождающими лицами (размер кабины 110 x 140 см), места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные столики в буфетах, кафе, ресторанах, с учетом размера колясок (длина 110 см, ширина 70 см, высота сиденья 52 см), специальные кабины в общественных туалетах размером 225 x 155 см, передвижные подъемники и пеники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон.

На маршрутах передвижения инвалидов-колясочников ширина дверей должна составлять 110 см, а прочих дверей - 90 см.

В соответствии с п. 3.5.7 Санитарных правил, Уборные (туалеты) общего пользования (раздельно мужские и женские) размещаются в пассажирском здании с учетом того, что расстояние от туалета до любого пассажирского помещения не должно превышать 75 м. На привокзальной площади и на платформах в зависимости от местных условий рекомендуется установка дополнительных туалетов, в том числе замкнутого типа.

Уборные надлежит оборудовать напольными чашами или унитазами без сидений, размещаемыми в отдельных кабинах, разделенных перегородками.

Количество санитарных приборов рассчитывается исходя из вместимости вокзала, площадью не менее 2,75 м на 1 прибор. Количество писсуаров в мужских уборных должно быть равно количеству унитазов.

Обязательно наличие туалета для инвалидов с габаритами: длина - 2300 мм, ширина - 1550 мм, высота - 1950 мм, ширина унитаза - 600 мм, расстояние от унитаза до стены - 800 мм, ширина двери не менее - 900 мм.

В туалете устанавливаются штанги с навесными рукоятками.

В умывальной должны быть расположены: умывальники из расчета 1 на каждые 4 санитарных прибора, но не менее 1 на уборную; электрополотенца - 1 на каждые 2 умывальника; в мужских уборных - штепсельные розетки для электробритв.

В туалетах должно быть выделено помещение для хранения и дезинфекции уборочного инвентаря.

Указанные санитарные правила разработаны и введены в действие на основании Федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ.

В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В ходе судебного разбирательства из объяснений представителей сторон и письменных материалов дела установлено, что Приморской транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите прав потребителей на железнодорожном транспорте, в том числе железнодорожных вокзалах Дальневосточной Региональной Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» (л.д. 16-18).

Согласно акту санитарно – эпидемиологической экспертизы железнодорожного вокзала станции Ружино от <дата> вокзал не оборудован специальными устройствами для облегчения передвижения и нахождения в нем инвалидов – колясочников: отсутствуют передвижные подъемники, переносных рамп, лифты, что не соответствует требованиям п. <дата> СП <дата>-03 «Организация пассажирских перевозок железнодорожным транспортом». Вокзал не оборудован специальным туалетом для инвалидов – колясочников, что не соответствует требованиям п. 3.5.7 СП <дата>-03 «Организация пассажирских перевозок железнодорожным транспортом».

Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, никем не оспорены и не опровергнуты, а потому не вызывают у суда сомнений.

Представитель ответчика в ходе судебного разбирательства подтвердила изложенные в вышеуказанном акте санитарно – эпидемиологической экспертизы железнодорожного вокзала станции Ружино от <дата> обстоятельства, указав, что ответчиком с Общественной организацией инвалидов «Всероссийское общество инвалидов» согласован Технологический процесс работы вокзала ст. Ружино, согласно которому начальник вокзала организует сопровождение инвалида к составу поезда и совместно с начальником поезда организуют посадку в вагон, при этом начальник поезда направляет сведения о высадке пассажира на станцию прибытия, а начальник станции прибытия организует встречу инвалида у вагона и, при необходимости, доставку инвалида в здание вокзала или к встречающему его транспорту. Более того, шесть поездов в пределах дороги имеют купе, приспособленные для инвалидов и площадки для посадки в поезд не требующие дополнительных устройств. В связи с изложенным, представитель ответчика просила отказать Приморскому транспортному прокурору в удовлетворении требований об обязании ОАО «Российские железные дороги» оборудовать железнодорожный вокзал ст. Ружино специальными приспособлениями для лиц с ограниченными возможностями (инвалидов): передвижным подъемником, переносной рампой для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон. Также в связи с отсутствием технической возможности переоборудовать действующий на железнодорожном вокзале туалет для нужд инвалидов, представитель ответчика просила отказать в удовлетворении требований истца об оборудовании туалета для инвалидов с установленными габаритами, штангами и навесными рукоятками.

Данные доводы ответчика не могут быть приняты во внимание и являться основанием к отказу в иске по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г. №181-ФЗ в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Как усматривается из материалов дела, <дата> между Дальневосточной Региональной Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» и Общественной организацией инвалидов «Всероссийское общество инвалидов» был согласован Технологический процесс работы вокзала ст. Ружино по обслуживанию пассажиров с ограничением способности к самостоятельному передвижению.

Разделом 2 указанного технологического процесса работы вокзала ст. Ружино предусмотрена организация контроля за перевозкой, согласно условиям которого, билетный кассир после оформления проездного документа для инвалида в специализированное купе сообщает о посадке инвалида начальнику вокзала, который в свою очередь назначает ответственного за посадку. Начальник вокзала выдает предупреждение начальнику поезда о посадке инвалида и о высадке для начальника вокзала или дежурному по вокзалу высадки пассажира. Для обеспечения безопасной посадки инвалида, начальник вокзала уведомляет начальника станции о предстоящей посадке. Начальник в свою очередь дает распоряжение о приеме поезда на 3-ий путь.

Вместе с тем, суд считает, что указанный технологический процесс ущемляет права пассажиров с ограничением способности к самостоятельному передвижению, гарантированные каждому гражданину Конституцией Российской Федераций, поскольку указанным технологическим процессом не предусмотрена возможность самостоятельного передвижения пассажира с ограничением способности без сопровождения установленных на вокзале лиц. Более того, в случае возникновения ситуации, по которой по каким-то причинам билетный кассир либо иное лицо не сообщит о посадке либо высадке инвалида, последний (инвалид) будет лишен возможности самостоятельно осуществить указанные действия по посадке либо высадке.

Также представитель ответчика просила отказать в удовлетворении требований Приморского транспортного прокурора об оборудовании туалета для инвалидов с установленными габаритами, штангами и навесными рукоятками, в связи с отсутствием технической возможности переоборудовать действующий на железнодорожном вокзале туалет для нужд инвалидов.

Суд отклоняет указанные доводы представителя ответчика, поскольку представителем ответчика не было представлено доказательств невозможности архитектурного и технического обустройства вокзала ст. Ружино туалетом для инвалидов.

Особое внимание суд обращает на положения ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24.11.95 г. о необходимости создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации, поскольку права инвалидов на полноценное пользование услугами железнодорожного транспорта не должны зависеть от состояния и времени постройки железнодорожных вокзалов.

На основании изложенного, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи с нормами действующего законодательства, а также установленными судом фактическими обстоятельствами дела, суд находит требования Приморского транспортного прокурора об устранении нарушений действующего законодательства подлежащими удовлетворению, в связи с чем обязывает ОАО «Российские железные дороги» оборудовать железнодорожный вокзал ст. Ружино специальными приспособлениями для лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) – передвижным подъемником, переносной рампой для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон, оборудовать туалет для инвалидов с установленными габаритами (длина - 2300 мм, ширина - 1550 мм, высота - 1950 мм, ширина унитаза - 600 мм, расстояние от унитаза до стены - 800 мм, ширина двери не менее - 900 мм.), штангами и навесными рукоятками.

При этом, суд находит срок, в течение которого истец предлагает исполнить решения суда – <дата> разумным, в связи с чем обязывает ответчика оборудовать железнодорожный вокзал ст. Ружино специальными приспособлениями для лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) – передвижным подъемником, переносной рампой для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон, оборудовать туалет для инвалидов с установленными габаритами, штангами и навесными рукоятками в срок до <дата>.

Удовлетворения требования истца, суд взыскивает с ответчика в доход государства государственную пошлину в размере 400 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 7 Конституции Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ, ст. 14 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10 января 2003 года №17-ФЗ, ст. 80 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10 января 2003 года №18-ФЗ, ст.ст. 56, 57, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в срок до <дата> оборудовать железнодорожный вокзал ст. Ружино специальными приспособлениями для лиц с ограниченными возможностями (инвалидов):

- передвижным подъемником, переносной рампой для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон,

- оборудовать туалет для инвалидов с установленными габаритами (длина - 2300 мм, ширина - 1550 мм, высота - 1950 мм, ширина унитаза - 600 мм, расстояние от унитаза до стены - 800 мм, ширина двери не менее - 900 мм.), штангами и навесными рукоятками.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» государственную пошлину в доход государства в размере 400 руб. (Четыреста рублей).

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Таганский районный суд г. Москвы в течение 10 дней.

Судья: