о взыскании премии



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 августа 2011 года

Таганский районный суд г. Москвы в составе

председательствующего судьи Смолиной Ю.М.

при секретаре Фоменко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2331-11/12с по иску Пуховой А. В. к Закрытому акционерному обществу «Русская Телефонная Компания» о взыскании премии,

УСТАНОВИЛ:

Истица Пухова А.В. обратилась в суд с иском к ответчику ЗАО «Русская Телефонная Компания» о взыскании премии, указывая в обоснование иска, что с <дата> работает у ответчика в должности менеджера. В 2010 году ответчик начал проведение конкурса под названием «Лига Чемпионов», суть которого сводилась к премированию сотрудников сети розничной торговли ответчика, осуществивших наибольшее количество продаж услуг ОАО «МТС», устройств связи и аксессуаров за определенной период времени. По условиям конкурса победитель среди работников уровня менеджеров должен был получить ценный приз – автомобиль, стоимостью 600000 руб., а за занятие призового места по промежуточным итогам квартала – денежную премию в размере 60000 руб. По итоговым результатам конкурса ответчик назвал истца победителем конкурса – обладателем 1 места, более того, истец занял 1 место по результатам второго этапа конкурса, 2 место по результатам 3 этапа конкурса, 6 место по результатам 4 этапа конкурса. Однако, по результатам конкурса ответчик не предоставил истцу ни одного из заслуженных призов, а приз за первое место был вручен другому работнику ответчика. Ссылаясь на указанные обстоятельства истец просила взыскать с ответчика задолженность по оплате труда в виде премий за 2,3,4 кварталы 2010 года в размере 180000 руб., а также задолженность по оплате труда за 1 место в конкурсе в размере 600000 руб.

В настоящем судебном заседании истица и ее представитель исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, заявил ходатайство о применении срока исковой давности.

Суд, выслушав объяснения истицы, представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования Пуховой А.В. подлежащими отклонению по следующим основаниям.

Согласно ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В ходе судебного заседания, из объяснений сторон и письменных материалов дела установлено, что с <дата> Пухова А.В. работает в ЗАО «Русская телефонная компания», с <дата> в должности менеджера, регион/офис продаж/<адрес> что подтверждается копией трудового договора, заключенного между сторонами в редакции дополнительных соглашений к нему (л.д. 7-13).

Также в ходе судебного разбирательства установлено, что с <дата> в ЗАО «Русская Телефонная Компания» объявлен конкурс «Лига Чемпионов» среди филиалов, промежуточные и окончательные итоги которого, согласно условиям «Лиги Чемпионов 2010 года» (л.д. 45-48) проводятся по итогам квартала и года. Также указанными условиями определено, что в январе – феврале 2011 года состоится итоговое торжественное награждение победителей, после которого все заработанные в течение года сертификаты будут обналичены. Рейтинг формируется из выполнения плана по товарообороту GSM телефонов, выполнение штучного плана по сим-картам МТС с платежом от 100 руб. и более, выполнение плана общего по Сим МТС, выполнение плана по АКС, внутренние проверки уровня сервиса. Чемпионы Лиги среди игроков, набравшие в течение одного квартала наибольшее количество баллов, награждаются сертификатом на сумму 60000 руб., медалью из драгоценного металла и футболкой с символикой Лиги, при этом призовыми местами для клуба Центр+ЧЗ считаются с 1 по 26. 15 Игроков ждет 15 Супер призов – автомобиль стоимостью 600000 руб. Супер Игроки будут определяться по среднему рейтингу за 12 месяцев. Супер Игроком может стать игрок отработавший не менее 3 последних месяцев года в должности МОП, и не менее 6 последних месяцев года сотрудником компании. Также указанными условиями конкурса установлено, что, в случае, если судейский комитет в ходе проведения акции выявит случаи использования игроками «допинга» (оформление сим-карт на клиента без их ведома, продажа товара в последний день месяца и возврат в первый, а также любые другие махинации, связанные с прямым или косвенным ущербом, нанесенным компании), виновным будет выдана красная карточка, что означает пожизненную дисквалификацию.

Приказом от <дата> генеральным директором ЗАО «Русская Телефонная Компания» в связи с проведением внутрикорпоративного конкурса «Лига Чемпионов 2010» утвержден судейский комитет в следующем составе: директор региона «Центр» Б., директор по продажам региона «Центр» И. (л.д. 50).

Протоколом заседания судейского комитета Лига Чемпионов от <дата>, учитывая допущенные нарушения, а также личную не недисциплинированность Пуховой А.В. комиссия приняла решение отстранить от участия во внутрикорпоративном конкурсе Лига Чемпионов менеджеров офиса продаж Пухову А.В. бессрочно, а также, учитывая выявленные факты нарушений и отстранения Пуховой А.В. от участия в конкурсе принято решение о том, что призы Лиги Чемпионов 2010 Пуховой А.В. выдаче не подлежат (л.д. 49).

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, письменными материалами дела, никем не оспорены и не опровергнуты, а поэтому не вызывают у суда сомнений.

В настоящем судебном заседании в обоснование исковых требований Пухова А.В. указала, что в 2010 году ответчик начал проведение конкурса под названием «Лига Чемпионов», суть которого сводилась к премированию сотрудников сети розничной торговли ответчика, осуществивших наибольшее количество продаж услуг ОАО «МТС», устройств связи и аксессуаров за определенной период времени. По условиям конкурса победитель среди работников уровня менеджеров должен был получить ценный приз – автомобиль, стоимостью 600000 руб., а за занятие призового места по промежуточным итогам квартала (призовыми считаются места с 1 по 26) – денежную премию в размере 60000 руб. По итоговым результатам конкурса ответчик назвал истицу победителем конкурса – обладателем 1 места, более того, истица заняла 1 место по результатам второго этапа конкурса, 2 место по результатам 3 этапа конкурса, 6 место по результатам 4 этапа конкурса. Однако, по результатам конкурса ответчик не предоставил истице ни одного из заслуженных призов, а приз за первое место был вручен другому работнику ответчика. В связи с изложенными обстоятельствами истица просила об удовлетворении ее исковых требований.

Данные доводы истицы судом не могут быть приняты во внимание и являться основанием к удовлетворению ее исковых требований по следующим основаниям.

Согласно п. 6.1 трудового договора от <дата>, заключенного между ЗАО «Русская Телефонная Компания» и Пуховой А.В., в редакции дополнительного соглашения к нему от <дата> месячная ставка (должностной оклад) работника составляет 12000 руб. оплата производится пропорционального отработанному времени.

П. 6.3 указанного трудового договора предусмотрено, что работнику может устанавливаться премия по итогам работы. Выплата производится в порядке и на условиях, установленных Положением о премировании работников ЗАО «Русская Телефонная Компания». Указанная премия относится к выплатам стимулирующего характера и выплачивается работнику за выполнение уставных задач общества, своевременное и качественное выполнение трудовых обязанностей, соблюдение трудовой дисциплины. Выплата премии не является гарантированной и обязательной.

Согласно п. 2.5 положения о премировании работников офисов продаж ЗАО «Русская Телефонная Компания» заработная плата включает в себя: оклад – условия и порядок выплаты осуществляются в соответствии с Положением об оплате труда, ежемесячная премия – выплачивается по результатам работы работника за отчетный период (календарный месяц). Ежемесячная премия не является обязательной выплатой и выплачивается при условии достижения работником высоких результатов в труде и наличии у Компании средств для выплаты премии. Решение о выплате премии конкретным работникам офисов продаж Компании принимает генеральный директор ЗАО «РТК» по инициативе директора по продажам ЗАО «РТК».

Согласно разделу 3 положения о премировании премирование работников офисов продаж Компании производится в пределах Фонда оплаты труда Компании по результатам работы. Периодом премирования является календарный месяц. Выплата ежемесячной премии производится в рамках выплаты аванса за месяц, следующий за отчетным, на основании приказа генерального директора или уполномоченного лица. Ежедневный премиальный фонд офиса продаж формируется на основании листов продаж данного офиса продаж. Оценка деятельности работников за отчетный период и расчет премии осуществляется согласно инструкции Департамента продаж «Схема премирования сотрудников офиса продаж». При определении размера премии учитываются: несоблюдение установленных сроков для выполнения поручения руководства или должностных обязанностей, некачественное их выполнение при отсутствии уважительных причин, недостаточный уровень исполнительской дисциплины, низкая результативность работы, ненадлежащее качество работы с документами, наличие ошибок и искажений в отчетных данных, несоблюдение требований трудового распорядка, наличие жалоб на обслуживание со стороны покупателей, выявленные финансовые нарушения, злоупотребления должностными обязанностями, повлекшие убытки компании, выявленные нарушения ведения учета и хранения вверенных товарно-материальных ценностей, приведших к их порче или утрате, несоблюдение правил торговли.

Таким образом, согласно положению о премировании ЗАО «Русская Телефонная Компания» премирование работников по результатам их труда является правом, а не обязанностью работодателя и зависит, в частности от количества и качества труда работников, финансового состояния работодателя, и прочих факторов, которые могут оказать влияние на сам факт и размер премирования, при этом, решение о выплате премии конкретным работникам офисов продаж Компании принимает генеральный директор ЗАО «Русская Телефонная Компания» по инициативе директора по продажам ЗАО «Русская Телефонная Компания».

Как установлено в ходе судебного разбирательства, решений о выплате премий за указанные истицей периоды и в указанных истицей размерах генеральный директор ЗАО «Русская Телефонная Компания» не принимал, приказов о премировании истицы не издавалось.

Более того, анализ вышеуказанных норм закона, а также локальных нормативных актов организации в совокупности с заключенным между сторонами трудовым договором, приводит суд к убеждению о том, что вознаграждения за участие в конкурсе «Лига чемпионов 2010», а также условия конкурса не входят в систему оплаты труда истицы, в связи с чем, оснований для взыскания с ответчика в пользу истицы денежных средств в счет вознаграждения за занятие призовых мест по итогам конкурса «Лига чемпионов 2010» у суда не имеется, а поэтому суд отказывает истице в удовлетворении ее исковых требований.

При этом, то обстоятельство, что истица является работником организации, в которой проводится конкурс, а также оценку участия в конкурсе производят работники организации истицы, не свидетельствует о том, что вознаграждения за участие в конкурсе является оплатой труда работника.

Приходя к данному выводу, суд учитывает, в том числе пояснения истицы о том, что за хорошие показатели при выполнении истицей работы, входящей в ее должностные обязанности, из которой в том числе формируется рейтинг конкурса, истице ежемесячно выплачивалась премия, предусмотренная положением о премировании.

Помимо этого, суд учитывает, что в условиях конкурса, указания на то, что вознаграждения по итогам конкурса являются премией не имеется, данное вознаграждения является единовременной выплатой за участие в конкурсе и занятие призовых мест.

На основании изложенного, проанализировав установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства в их совокупности с нормами действующего законодательства, а также оценив объяснения сторон и представленные сторонами доказательства с точки зрения полноты, допустимости, относимости и достоверности, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований Пуховой А.В. к ЗАО «Русская Телефонная Компания» о взыскании премии.

Вместе с тем, с доводами ответчика о пропуске истицей срока исковой давности, суд согласиться не может.

Согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение 3-х месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске по уважительным причинам данного срока он может быть восстановлен судом.

Поскольку судом ранее установлено, что вознаграждения за участие в Конкурсе «Лига чемпионов 2010» не входит в систему оплаты труда истицы, данные отношения не регулируются нормами трудового права, а поэтому оснований для применения ст. 392 ТК РФ у суда не имеется.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 129, 135, 392 ТК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Пуховой А. В. к Закрытому акционерному обществу «Русская Телефонная Компания» о взыскании премии отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Таганский районный суд г. Москвы в течение 10 дней.

Судья: