РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 марта 2011 года
Таганский районный суд г. Москвы
в составе председательствующего судьи Антоновой Н.В.,
при секретаре Эльмурзаевой С.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-53-11/9 по иску Астафьевой Л. А. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании договора передачи жилого помещения в собственность заключенным, включении квартиры в наследственную массу, признании права собственности на квартиру в порядке наследования по закону,
УСТАНОВИЛ:
Астафьева Л.А. обратилась в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы о признании договора передачи жилого помещения в собственность заключенным, включении квартиры в наследственную массу, признании права собственности на квартиру в порядке наследования по закону.
Исковые требования мотивированы тем, что <дата> мать истицы Мищенко М.В., являвшаяся нанимателем квартиры по адресу: <адрес>, приняла решение приватизировать занимаемую ею квартиру по вышеуказанному адресу, для чего, как указывает истица, <дата> Мищенко М.В. заказным письмом с уведомлением в адрес ДЖП и ЖФ г. Москвы было направлено заявление о передаче жилого помещения по адресу: <адрес> в собственность. Кроме того, <дата> истица, действуя по доверенности от имени Мищенко М.В., обратилась в ДЖП и ЖФ г. Москвы с заявлением о подготовке документов и передаче занимаемого Мищенко М.В. жилого помещения в собственность в порядке приватизации. Однако оформить договор передачи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Мищенко М.В., в собственность не смогла, поскольку <дата> умерла.
На основании изложенного, поскольку наследодатель Мищенко М.В. при жизни имела намерение приватизировать квартиру, нанимателем которой она являлась, выразив на то свою волю и предприняв для этого необходимые действия, однако умерла до заключения договора передачи квартиры в собственность, истец просит суд признать договор передачи жилого помещения в собственность заключенным, включить в наследственную массу квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, и признать за ней право собственности на данную квартиру в порядке наследования по закону после смерти Мищенко М.В. (л.д.6-9).
В настоящее судебное заседание истица Астафьева Л.А. явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель истца адвокат Медведева С.П. в судебное заседание явилась, исковые требования также поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ДЖП и ЖФ г. Москвы в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещен своевременно, надлежащим образом, представил в суд письменные возражения на исковые требования, в обоснование которых указал, что оснований для удовлетворения исковых требований Астафьевой Л.А. о признании договора передачи жилого помещения в собственность заключенным, включении квартиры в наследственную массу, признании права собственности на квартиру в порядке наследования по закону не имеется, так как включение жилого помещения в наследственную массу возможно только в том случае, когда наниматель выразил волю на его приватизацию в виде заявления и подал данное заявление в государственный орган, занимающийся приватизацией, с приложением необходимых документов. Вместе с тем, как указывает представитель ответчика, данные действия нанимателем совершены не были. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, представитель ответчика ДЖП и ЖФ г. Москвы просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Третье лицо нотариус г. Москвы Власова С.С. в судебное заседание не явилась, о дате слушания дела извещена своевременно, надлежащим образом, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещен своевременно, надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения истца, представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования Астафьевой Л.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Согласно с ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Как усматривается из материалов дела, спорное жилое помещение представляет собой отдельную однокомнатную квартиру общей площадью 35,6 кв. м. и жилой площадью 19,0 кв. м., расположенную по адресу: <адрес>.
Мищенко М.В., ответственный квартиросъемщик данной муниципальной квартиры на основании договора социального найма жилого помещения № от <дата>, заключенного между Мищенко М.В. и ДЖП и ЖФ г. Москвы (л.д.10), была постоянно зарегистрирована и проживала по указанному адресу с <дата>
<дата> Мищенко М.В. заказным письмом с уведомлением в адрес ДЖП и ЖФ <адрес> было направлено заявление о передаче жилого помещения по адресу: <адрес> в собственность (л.д. 13, 14, 15).
<дата> истица, действуя по доверенности от имени Мищенко М.В., обратилась в ДЖП и ЖФ г. Москвы «службу одного окна» с заявлением о подготовке документов и передаче занимаемого Мищенко М.В. жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность в порядке приватизации (л.д.12).
<дата> Мищенко М.В. умерла, о чем <дата> в Измайловском отделе ЗАГС Управления ЗАГС Москвы составлена запись акта о смерти № (л.д.16).
Данные обстоятельства объективно подтверждаются письменными материалами дела, сторонами не оспаривались, ничем не опровергнуты, сомнений у суда не вызывают.
В соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих доводов и возражений.
Согласно ст.ст.2, 7 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации « (в редакции Закона РФ от 23 декабря 1992 года № 4199-1, Федеральных Законов от 11 августа 1994 года № 26-ФЗ, от 28 марта 1998 года № 50-ФЗ, от 1 мая 1999 года № 88-ФЗ, от 15 мая 2001 года № 54-ФЗ, от 20 мая 2002 года № 55-ФЗ, от 26 ноября 2002 года № 153-ФЗ, от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ, от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1998 года №25П, Определением Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 года № 316-О) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке установленном законодательством… Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что договор передачи жилого помещения в собственность Мищенко М.В. квартиры по адресу: <адрес>, не был оформлен по независящим от нее причинам, т.к. Мищенко М.В. умерла <дата> до оформления договора на передачу жилья в собственность.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации в п. 8 Постановления от 24 августа 1993 года № 8 О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 года № 11, от 25 октября 1996 года № 10) необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.ст.7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, подлежащий регистрации местной администрацией, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Однако, если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до регистрации такого договора местной администрацией, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку, по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Мищенко М.В. при жизни выразила свою волю на приватизацию жилого помещения – подала заявление в службу «одного окна» о приобретении занимаемого жилого помещения в собственность и подготовке документов для приватизации жилого помещения, таким образом, выразила свою волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, в которой ей не могло быть отказано, однако по независящим от нее причинам была лишена возможности соблюсти все правила оформления документов. В связи с чем, суд полагает, что квартира по адресу: <адрес>, входит в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти Мищенко М.В.
При этом суд отклоняет доводы представителя ответчика ДЖП и ЖФ г. Москвы о том, что умершая Мищенко М.В. не выразила свою волю на приватизацию жилого помещения, поскольку к поданному ей заявлению о приобретении занимаемого жилого помещения в собственность не были приложены необходимые документы, как не основанные на законе и фактических обстоятельствах дела.
Мищенко М.В. заявление о желании приобрести в собственность занимаемое жилое помещение было подано в режиме деятельности органов исполнительной власти, государственных учреждений и унитарных предприятий г. Москвы по взаимодействию с физическими и юридическими лицами и индивидуальными предприятиями – «одного окна», организованного согласно постановления Правительства г. Москвы № 352-ПП от 30.05.2006 г., принципами которого являются:
- максимально упростить и формализовать процесс оформления заявления и сдачи документов заявителями, в том числе, за счет использования информационной системы "Электронная приемная", для получения запрашиваемых документов в бумажной или электронной форме;
- минимизировать временные затраты заявителей при обращении в органы исполнительной власти и городские организации за получением запрашиваемых документов и консультаций по различным вопросам жизнедеятельности;
- оптимизировать процесс взаимодействия заявителей с должностными лицами в целях предотвращения волокиты и необъективности при принятии решений, иных противоправных и бюрократических проявлений;
- освободить заявителей от обязанности по самостоятельному получению всех согласований и дополнительной информации для подготовки и выдачи запрашиваемых документов.
Так, согласно Порядка работы служб «одного окна» Управ районов г. Москвы «О работе исполнительных органов государственной власти города Москвы в завершающий период передачи в собственность граждан в порядке приватизации занимаемых ими жилых помещений и о внесении изменений в постановление Правительства города Москвы от 22 августа 2006 года № 606-ПП», являющегося Приложением № 1 к постановлению Правительства г. Москвы № 439-ПП от 19.05.2009 г., в редакции действующей на момент смерти Мищенко М.В., прием заявлений о подготовке документов для приватизации жилых помещений от граждан осуществляется в соответствии с требованиями постановлений Правительства Москвы от 30 мая 2006 г. N 352-ПП "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию работы органов исполнительной власти, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий города Москвы в режиме "одного окна" и от 22 августа 2006 г. N 606-ПП "Об утверждении Регламента подготовки, согласования и выдачи в режиме "одного окна" Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы договоров передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации".
Служба "одного окна" Управы района осуществляет функцию приема заявлений о подготовке документов, а также других необходимых документов для оформления договоров передачи жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации.
Согласно Регламента подготовки, согласования и выдачи по принципу «одного окна» ДЖП и ЖФ г. Москвы договоров передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 22.08.2006 г. № 606-ПП, подготовка документов для оформления договора передачи по принципу "одного окна" согласующими организациями (ТБТИ, ГУ ИС районов и/или организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами) проводится в соответствии с регламентом на основании запросов управления Департамента.
Таким образом, анализ вышеуказанных нормативных актов в совокупности с обстоятельствами данного гражданского дела, приводит суд к выводу о том, что Мищенко М.В. выразила свою волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, в которой ей не могло быть отказано, в установленном законом порядке, обратившись с соответствующим заявлением о приватизации жилого помещения в уполномоченные органы в порядке режима деятельности государственных органов «одного окна».
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Согласно ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления.
В соответствии с п.1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
В силу ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно вышеуказанной ст. 1142 ГК РФ наследником первой очереди по закону к имуществу умершей Мищенко М.В. является ее дочь Астафьева Л.А., родственные отношения между которыми подтверждаются имеющимися в материалах дела документами (л.д.17, 33. 34, 35, 36-39).
Как усматривается из копии наследственного дела № к имуществу умершей <дата> Мищенко М.В. (л. д. 54-74), <дата> Астафьева Л.А. обратилась к нотариусу г. Москвы Власовой С.С. с заявлением о принятии наследства после смерти Мищенко М.В. (л.д.57).
Иных наследников по закону либо по завещанию к имуществу умершей Мищенко М.В. не имеется.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, никем не оспаривались.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что, поскольку судом установлено, что квартира по адресу: <адрес>, подлежит включению в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти Мищенко М.В., а истица Астафьева Л.А. приняла наследство, оставшееся после смерти Мищенко М.В., в установленный законом срок, то за Астафьевой Л.А. следует признать право собственности на квартиру по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Астафьевой Л.А. в части признания договора передачи квартиры в собственность заключенным между ДЖП и ЖФ г.Москвы и умершей Мищенко М.В., поскольку действующим законодательством предусмотрен иной способ защиты прав наследника умершего лица, выразившего при жизни свою волю на приватизацию занимаемого жилого помещения.
Удовлетворяя требования истца, суд считает необходимым в силу ч. 1 ст. 92 ГПК РФ, решить вопрос о доплате государственной пошлины.
Согласно ч. 1 ст. 92 ГПК РФ основания и порядок доплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подп. 9 п. 1 ст. 333.20 НК РФ при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления в суд общей юрисдикции, мировому судье размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела.
Как усматривается из материалов дела, истицей Астафьевой Л.А. при подаче искового заявления была оплачена государственная пошлина в размере 3.000 руб. (2.600 + 400) (л.д. 23-24, 31- 32).
Вместе с тем, согласно справке ТБТИ от <дата> № инвентаризационная стоимость квартиры на <дата> составляет 454. 550 руб. 04 коп. (л.д.87).
Таким образом, размер государственной пошлины, подлежащей уплате истице Астафьевой Л.А. за удовлетворение требований о признании права собственности на квартиру, с учетом ранее оплаченной государственной пошлины, составляет 4 745 руб.50 коп. (454. 550 руб. 04 коп. – 200 000) х 0,01 + 5 200 - 3.000 руб.)
На основании изложенного, ст.ст. 218, 1141, 1142, 1152, 1154 ГК РФ, и, руководствуясь ст. 12, 56, 57, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
включить квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в состав наследственной массы, оставшейся после смерти Мищенко М. В., умершей <дата>
Признать за Астафьевой Л. А. право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти Мищенко М. В., умершей <дата>, в остальной части иска отказать.
Взыскать с Астафьевой Л. А. государственную пошлину в доход государства в сумме 4 745 руб. 50 коп. (четыре тысячи семьсот сорок пять рублей пятьдесят копеек).
Решение подлежит регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через суд в течение 10 дней.
Судья: