о признании жилого помещения непригодным для проживания. обязании предоставить благоустроенное пригодное для проживания жилое помещение



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июля 2011 года г. Москва

Таганский районный суд г.Москвы

в составе председательствующего судьи Антоновой Н.В.,

при секретаре Эльмурзаевой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2045-11/9 по иску Ковалевой Т. В., действующей также в интересах несовершеннолетних Ковалева С. В., Ковалевой В. Г., к Префектуре Центрального административного округа г. Москвы о признании жилого помещения непригодным для проживания, обязании предоставить благоустроенное пригодное для проживания жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Истец Ковалева Т.В., действующая также в интересах несовершеннолетних детей Ковалева С. В., Ковалевой В. Г., <дата> г.р., обратилась в суд с иском к Префектуре ЦАО г. Москвы о признании жилого помещения по адресу: <адрес> (комната 17,4 кв.м., места общего пользования) непригодным для проживания, обязании предоставить истцу и членам её семьи вне очереди по договору социального найма благоустроенное пригодное для проживания жилое помещение, указывая в обоснование иска, что Ковалева Т.В. зарегистрирована в трехкомнатной квартире по вышеуказанному адресу и занимает в данной квартиру одну комнату площадью 17,4 кв.м. Также на данной жилой площади зарегистрированы дочь Ковалевой Т.В. - Л., , дочь Ковалева В.Г., , сын Ковалев С.В., , внучка Л., . Две другие комнаты в вышеуказанной коммунальной квартире занимают С с семьей из трех человек, и Х. с семьей из двух человек.

Здание, в котором находится данное жилое помещение, 1890 года постройки, капитального ремонта в нем не проводилось. Здание очень ветхое, на последнем этаже неоднократно рушился потолок, часто происходит замыкание электричества. В результате такого замыкания <дата> произошел пожар, в результате которого сгорела квартира истицы.

Заключением эксперта было установлено наличие вредных факторов, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья жильцов, что является основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания. Истца обратилась в Префектуру ЦАО г.Москвы с заявлением о признании вышеуказанного жилого помещения непригодным для проживания.

Однако Распоряжением Префекта ЦАО г. Москвы -р от <дата> был утвержден протокол заседания межведомственной комиссии по использованию жилищного и нежилого фонда ЦАО г. Москвы от <дата>, которым истцу было отказано в признании вышеуказанного помещения непригодным для проживания. С данным распоряжением истица не согласна, в связи с чем заявляет вышеизложенные требования.

Истица Ковалева Т.В., действующая также в интересах несовершеннолетних Ковалева С.В., Ковалевой В.Г., в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена своевременно, надлежащим образом, направила в суд своего представителя по доверенности Ржешевскую О.В., которая исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Префектуры ЦАО г.Москвы в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен своевременно надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск, согласно которого в удовлетворении иска просил отказать.

Третье лицо Л., действующая также в интересах несовершеннолетней дочери Л., , в судебном заседании исковые требования поддержала.

Третьи лица Х., С, представитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены своевременно надлежащим образом.

Суд, выслушав объяснения представителя истца, третье лицо Л., исследовав письменные материалы дела, считает заявленные требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (п.6).

Согласно ст. 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся, в том числе, осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (п.8); осуществление государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства (п.8.1).

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

Ковалева Т.В. в составе семьи из 5-ти человек зарегистрирована и проживает в комнате площадью 17,4 кв.м. в квартире коммунального заселения по адресу: <адрес> (л.д. 14-16).

На данной жилой площади зарегистрированы Ковалева Т.В. - <дата>, дочь Ковалевой Т.В. - Л. - <дата> г.р., с <дата>, дочь Ковалева В.Г., <дата> г.р., - с <дата> сын Ковалев С.В., <дата> г.р., - с <дата>, внучка Л., <дата> г.р. - с <дата>

Решением межведомственной комиссии «по использованию жилищного и нежилого фонда» ЦАО г. Москвы, оформленным протоколом заседания от <дата>, Ковалевой Т.В. в признании помещения площадью 17,4 кв.м. в <адрес> по адресу: <адрес> непригодным для проживания отказано, поскольку вместе с заявлением истицей в комиссию представлено экспертное заключение, выполненное ООО «РиБК-проект», в то время как данное общество не имеет разрешения на осуществление проектно-изыскательской деятельности. В связи с чем в соответствии с постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006г. «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» Ковалевой Т.В. рекомендовано представить заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, в том числе, при выявлении дефектов, сведения о технической возможности (невозможности) их устранения при помощи инженерных и проектных решений. (л.д. 25).

Распоряжением Префекта ЦАО г. Москвы -р от <дата> был утвержден протокол заседания межведомственной комиссии «по использованию жилищного и нежилого фонда» ЦАО г. Москвы от <дата> (л.д. 26).

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами в ходе судебного разбирательства не оспорены.

В соответствии с п. 42 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу п. 44 указанного Постановления процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Пунктом 45 вышеназванного Постановления предусмотрено, что для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:

нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;

план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением.

Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.

По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.

В случае если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные документы.

Постановлением Правительства г.Москвы от 21 августа 2007 г. N 712-ПП «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Москве» утвержден Регламент организации работы префектуры административного округа города Москвы по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и подготовки распоряжения префекта о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.

В соответствии с п. 1.1. настоящий Регламент определяет порядок работы префектуры административного округа города Москвы по приему заявлений физических и юридических лиц о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания; подготовке заключения окружной МВК по результатам рассмотрения указанного заявления; подготовке и изданию распоряжения префекта административного округа города Москвы (далее - префект) о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, выдаче заявителю копии данного распоряжения, а также заключения окружной МВК о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение).

В соответствии с 2.1. Регламента, прием заявлений и регистрацию в электронной базе документооборота обращений заявителей о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания осуществляет структурное подразделение префектуры, выполняющее функции приема и регистрации заявлений, выдачи запрашиваемого документа.

В силу п. 2.2. Регламента, для подготовки запрашиваемых документов заявитель или представитель заявителя предъявляет документ, удостоверяющий его личность, заявление и следующие документы:

- нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;

- технический паспорт на жилое помещение (квартиру) в объеме раздела I "Сведения адресного и технического учета";

- доверенность от заявителя на получение документа, оформленная в порядке, определенном законодательством (в случае обращения представителя заявителя).

Пунктом 2.3 Регламента предусмотрено, что при приеме документов специалист структурного подразделения префектуры, выполняющего функции приема и регистрации заявлений, выдачи запрашиваемых документов:

В силу п.2.4 Регламента в случае несоответствия либо отсутствия необходимых документов отказывает в приеме заявления.

По требованию заявителя отказ в приеме документов в префектуре оформляется и выдается заявителю в письменном виде с указанием причин отказа.

Пунктом 2.5. Регламента установлены причины отказа в приеме документов у заявителя, которыми могут служить:

наличие у заявителя неполного комплекта документов, определенного пунктом 2.2 настоящего Регламента (п. 2.5.1.)

представление заявителем неправильно оформленных или утративших силу документов (п. 2.5.2.).

отсутствие у представителя заявителя документа, подтверждающего его полномочия, в случае его обращения в префектуру (п. 2.5.3.).

Любые иные причины отказа в приеме документов у заявителя являются неправомерными и могут быть обжалованы заявителем у должностных лиц: префекта, заместителя префекта, а также в суде.

В соответствии с п. 3.1. Регламента, структурное подразделение префектуры, выполняющее функции приема и регистрации заявлений, выдачи запрашиваемых документов, обеспечивает передачу обращения заявителя и прилагаемых документов в управление строительства, реконструкции и землепользования (далее - структурное подразделение префектуры, выполняющее функции подготовки, согласования проекта распоряжения префекта о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания) в срок не более одного дня, следующего за днем регистрации заявления (копии заявления и документов остаются в префектуре).

В силу п. 3.2. Регламента, специалист структурного подразделения префектуры, выполняющего функции подготовки, согласования проекта распоряжения префекта о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, - секретарь окружной МВК - в соответствии с обращениями заявителей готовит материалы для рассмотрения на окружной МВК.

В соответствии с п. 3.3. Регламента, окружная МВК рассматривает заявление, прилагаемый к нему комплект документов и в течение 30 рабочих дней с даты приема и регистрации в префектуре проводит оценку соответствия помещения требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от <дата> N 47.

Как установлено судом выше, заявление Ковалевой Т.В. было рассмотрено на заседании межведомственной комиссии в предусмотренном порядке.

При этом, как пояснила представитель истца, решение межведомственной комиссии «по использованию жилищного и нежилого фонда» ЦАО <адрес> от <дата>, распоряжение Префектуры ЦАО г. Москвы -р от <дата> истцом не оспаривались и в установленном законом порядке отменены не были.

Кроме того, согласно письменным пояснениям представителя префектуры ЦАО г. Москвы, в настоящее время ремонтные работы в квартире истицы проведены ФГУП «Дирекция инвестиционных программ Минимущества России» в полном объеме.

Порядок предоставления жилых помещений гражданам установлен Законом г. Москвы от 31.065.2006г. №21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве», в соответствии со ст. 1 которого освобождение жилых помещений (жилых домов) производится при переселении граждан из жилых помещений (жилых домов) в другие жилые помещения в порядке, установленном настоящим Законом (ч. 1 п. 1).

Переселение граждан из жилых помещений (жилых домов) в городе Москве производится путем предоставления им жилых помещений взамен освобождаемых в порядке, установленном настоящим Законом (п. 2).

Освобождение жилых помещений (жилых домов) и переселение граждан из жилых помещений (жилых домов) в городе Москве производятся по основаниям, указанным в федеральном законодательстве и настоящем Законе (п. 4).

Согласно п.1 ч. 1 ст. 2 Закона «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» граждане при переселении из жилых помещений (жилых домов), а также их освобождении имеют право в установленном порядке на предоставление благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования или безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность.

В силу ч. 1, ч. 4 ст. 6 указанного Закона, собственникам, освобождающим жилые помещения (жилые дома), по их выбору в денежной или натуральной форме предоставляется равноценное возмещение (компенсация) либо выкупная цена. Размер возмещения (компенсации) либо выкупной цены определяется соглашением сторон на основе независимой оценки.

При согласии собственника с ним может быть заключен договор мены, в соответствии с которым собственнику предоставляется другое благоустроенное жилое помещение, равнозначное освобождаемому жилому помещению. При этом равнозначным жилым помещением признается жилое помещение, площадь которого не меньше площади освобождаемого жилого помещения, а количество комнат соответствует количеству комнат в освобождаемом жилом помещении. При этом доплата за разницу в стоимостях обмениваемых жилых помещений не взимается.

В силу ч. 1 ст. 4 названного Закона, основанием для освобождения жилых домов является правовой акт Правительства Москвы, принимаемый в связи с:

1) проведением капитального ремонта или реконструкции жилого дома, если такой капитальный ремонт либо реконструкция не могут быть проведены без освобождения жилых помещений и отселения граждан;

2) переводом жилого дома, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, в нежилой фонд;

3) признанием в установленном порядке жилого дома непригодным для проживания (аварийным) и подлежащим сносу;

4) изъятием или использованием части или всего земельного участка для государственных (городских) или муниципальных нужд в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы, в связи с необходимостью нового строительства, развития территорий, в соответствии с Генеральным планом города Москвы, планами развития округов и районов города Москвы, реализацией городских программ, требующих сноса жилых домов.

Данный перечень является исчерпывающим, иных оснований для освобождения жилых домов законом не предусмотрено.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве», решение по каждому жилому дому, подлежащему освобождению или изъятию, принимают уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы на основании правового акта Правительства Москвы по основаниям, указанным в части 1 статьи 4 настоящего Закона (далее - Решение).

Учитывая, что дом <адрес> г.Москве в установленном законом порядке аварийным не признан, распорядительного документа уполномоченных органов об освобождении указанного дома не имеется, в связи с чем суд находит исковые требования Ковалевой Т.В., действующей также в интересах несовершеннолетних Ковалева С. В., Ковалевой В. Г., к Префектуре Центрального административного округа г. Москвы о признании жилого помещения по адресу: <адрес> (комната 17,4 кв.м., места общего пользования) непригодным для проживания, обязании предоставить истцу и членам её семьи вне очереди по договору социального найма благоустроенное пригодное для проживания жилое помещение подлежащими отклонению.

На основании изложенного, ст. 2, 13 ЖК РФ, и руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в иске Ковалевой Т. В., действующей также в интересах несовершеннолетних Ковалева С. В., Ковалевой В. Г., к Префектуре Центрального административного округа г. Москвы о признании жилого помещения непригодным для проживания, обязании предоставить благоустроенное пригодное для проживания жилое помещение, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней.

Судья: