РЕШЕНИЕ 19 сентября 2011 года Таганский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Смолиной Ю.М. при секретаре Фоменко В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2758-11/12с по заявлению Тюленёва М.Ю. об оспаривании действий начальника Донского таможенного поста Центральной акцизной таможни, УСТАНОВИЛ: Заявитель Тюленёв М.Ю. обратился в суд с настоящим заявлением об оспаривании действий начальника Донского таможенного поста ЦАТ, указывая в обоснование требований, что является владельцем автомобиля марки «Alfa Romeo 156» на основании договора купли-продажи от <дата>. <дата> заявитель через своего представителя обратился к начальнику Донского таможенного поста ЦАТ с заявлением о выдаче ПТС на указанный автомобиль, ввезенный из республики Беларусь, предоставив все необходимые документы, в том числе Сертификат соответствия, выданный органом по сертификации «ТехПромМаш» <дата>. <дата> заявителем была получена копия письма об отказе в выдаче ПТС на его транспортное средство, мотивированный тем, что действие аттестата аккредитации органа по сертификации ОС «ТехПромМаш» приостановлено. Данный отказ заявитель считает незаконным, поскольку действие аттестата аккредитации органа по сертификации приостановлено <дата>, то есть после получения истцом <дата> сертификата соответствия и предъявления его в таможенный орган. На основании изложенного, Тюленёв М.Ю. просит признать действия начальника Донского таможенного поста ЦАТ таможни З. по отказу в выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль марки «Alfa Romeo 156» незаконными, обязать ЦАТ в лице начальника Донского таможенного поста ЦАТ З. выдать Тюленёву М.Ю. паспорт транспортного средства на автомобиль марки «Alfa Romeo 156». Заявитель в судебное заседание явился, доводы заявления поддержал. Представитель заинтересованного лица – Центральной акцизной таможни, считала требования необоснованными, просила в их удовлетворении отказать. Суд, выслушав мнения заявителя, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, не находит оснований для удовлетворения требований Тюленёва М.Ю. по следующим основаниям. В силу ч. 3 ст. 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. Согласно п. 1 ст. 153 Таможенного кодекса Таможенного союза пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза. В судебном заседании установлено, что согласно договору купли-продажи от <дата> истцом Тюленёвым М.Ю. был приобретен автомобиль марки «ALFA ROMEO 156» VIN №, 1999 года выпуска (л.д. 6), в связи с чем он обратился к начальнику Донского таможенного поста с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства, которое, согласно отметке, поступило в таможню <дата> (л.д. 11). Как указано в данном заявлении, автомобиль «ALFA ROMEO 156» VIN №, ввезен и расторможен на территории республики Беларусь до <дата> К заявлению были приложены копии следующих документов: справка счет от <дата> серии А №, свидетельство о регистрации транспортного средства № № от <дата>, доверенность № <адрес>2, гражданский паспорт на имя Тюленёва М.Ю., гражданский паспорт на имя К., сертификат соответствия № C-IT.AB91.A.05804. В целях исполнения функции по выдаче паспортов на транспортерные средства, ввезенные из Республики Беларусь, Донской таможенный пост ЦАТ обратился с запросом в ФГУП ВНИИМАШ, в котором просил предоставить сведения, соответствуют ли автомобили, указанные в сертификатах соответствия, экологическому классу 4 и выше; выдавались ли сертификаты соответствия на указанные автомобили, в том числе автомобиля истца. Из разъяснений ФГУП ВНИИНМАШ (Ростехрегулирования) следует, что, если сертификат соответствия не содержит ссылок на соответствующий протокол испытаний, его нельзя признать обоснованно выданным, а содержащаяся в нем информация об экологическом классе недостоверна и автомобиль не соответствует экологическому классу 4. В письме ФТС России от 18.08.2011 № 01-11/39997 «О применении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств и выдаче паспортов транспортных средств» (вместе с "Инструкцией по классификации единичных транспортных средств по экологическим классам 4 или 5, с целью оформления сертификатов соответствия требованиям Технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ») указано, что в соответствии с нормами Положения, а также принимая во внимание Инструкцию заполнение строки "Экологический класс" ПТС при выдаче ПТС на единичные транспортные средства год выпуска которых ранее 2000 г., осуществляется на основании сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке; при этом, если информация о сертификате соответствия отсутствует на официальном сайте Ростехрегулирования или ФТС России либо сертификат соответствия не содержит ссылок на протокол сертификационных испытаний по Правилам ЕЭК ООН, его нельзя признать обоснованно выданным. Сертификат соответствия № C-IT.AB91.A.05804, выданный органом по сертификации «ТехПромМаш» не содержит ссылок на протокол сертификационных испытаний по Правилам ЕЭК ООН (далее - протокол испытаний), информация о сертификате соответствия отсутствует на официальном сайте Ростехрегулирования или ФТС России, год выпуска транспортное средство «ALFA ROMEO 156» VIN № ранее 2000 г. Действие аттестата аккредитации органа по сертификации «ТехПромМаш» было приостановлено в соответствии с решением Рабочей комиссии по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, не вызывают у суда сомнений, так как никем не опровергнуты. В своем заявлении заявитель просит суд обязать ЦАТ выдать на вышеуказанный автомобиль ПТС, поскольку действие аттестата аккредитации органа по сертификации приостановлено <дата>, то есть после получения истцом <дата> сертификата соответствия и предъявления его в таможенный орган. В п. 3 постановления Конституционного Суда РФ от 14.05.1999 г. № 8-П отражено, что все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению. Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, осуществляются перемещающим их лицом в соответствии тем или иным таможенным режимом, который оно вправе в любое время выбрать или изменить на другой. Свободный оборот товаров, ввезенных в таможенную территорию Российской Федерации, возможен только после завершения таможенного оформления в режиме выпуска для свободного обращения, который предусматривает уплату таможенных пошлин и налогов, соблюде6ние мер экономической политики и других ограничений тарифного характера (лицензирование, квотирование, сертификация и т.д.). Осуществление прав пользования и распоряжения перемещаемым имуществом (в частности, заключение договора купли-продажи) вопреки требованиям ч. 1 ст. 131 ТК РФ, без выполнения всех необходимых обязанностей, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и выбором таможенного режима, практически означало бы их выпуск в свободное обращение без таможенного оформления и контроля, что в конечном счете разрушило бы таможенный режим, сделало бы невозможным само таможенное регулирование и достижение тех конституционно защищаемых ценностей и целей, для которых оно предназначено, со всеми вытекающими последствиями, в том числе криминогенного характера. Порядок выдачи ПТС на транспортные средства регулируется приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от <дата> №, которым утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее - Положение). Согласно п. 57 Положения паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами после завершения таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств и (или) шасси в соответствии с таможенными режимами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, за исключением случаев временного ввоза транспортных средств. В соответствии с указанным Положением необходимыми условиями для выдачи ПТС на транспортные средства их собственникам являются прохождение транспортным средством таможенного оформления (совершение таможенных операций), уплата таможенных платежей, соответствие экологического класса требованиям технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 № 609 (далее - Регламент). В силу ст. 17 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» в отношении транспортных средств, являющихся товарами Таможенного союза, таможенное оформление (совершение таможенных операций) и таможенный контроль при ввозе в Российскую Федерацию не производятся. В рамках исполнения функции по выдаче ПТС уполномоченные таможенные посты проверяют соответствие автомобилей требованиям Регламента. В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2009 № 956 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 № 609» оформление паспортов транспортного средства в отношении автомобильной техники производится при документальном подтверждении ее соответствия требованиям к экологическому классу, действующим на момент оформления паспорта, или требованиям к более высокому экологическому классу в соответствии с требованиями технического регламента «О требованиям к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» (далее -Технический регламент). В соответствии с п. 10 Технического регламента запрещается выпуск в обращение автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания, имеющих экологический класс ниже действующего экологического класса. Согласно п. 14 Технического регламента с <дата> на территории Соблюдение требований Регламента влияет на основания для выдачи ПТС. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), ввезенное транспортное средство соответствует экологическому классу ЕВРО 2,3. Заявитель указывает, что сертификат соответствия № C-IT.AB91.A.05804 был выдан органом по сертификации «ТехПромМаш» в период действия аккредитации, однако представленный им сертификат не содержит информации о протоколе испытаний и на момент подготовки отказа данный сертификат отсутствовал на официальном сайте Ростехрегулирования или ФТС России. Согласно пояснениям представителя ЦАТ, производится изъятие из базы данных сертификационных документов, которые неправильно оформлены или содержат неверно указанные сведения. В соответствии с п. 70 Положения в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента, паспорта не выдаются. В соответствии с п. 42 приказом ФТС России от 10.09.2009 № 1660 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции организации приема граждан, обеспечения своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятия по ним решений и направления ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок» (далее - Административный регламент) письменное обращение, поступившее в ФТС России или в таможенный орган, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, если иной срок (мен > 30 дней) не установлен в поручении руководства ФТС России или таможенного органа. В исключительных случаях срок рассмотрения письменного обращение может быть продлен руководством ФТС России или таможенного органа, но не более чем на 30 дней. Согласно п. 44 Административного регламента одним из оснований для продления срока рассмотрения заявления является запрос о предоставлении необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов в другие государственные органы, органы местного самоуправления и иным должностным лицам, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия. Письмом от <дата> № Тюленёву М.Ю. было отказано в выдаче ПТС на транспортное средство «ALFA ROMEO 156» , ввиду несоответствия данного автомобиля экологическому классу 4. На основании изложенного, суд находит, что в связи с несоответствием автомобиля «ALFA ROMEO 156» требованиям Регламента, ЦАТ правомерно было отказано Тюленёву М.Ю. в выдаче ПТС. Иные доводы, изложенные Тюленёвым М.Ю. в заявлении суд отклоняет, поскольку они основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречат выводам суда, изложенным выше. Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований Тюленёва М.Ю. следует отказать в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Тюленёва М.Ю. об оспаривании действий начальника Донского таможенного поста Центральной акцизной таможни, - отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский городской суд через Таганский районный суд г. Москвы в течение 10 дней. Судья:
Российской Федерации введен в действие технический норматив выбросов в
отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории
Российской Федерации, и двигателей внутреннего сгорания - экологический класс 4.
В качестве документа, подтверждающего соответствие требованиям
Регламента указанного транспортного средства, Тюленёвым М.Ю. был представлен
сертификат соответствия № C-IT.AB91.A.05804, выданный органом по сертификации «ТехПромМаш».