РЕШЕНИЕ 27 января 2012 года г. Москва Таганский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Смолиной Ю.М. с участием прокурора Переслегиной Е.П., при секретаре Порхунове А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-440/12 по заявлению Изотова В. П. об отмене решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве по выборам депутатов муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве, УСТАНОВИЛ: Решением муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Таганское в г. Москве от 08.12.2011 года № 14-1/43 назначены выборы депутатов муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве на 04 марта 2012 года. Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве от 23 января 2012 года № 9/5 Изотову В.П. отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве, в связи с выявлением более 10 % недействительных подписей, представленных для регистрации кандидата. Считая данное решение необоснованным и незаконным, Изотов В.П., с учетом уточнения своих требований, обратился в суд с заявлением о признании решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве от 23 января 2012 года № 9/5 об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве недействительным и его отмене, а также просил признать количество достоверных подписей избирателей, поддержавших выдвижение Изотова В.П. на выборах депутатов муниципального собрания Таганского района г. Москвы достаточным для регистрации кандидата, зарегистрировать Изотова В.П. в качестве кандидата в депутаты на выборах в муниципальное собрание Таганского района города Москвы и выдать удостоверение кандидата в депутаты. В судебном заседании заявитель Изотов В.П. требования поддержал, просил их удовлетворить. Представитель избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве Гасанов М.Г. просил отказать в удовлетворении заявления, полагая его необоснованным и не соответствующим требованиям закона. Выслушав заявителя, представителя избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Переслегиной Е.П., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что требования Изотова В.П. подлежат отклонению по следующим основаниям. В соответствии пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. Аналогичные положения содержатся в пункте 6 статьи 87 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы". Согласно статье 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Подписи, собранные с нарушением положений пункта 6 данной статьи, являются недействительными. Форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ). Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) (пункт 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ). При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица. О соответствующей проверке должен извещаться кандидат (пункт 6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ). По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом "д" пункта 24 или подпунктом "г" пункта 25 настоящей статьи, кандидат, вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, либо об отказе в регистрации кандидата (пункт 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ). В случае отказа в регистрации кандидата, соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, обязана выдать кандидату, копию соответствующего решения с изложением оснований отказа (пункт 23 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ). Основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата (подпункт "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ). Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве от 09 декабря 2011 года № 2/1 "О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидата в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве" установлено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве по пятимандатному избирательному округу № – 49 подписей. Как усматривается из материалов дела, <дата> Изотовым В.П. в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве были представлены необходимые документы для регистрации его кандидатом в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве, в том числе, подписные листы, содержащие подписи избирателей в поддержку его самовыдвижения. В соответствии с протоколом рабочей группы избирательной комиссии муниципального образования Таганское в городе Москве о результатах проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве Изотова В.П., из 54 проверенных рабочей группой подписей избирателей признаны недействительными – 54 подписи избирателей, что в процентом соотношении составляет 100% подписей, по основаниям, предусмотренным п. 1, 3, 4, 6, 8, 9 ч. 7 ст. 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", а именно: 1 подпись признана недействительной по п. 1 ч. 7 ст. 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" (указана дата подписи – 2001 год); - 1 подпись признана недействительной по п. 4 ч. 7 ст. 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" (не указан номер квартиры); - 4 подписи признаны недействительными на основании данных УФМС России по г. Москве по району Таганский ЦАО в соответствии с п. 3 ч. 7 ст. 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" (2 лица не зарегистрированы по указанному в подписном листе адресу, 2 лица неверно указали паспортные данные); - 1 подпись признана недействительной по п. 6 ч. 7 ст. 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" (дата внесения подписи имеет исправления, которые не оговорены); - 54 подписи признаны недействительными по п. 8 и 9 ч. 7 ст. 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" (сведения о кандидате указаны не в полном объеме – не указан район проживания, не указано наименование представительного органа, а именно, вместо «выборы депутатов внутригородского муниципального собрания Таганское в городе Москве», указано «выборы депутатов внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве»). Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве от 23 января 2012 года № 9/5, на основании пункта 5 части 20 статьи 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", в связи с выявлением более 10 % недействительных подписей, представленных для регистрации кандидата, Изотову В.П. отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве. Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями заявителя и представителя избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве, письменными материалами дела, не вызывают у суда сомнений. Изотов В.П. в обоснование своих требований в ходе судебного заседания пояснил, что указанные в решении избирательной комиссии основания для признания подписей недействительными не соответствуют п. 2 ст. 32 Конституции РФ, ст. 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", нарушают его право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. В обоснование своих требований Изотов В.П. указал, что поскольку он не имеет постоянного места жительства в г. Москве, а временная регистрация не соответствует его месту жительства, им не указан в подписных листах район проживания. Ссылка избирательной комиссии на неверное указание представительного органа – «кандидат муниципального образования», а не «кандидат муниципального собрания», является технической ошибкой, в связи с чем, не может являться основанием к отказу в регистрации кандидатом. Также, по мнению заявителя, не могут являться основаниями к отказу в регистрации кандидатом нарушения, выявленные рабочей группой на листе 12 (строка 39) и на листе 14 (строка 49) подписных листов, поскольку в строке 39 исправлений допущено не было, а характер изложения текста, относится к особенностям почерка гражданина, в то же время, не указание в строке 49 подписных листов на номер квартиры, не может являться основанием для признания подписи недействительной, поскольку в данном конкретном случае указан дом и улица места проживания гражданина, который фактически по данному адресу проживает, в связи с чем, обладает активным избирательным правом. Данные доводы Изотова В.П. не могут являться основанием к удовлетворению требований заявителя по следующим основаниям. В соответствии со ст. 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей. В результате проверки подписи могут быть признаны достоверными, недостоверными и (или) недействительными. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию. Недействительными признаются: подписи избирателей, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения муниципального списка кандидатов; подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом; подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 4 настоящей статьи; подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Кодексом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист; подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 4 настоящей статьи; все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности. все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4-8 к Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 6 и 8 части 6 статьи 34 настоящего Кодекса, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частью 5 статьи 34 настоящего Кодекса (п. 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9 ч. 7 ст. 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы"). С целью проверки доводов Изотова В.П., в ходе судебного разбирательства, с участием прокурора, заявителя, представителя избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве, были исследованы подлинные подписные листы, содержащие подписи избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата Изотова В.П. на 16 листах, которые были сопоставлены с данными ведомости проверки подписных листов. В ходе исследования судом установлено, что результаты проверки рабочей группы подписей избирателей соответствуют данным, изложенным в ведомости проверки подписных листов и итоговом протоколе рабочей группы, что также было подтверждено заявителем в ходе судебного разбирательства. Основания, по которым подписи были признаны недействительными, предусмотрены и соответствуют положениям статей 34, 37, 38 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы". Суд не может согласиться с доводами Изотова В.П. о том, что отсутствие в подписных листах сведений о районе в городе Москве, где находится место жительства кандидата, а также неверное указание представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования, не является нарушением избирательного законодательства и не может служить основанием для отказа в регистрации кандидата по следующим основаниям. В силу пункта 8 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность Президента Российской Федерации, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются федеральным законом. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4 и 5 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность главы муниципального образования - согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложениям 7 и 8 к настоящему Федеральному закону. Форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" подписные листы изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4-8 к Федеральному закону. Часть 6 статьи 34 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" предписывает, что при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата в каждом подписном листе указываются в числе других следующие сведения: наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, район в городе, где находится место жительства кандидата (в случае, если место жительства находится в городе Москве, город Москва указывается один раз). Согласно пункта 8 части 7 статьи 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности. При таких обстоятельствах, отсутствие в подписных листах сведений о районе в городе Москве, где проживает кандидат, свидетельствует об изготовлении подписных листов с нарушением требований закона (пункта 5 части 6 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы), что является основанием для признания подписей, содержащихся в них, недействительными. В силу пункта 9 части 7 статьи 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4-8 к Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 6 и 8 части 6 статьи 34 настоящего Кодекса, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частью 5 статьи 34 настоящего Кодекса. В связи с изложенным, отсутствие наименования представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования, согласно требованиям, предъявляемым к форме подписного листа, установленного законом, также является основанием для признания подписей, содержащихся в подписных листах, недействительными. Более того, форма подписного листа, предусматривающая указание сведений о районе в городе, и указание наименования представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования, определена Избирательным кодексом города Москвы, поэтому изготовление подписного листа с нарушением формы является нарушением закона. Сведения о районе, где проживает кандидат, являются важной информацией для избирателя и имеют существенное значение для формирования выбора избирателя в пользу кандидата, проживающего в районе, входящем в состав избирательного округа, по которому он баллотируется. Также не может быть принят судом во внимание и довод заявителя о том, что отсутствие в сроке 49 подписного листа указание на номер квартиры избирателя не является нарушением избирательного законодательства, поскольку данный довод противоречит требованиям п. 5 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которой адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В связи с изложенным, с учетом определенной законодателем формы подписного листа, указание на номер квартиры избирателя в подписном листе, в данном случае, является обязательным. Не могут являться основанием для удовлетворения требований заявителя и его доводы о том, что на листе 12 (срока 39) подписного листа исправлений допущено не было, а характер изложения текста, относится к особенностям почерка гражданина, поскольку данный довод противоречит исследованным в ходе судебного разбирательства доказательствам по делу, в частности подписным листам, в которых на листе 12 (строка 39) наличествует явное исправление, а именно наложение одной цифры «2» на другую «1». При таких обстоятельствах, оспариваемое решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве принято в полном соответствии с требованиями закона, никаких прав заявителя, в том числе и его избирательных прав, не нарушает, вследствие чего оснований к удовлетворению требований Изотова В.П. суд не находит. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 261 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Изотова В. П. об отмене решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве по выборам депутатов муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве - отказать. Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Таганский районный суд г. Москвы в течение 5 дней. Судья:
Именем Российской Федерации