об отмене решения избирательной комиссии



РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

31 января 2012 года г. Москва

Таганский районный суд г. Москвы в составе

председательствующего судьи Смолиной Ю.М.,

с участием прокурора Переслегиной Е.П.,

при секретаре Порхунове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-520/12 по заявлению Хапалина И. В. об отмене решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве по выборам депутатов муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве,

УСТАНОВИЛ:

Решением муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Таганское в г. Москве от <дата> назначены выборы депутатов муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве на <дата>.

Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве от <дата> Хапалину И. В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Считая данное решение необоснованным и незаконным, Хапалин И. В. обратился в суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве от <дата> об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве, а также просил обязать избирательную комиссию зарегистрировать Хапалина И. В. в качестве кандидата в депутаты муниципального Собрание внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве.

В судебном заседании заявитель Хапалин И. В. требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве Гасанов М. Г. просил отказать в удовлетворении заявления, полагая его необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Выслушав заявителя, представителя избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Переслегиной Е. П., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что требования Хапалина И. В. подлежат отклонению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Аналогичные положения содержатся в пункте 6 статьи 87 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы".

Согласно статье 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Подписи, собранные с нарушением положений пункта 6 данной статьи, являются недействительными.

Форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.

Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) (пункт 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица. О соответствующей проверке должен извещаться кандидат (пункт 6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом "д" пункта 24 или подпунктом "г" пункта 25 настоящей статьи, кандидат, вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, либо об отказе в регистрации кандидата (пункт 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

В случае отказа в регистрации кандидата, соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, обязана выдать кандидату, копию соответствующего решения с изложением оснований отказа (пункт 23 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

Основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата (подпункт "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве от 09 декабря 2011 года № 2/1 "О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидата в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве" установлено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве по пятимандатному избирательному округу № 2 – 49 подписей.

Как усматривается из материалов дела, 09 января 2012 года Хапалиным И. В. в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве были представлены необходимые документы для регистрации его кандидатом в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве, в том числе подписные листы, содержащие подписи избирателей в поддержку его самовыдвижения, содержащие всего 54 подписи избирателей.

В соответствии с итоговым протоколом рабочей группы избирательной комиссии муниципального образования Таганское в городе Москве о результатах проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве Хапалина И.В., из 54 проверенных рабочей группой подписей избирателей признаны недействительными – 54 подписи избирателей, по основаниям, предусмотренным п.п. 2, 3, 7, 8 ч. 7 ст. 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", а именно:

- 6 подписей признаны недействительными по п. 2 ч. 7 ст. 37 Избирательного Кодекса (подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, – не зарегистрированы в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат);

- 2 подписи признаны недействительными на основании данных УФМС России по г. Москве по району Таганский ЦАО в соответствии с п. 3 ч. 7 ст. 37 Избирательного Кодекса (подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, - неверно указаны паспортные данные);

- 2 подписи признаны недействительными по п. 7 ч. 7 ст. 37 Избирательного Кодекса (подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями либо лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей);

- 54 подписи признаны недействительными по п. 8 ч. 7 ст. 37 Избирательного Кодекса (сведения о кандидате указаны не в полном объеме – не указан район проживания кандидата).

Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве от <дата> на основании пункта 5 части 20 статьи 37 Избирательного Кодекса в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, Хапалину И. В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве.

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями заявителя и представителя избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве, письменными материалами дела, в связи с чем сомнений у суда не вызывают.

Хапалин И. В. в ходе судебного заседания пояснил, что решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального собрания Таганское в городе Москве нарушает его право быть избранным в органы местного самоуправления. В обоснование своих требований Хапалин И. В. указал, что между решением об отказе в регистрации кандидатом в депутаты и итоговым протоколом о результатах проверки подписных листов имеются противоречия. Так, в решении от <дата> указано, что в соответствии с протоколом рабочей группы избирательной комиссии муниципального образования об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных Хапалиным И. В., признаны недействительными 46 подписей избирателей, что составляет 85 % от числа представленных подписей. Однако согласно выводам, изложенным в итоговом протоколе от <дата>, по решению комиссии были признаны недействительными по разным причинам 10 подписей, а не 46, как изложено в решении об отказе в регистрации. Из 10 подписей, признанных недействительными, 4 подписи таковыми не являются, поскольку согласно содержанию справок, полученных из УФМС России по городу Москве по району Таганский, граждане Ж., К., Ю., К. являются реально существующими людьми, имеют паспорта граждан РФ и зарегистрированы на территории избирательного округа, в котором он (Хапалин И. В.) выдвинут в качестве кандидата в депутаты, то есть обладают активным избирательным правом. При этом он (Хапалин И. В.) согласен, что сведения об избирателях Ж. на листе 1 (строка 9) и К. на листе 6 (строка 8) содержат неоговоренные исправления, а номера паспортов избирателей Ю. на листе 2 (строка 4) и К. на листе 5 (строка 11) не соответствуют данным, изложенным в справках УФМС России по городу Москве по району Таганский, допускает, что неправильное указание паспортных данных может являться технической ошибкой, однако считает, что все указанные обстоятельства не влияют на наличие у гражданина активного избирательного права и, соответственно, не являются основаниями для признания подписей недействительными. Таким образом, по его (Хапалина И. В.) мнению, недействительными фактически являются только 6 подписей тех граждан, которые не зарегистрированы по адресам, указанным в подписных листах, что не является основанием для отказа в регистрации кандидатом в депутаты, поскольку согласно ч. 10 ст. 37 Избирательного Кодекса выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется предоставить менее 200 подписей.

Данные доводы Хапалина И. В. не могут являться основанием к удовлетворению требований заявителя по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей.

В результате проверки подписи могут быть признаны достоверными, недостоверными и (или) недействительными. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию.

Недействительными признаются:

подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом;

подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 4 настоящей статьи;

подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей;

все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.

все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4-8 к Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 6 и 8 части 6 статьи 34 настоящего Кодекса, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частью 5 статьи 34 настоящего Кодекса (п.п. 2, 3, 7, 8, 9 ч. 7 ст. 37 Избирательного Кодекса).

С целью проверки доводов Хапалина И. В. в ходе судебного разбирательства с участием прокурора, заявителя, представителя избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве были исследованы подлинные подписные листы, содержащие подписи избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата Хапалина И. В., которые были сопоставлены с данными ведомости проверки подписных листов.

В ходе исследования судом установлено, что результаты проверки подписей избирателей соответствуют данным, изложенным в ведомости проверки подписных листов и итоговом протоколе рабочей группы, что также было подтверждено заявителем в ходе судебного разбирательства. Основания, по которым подписи были признаны недействительными, предусмотрены и соответствуют положениям статей 34, 37 Избирательного Кодекса.

Суд не может согласиться с доводами Хапалина И. В. о том, что в результате проверки представленных им подписных листов избирательной комиссией были признаны недействительными только 10 подписей избирателей.

Так, согласно ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Хапалина И. В. недействительными были признаны все 54 подписи избирателей во всех шести представленных подписных листах как изготовленные с нарушением п. 5 ч. 6 ст. 34 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы". Аналогичные сведения содержатся и в итоговом протоколе рабочей группы избирательной комиссии о результатах проверки подписных листов.

В решении об отказе в регистрации кандидата в депутаты № 8/1 от 19 января 2012 года действительно имеется ссылка на признание недействительными 46 подписей избирателей вместо 54. Как пояснил в судебном заседании представитель избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве Гасанов М. Г., в решении содержится техническая ошибка, которая не влияет на законность и обоснованность самого решения.

Суд соглашается с доводами представителя избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве, поскольку из представленных сторонами документов (ведомости проверки подписных листов и итогового протокола) очевидно усматривается, что избирательной комиссией были признаны недействительными все 54 подписи избирателей на основании п. 8 ч. 7 ст. 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", при этом 10 подписей из указанных 54 были признаны недействительными еще и по другим основаниям, установленным ст. 37 указанного закона.

Так, в каждом из шести представленных Хапалиным И. В. подписных листов сведения о кандидате представлены не в полном объеме, в частности, не указан район проживания Хапалина И. В. в городе Москве.

Проанализировав нормы действующего избирательного законодательства, суд приходит к выводу о том, что отсутствие в подписных листах сведений о районе в городе Москве, где находится место жительства кандидата, является основанием для признания таких подписных листов недействительными, исходя из следующего.

В силу пункта 8 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Форма подписного листа и требования к его содержанию при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты муниципального собрания внутригородского муниципального образования в г. Москве установлены Избирательным кодексом г. Москвы.

В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" подписные листы изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4-8 к Федеральному закону.

Пункт 5 части 6 статьи 34 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" предписывает, что при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата в каждом подписном листе указываются в числе других следующие сведения: наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, район в городе, где находится место жительства кандидата (в случае, если место жительства находится в городе Москве, город Москва указывается один раз).

Согласно пункта 8 части 7 статьи 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме.

При таких обстоятельствах, отсутствие в подписных листах сведений о районе в городе Москве, где проживает кандидат, свидетельствует об изготовлении подписных листов с нарушением требований закона (пункта 5 части 6 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы), что является основанием для признания подписей, содержащихся в них, недействительными. Сведения о районе, где проживает кандидат, является важной информацией для избирателя и имеет существенное значение для формирования выбора избирателя в пользу кандидата, проживающего в районе, входящем в состав избирательного округа, по которому он баллотируется.

Также не могут быть приняты судом во внимание и доводы заявителя о том, что неправильное указание в подписных листах паспортных данных избирателей и наличие в них неоговоренных исправлений в части сведений об избирателях не могут являться основанием для признания их недействительными, поскольку данные доводы прямо противоречат требованиям закона, а именно п.п. 3 и 7 ч. 7 ст. 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", согласно которым недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе не соответствующие действительности сведения и подписи избирателей со специально не оговоренными исправлениями в сведениях об избирателях.

При этом сам заявитель не отрицал, что паспортные данные избирателей Юнисовой Г. Р. (лист 2 строка 4) и Корякина Ю. В. (лист 5 строка 11) не соответствуют номерам паспортов указанных граждан, содержащихся в справках Отдела УФМС России по г. Москве по району Таганский, а значит, сведения об указанных избирателях не соответствуют действительности. Факт наличия неоговоренных исправлений в сведениях об избирателях Жиганшине Л. Н. (лист 1 строка 9), Кудрявцеве А. А. (лист 6 строка 8) заявитель также не оспаривал.

Ссылки заявителя на то обстоятельство, что имеющиеся в материалах дела справки Отдела УФМС России по г. Москве по району Таганский подтверждают тот факт, что избиратели Ю., К., Ж., К. обладают активным избирательным правом, поскольку имеют паспорта граждан РФ и действительно зарегистрированы по месту жительства на территории избирательного округа, в котором он (Хапалин И. В.) выдвинут в качестве кандидата в депутаты, правового значения не имеют, поскольку не влияют на обоснованность признания их подписей недействительными по указанным выше основаниям.

Таким образом, судом в ходе судебного разбирательства установлено, что в ходе проверки подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата Хапалина И. В. из 54 представленных подписей избирателей недействительными правомерно были признаны 54 подписи избирателей, на основании п. 8 ч. 7 ст. 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", из них еще 10 подписей – по основаниям, предусмотренным п.п. 2, 3 и 7 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", что в силу п. 5 ч. 20 ст. 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" является основанием для отказа в регистрации кандидата.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве принято в полном соответствии с требованиями закона, никаких прав заявителя, в том числе и его избирательных прав, не нарушает, вследствие чего оснований к удовлетворению требований Хапалина И. В. суд не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Хапалина И. В. об отмене решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве по выборам депутатов муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве от 19 января 2012 года № 8/1 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Таганский районный суд г. Москвы в течение 5 дней.

Судья: