Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 октября 2011 года Таганский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Антоновой Н.В. при секретаре Сулеймановой М.Р. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2548-11/9 по иску Лисничука О. Б., Лисничук Л. И., действующей также в интересах несовершеннолетних Лисничук Д. О., Лисничук В. О., к Военному научно-учебному центру Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации», Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации об обязании заключить договор социального найма жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Истцы Лисничук О.Б., Лисничук Л.И., действующая также в интересах несовершеннолетних Лисничук Д.О., Лисничук В.О. обратились в суд с иском к ответчикам Военному научно-учебному центру Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации», Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ об обязании заключить договор социального найма жилого помещения - отдельной пятикомнатной <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, строение 1. В обоснование исковых требований истцы указывают, что данное жилое помещение было предоставлено им на основании договора № от <дата> о предоставлении жилого помещения для временного проживания. Лисничук О.Б. состоит на учёте очередников нуждающихся в обеспечении жилым помещением с 2004 года. <дата> заседанием жилищной комиссии ВНУЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ» было принято решение о предоставлении Лисничуку О.Б. на состав семьи из 4-х человек ( Лисничук О.Б., жена Лисничук Л.И., <дата> г.р., дочь Лисничук Д.О., <дата>.р., дочь Лисничук В.О., 2007 г.р.) по договору социального найма отдельной пятикомнатной <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, строение 1, со снятием с учета очередников МО РФ полковника Лисничука О.Б. В феврале 2011 года ВНУЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ» направила документы для оформления договора социального найма в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, однако до настоящего времени никаких действий по заключению с Лисничуком О.Б. договора социального найма не было предпринято, в связи с чем истцы обратились в суд с иском об обязании заключить с ними договор социального найма на вышеуказанное жилое помещение (л.д. 17-18). Истец Лисничук О.Б. и его представитель по доверенности К. в судебном заседании исковые требования в поддержали в полном объеме. Истец Лисничук Л.И., действующая также в интересах несовершеннолетних Лисничук Д.О., Лисничук В.О., в судебное заседание не явилась, извещена о дате слушания дела надлежащим образом, направила в суд своего представителя по доверенности К., которая в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме. Представитель ответчика Военного научно-учебного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации» в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил письменный отзыв по делу, в котором возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что в связи с введением в действие Приказа Министра обороны РФ от <дата> N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" (вместе с "Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма"), обеспечение жилыми помещениями военнослужащих возложено на уполномоченный орган Министерства обороны РФ - Департамент жилищного обеспечения МО РФ. О чем полковнику Лисничук О.Б. сообщалось командованием академии (исх. № от <дата>). В соответствии с требованиями Приказа Министра обороны РФ от <дата> N 1280, документы полковника Лисничук О.Б., необходимые для оформления по договору социального найма жилого помещения, направлены Начальником жилищного отделения ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ», на имя руководителя Департамента жилищного обеспечения МО РФ (Вх. № от <дата>). В соответствии с пунктом 16 указанной выше Инструкции, решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма принимаются уполномоченным органом или структурным подразделением...» Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ» без решения Департамента жилищного обеспечения МО РФ неправомочна заключить с полковником Лисничук О.Б. договор социального найма на жилое помещение. Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил, своих представителей в суд не направил, письменных объяснений либо возражений не представил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил. Представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил письменный отзыв, указав, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций, в том числе, переданного в установленном порядке иным лицам. Для решения вопроса о заключении договора социального найма с гражданином Лисничуком О.Б. и членами его семьи на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, стр. 1 необходимо обратиться в Министерство обороны Российской Федерации (л.д. 82-83). Суд, выслушав объяснения истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими отклонению по следующим основаниям. В соответствии со ст.672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем. По требованию нанимателя и членов его семьи договор может быть заключен с одним из членов семьи. В случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор заключается с одним из членов семьи, проживающих в жилом помещении. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. Согласно п. 2 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом. Согласно ч.1 ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. В соответствии с ч.1 ст.61 ЖК РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения. Согласно ч.1 ст.63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. В ходе судебного разбирательства из объяснений сторон и письменных материалов дела установлено, что на основании договора о предоставлении жилого помещения для временного проживания № от <дата>, заключенного между полковником Лисничуком О.Б., военнослужащим по контракту, и Общевойсковой академией ВС РФ, действующим за себя и 2-х несовершеннолетних членов семьи – Лисничук Д.О., 1999 г.р., Лисничук В.О., 2007 г.р., совершеннолетних членов семьи – Лисничук Л.И., 1974 г.р., истцам во временное пользование предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, состоящее из 4-х комнат в коммунальной квартире по вышеуказанному адресу общей площадью 100,2 кв.м., жилой площадью 70,3 кв.м.,сроком предоставления жилого помещения с <дата> по <дата> (л.д. 19-20). Согласно п. 1.1 указанного договора истцы обязуются в добровольном порядке полностью освободить жилое помещение и передать его Общевойсковой академии ВС РФ по истечении срока настоящего договора. Согласно выписки из протокола № заседания жилищной комиссии ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ» от <дата>, вышеуказанной комиссией было принято решение предоставить Лисничуку О.Б., кандидату наук, с учетом права на дополнительному площадь по воинскому званию «полковник» на состав семьи из 4-х человек ( он, жена Лисничук Л.И., 1974 г.р., дочь Лисничук Д.О., 1999 г.р., дочь Лисничук В.О., 2007г.р.) по договору социального найма отдельную 5-ти комнатную <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, строение 1, со снятием с учета очередников МО РФ полковника Лисничука О.Б.(л.д. 21). Согласно письма ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ» от <дата> адресованного Лисничук О.Б., в соответствии с приказом Министра обороны РФ № от <дата> обеспечение жилыми помещениями возложено на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ. Заключение договора социального найма с Лисничуком О.Б. не представляется возможным, в связи с отсутствием у командования академии необходимых полномочий (л.д. 25). Жилищным отделом ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ» <дата> документы полковника Лисничука О.Б., необходимые для оформления по договору социального найма отдельной пятикомнатной <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, пе<адрес>, стр.1, направлены в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ ( л.д. 31-42). Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не оспорены. В судебном заседании истец Лисничук О.Б. в подтверждение своих исковых требований пояснил суду, что в настоящее время в составе членов семьи (жена Лисничук Л.И., 1974 г.р., дочь Лисничук Д.О., 1999 г.р., дочь Лисничук В.О., 2007 г.р.) проживает по адресу: <адрес>, строение 1, впятикомнатной <адрес>, на основании договора № от <дата> о предоставлении жилого помещения для временного проживания. Лисничуком О.Б. по ходатайству академии были собраны документы для заключения договора социального найма, в настоящее время они находятся в Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны РФ более 3 месяцев. Никаких действий по заключению с ним (истцом) договор социального найма на вышеуказанное жилое помещение Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ не предпринимает. Также истец пояснил, что состоит на учете по улучшению жилищных условий, как военнослужащий, более 10 лет проживает в Москве, жилым помещением по договору социального найма не обеспечен, в настоящее время им подан рапорт об увольнении, в связи с чем Министерство обороны РФ обязано обеспечить его жилым помещением. В спорной квартире истец с семьей проживает более года, платит коммунальные платежи, в связи с чем имеет право на заключение договора социального найма. Вместе с тем, вышеуказанные доводы истца не могут являться основанием для удовлетворения исковых требований как не основанные на законе и фактических обстоятельствах дела, установленных судом. Согласно ст. 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» от <дата> №76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от <дата> N 141-ФЗ, от <дата> N 225-ФЗ) Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федеральных законов от <дата> N 66-ФЗ, от <дата> N 160-ФЗ) Согласно Приказа Министра обороны РФ от <дата> № «О предоставлении военнослужащим Вооруженных сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» (в ред. приказа Министра обороны РФ от <дата> №), признаются нуждающимися в получении жилых помещений и подлежат учету только военнослужащие, проходящие военную службу по контракту. Согласно Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, являющейся приложением № к Приказу Министра обороны РФ от <дата> № «О предоставлении военнослужащим Вооруженных сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» (в ред. приказа Министра обороны РФ от <дата> №) (п.11) жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма (далее именуются - жилые помещения), распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, в случае, если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы на дату принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях. Решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма принимаются уполномоченным органом или структурным подразделением Министерства обороны РФ (п.16). При вынесении решения об отказе в предоставлении распределенных жилых помещений уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения военнослужащим, мотивированный отказ в предоставлении распределенных жилых помещений. (в ред. Приказа Министра обороны РФ от <дата> N 509). В соответствии со ст.ст.56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Анализируя вышеуказанные нормы в совокупности с обстоятельствами дела, суд приходит к выводу, что принятие решения о предоставлении военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, жилого помещения по договору социального найма, относится к исключительной компетенции структурного подразделения уполномоченного Министром обороны РФ органа в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Министра обороны РФ № от <дата> В случае несогласия с решением соответствующего уполномоченного органа Министерства обороны РФ о предоставлении либо отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма заинтересованное лицо вправе обжаловать данное решение в установленном законом порядке. Как установлено судом выше, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ какого-либо решения, в том числе, об отказе заключить с истцами договор социального найма на жилое помещение - отдельную пятикомнатную <адрес>, расположенную по адресу <адрес>, строение 1, не принимал, доказательств обратного истцами не представлено, а судом таковых не добыто. Таким образом, Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, в лице уполномоченного органа, нарушения прав истцов в данной части допущено не было, угроза нарушения их свобод и законных интересов в настоящее время отсутствует, тогда как разрешение судами споров, которые могли бы возникнуть впредь, законом не предусмотрено. Одновременно суд разъясняет, что истцы не лишены права в установленном порядке обжаловать бездействие уполномоченного органа, нарушающего их права. Довод истца и его представителя о том, что гражданско-правовой договор № от <дата> о предоставлении спорного жилого помещения для временного проживания, был заключен между полковником Лисничуком О.Б., военнослужащим по контракту, и Общевойсковой академией ВС РФ, с целью последующего заключения договора социального найма, не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, вышеуказанный договор таковых условий не содержит, согласно вышеуказанного договора жилое помещение предоставляется во временное пользование сроком с <дата> по <дата> То обстоятельство, что истец, как военнослужащий по контракту, и члены его семьи состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, не могут являться основанием для удовлетворения исковых требований и обязания ответчиков заключить с истцами договор социального найма именно на спорное жилое помещение по адресу: <адрес>, строение 1, <адрес>, поскольку уполномоченным органом Министерства обороны РФ истцам по договору социального найма может быть предоставлено иное жилое помещение, в соответствии с нормами, установленными ст. 15.1 Федерального закона от <дата> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований Лисничука О.Б., Лисничук Л.И., действующей также в интересах несовершеннолетних Лисничук Д.О., Лисничук В.О. к Военному научно-учебному центру Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации», Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ об обязании заключить договор социального найма жилого помещения - отдельной пятикомнатной <адрес>, расположенной по адресу <адрес>, строение 1, - не имеется, в связи с чем отказывает в их удовлетворении. На основании изложенного, ст. ст. 304, 672 ГК РФ, ст. ст. 30, 60, 61, 63 ЖК РФ, и, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: в иске Лисничука О. Б., Лисничук Л. И., действующей также в интересах несовершеннолетних Лисничук Д. О., Лисничук В. О., к Военному научно-учебному центру Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации», Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации об обязании заключить договор социального найма жилого помещения - отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский городской суд в течение 10 дней. Судья: