о защите избриательных прав



РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

04 марта 2012 года г. Москва

Таганский районный суд г. Москвы в составе

председательствующего судьи Смолиной Ю.М.,

с участием прокурора Переслегиной Е.П.,

при секретаре Порхунове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-991/12 по заявлению Колесникова А. С. о защите избирательных прав,

УСТАНОВИЛ:

Согласно постановлению Совета Федерации ФС РФ от 25 ноября 2011 г. № 442-СФ «О назначении выборов Президента Российской Федерации» выборы Президента Российской Федерации назначены на 04 марта 2012 года.

Колесников А.С. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав, указывая в обоснование своих требований, что в нарушении норм действующего законодательства на избирательном участке ему выдан бюллетень для голосования, в котором отсутствует графа «Против всех», что является нарушением его избирательных прав. В связи с изложенным, Колесников А.С. просит суд признать незаконным отсутствие в бюллетене для голосования на выборах Президента Российской Федерации, выданному заявителю на избирательном участке , графы «Против всех».

В настоящее судебное заседание заявитель Колесников А.С. явился, изложенные в заявлении требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель избирательной комиссии в настоящем судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявления, полагая его необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Выслушав заявителя, представителя избирательной комиссии, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора Переслегиной Е.П., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что требования Колесникова А.С. подлежат отклонению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

В ходе судебного разбирательства установлено, что <дата> на избирательном участке Колесникову А.С. выдан избирательный бюллетень для голосования на выборах Президента Российской Федерации, в котором отсутствует графа «Против всех».

Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, никем не оспорены и не опровергнуты, в связи с чем, не вызывают у суда сомнений.

Заявитель Колесников А.С. в обоснование своего заявления в ходе судебного разбирательства пояснил, что, по его мнению, действия участковой избирательной комиссии избирательного участка по выдаче ему избирательного бюллетеня для голосования на выборах Президента Российской Федерации с отсутствием графы «Против всех» является нарушением его избирательных прав, в связи с чем просил об удовлетворении его требований.

Данные доводы заявителя не могут являться основанием к удовлетворению требований Колесникова А.С. исходя из следующего.

В соответствии со ст. 67 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации порядок изготовления и доставки избирательных бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за их изготовлением и доставкой утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 32 дня до дня голосования. Количество избирательных бюллетеней не должно превышать более чем на 1,5 процента число зарегистрированных избирателей.

Форму и текст избирательного бюллетеня на русском языке утверждает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем за 24 дня до дня голосования. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня. В случае проведения повторного голосования текст избирательного бюллетеня, число избирательных бюллетеней утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования.

В целях защиты избирательных бюллетеней от подделки при их изготовлении используется бумага с водяными знаками или с нанесенной типографским способом надписью микрошрифтом и защитной сеткой либо в этих целях используется специальный знак (марка). Порядок изготовления и использования специальных знаков (марок), их количество, а также требования, предъявляемые к передаче специальных знаков (марок) вышестоящими избирательными комиссиями нижестоящим избирательным комиссиям, утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 60 дней до дня голосования.

В избирательном бюллетене фамилии зарегистрированных кандидатов указываются в алфавитном порядке, при этом избирательный бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов:

1) фамилия, имя и отчество;

2) год рождения;

3) наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где расположено место жительства кандидата;

4) основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа;

5) если кандидат выдвинут политической партией, слова "выдвинут политической партией" с указанием наименования соответствующей политической партии;

6) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, слово: "самовыдвижение";

8) если кандидат в соответствии с пунктом 8 статьи 34 или подпунктом 1 пункта 11 статьи 35 настоящего Федерального закона указал на свою принадлежность к политической партии либо к иному общественному объединению, краткое наименование данной политической партии, данного общественного объединения и статус кандидата в данной политической партии, данном общественном объединении.

Справа от сведений о каждом зарегистрированном кандидате помещается пустой квадрат.

В случае, если в соответствии с пунктом 5 статьи 77 настоящего Федерального закона голосование проводится по одной кандидатуре, ниже сведений о зарегистрированном кандидате указываются варианты волеизъявления избирателей словами "За" и "Против", справа от которых помещаются пустые квадраты.

В случае наличия у зарегистрированного кандидата неснятой и непогашенной судимости в избирательном бюллетене должны указываться сведения о судимости кандидата, которые вносятся в избирательный бюллетень на основании соответствующих документов, представленных в избирательную комиссию до утверждения его текста.

Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.

Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избирательные бюллетени печатаются на русском языке и на государственном языке соответствующей республики, входящей в состав Российской Федерации, а при необходимости и на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Если для избирательного участка печатаются избирательные бюллетени на двух и более языках, текст на русском языке должен помещаться в каждом избирательном бюллетене. Текст такого избирательного бюллетеня на государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации, и на языках народов Российской Федерации утверждается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 22 дня до дня голосования.

Количество избирательных бюллетеней определяется решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не позднее чем за 24 дня до дня голосования. Избирательные бюллетени изготавливаются в два этапа:

1) для обеспечения досрочного голосования и голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, - не позднее чем за 20 дней до дня голосования. При этом для обеспечения досрочного голосования избирательные бюллетени изготавливаются по решению избирательных комиссий соответствующих субъектов Российской Федерации в количестве, определенном ими в пределах количества избирательных бюллетеней, определенного для соответствующих субъектов Российской Федерации решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а для обеспечения голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, - по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в определенном ею количестве;

2) для обеспечения голосования в день голосования - не позднее чем за 10 дней до дня голосования по решению избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в количестве, определенном решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации для субъектов Российской Федерации, за вычетом бюллетеней, ранее изготовленных для обеспечения досрочного голосования и голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации.

Изготовленные полиграфической организацией избирательные бюллетени передаются по акту членам избирательной комиссии, разместившей заказ на изготовление избирательных бюллетеней. В этом акте указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых избирательных бюллетеней. После передачи упакованных в пачки избирательных бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники полиграфической организации уничтожают лишние избирательные бюллетени (при их выявлении), о чем составляется акт. Избирательная комиссия, разместившая заказ на изготовление избирательных бюллетеней, обязана не позднее чем за два дня до получения ею избирательных бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи избирательных бюллетеней членам данной избирательной комиссии, уничтожения избирательных бюллетеней. Любой член данной избирательной комиссии, зарегистрированный кандидат (его доверенное лицо) вправе подписать акты, указанные в настоящем пункте.

Передача избирательных бюллетеней в территориальные избирательные комиссии осуществляется в сроки, установленные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Вышестоящие избирательные комиссии передают территориальным избирательным комиссиям на основании своего решения о распределении избирательных бюллетеней по территориальным избирательным комиссиям весь тираж избирательных бюллетеней, полученный ими от полиграфических организаций. На основании решения территориальной избирательной комиссии о распределении избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии получают от территориальной избирательной комиссии избирательные бюллетени не позднее чем за один день до дня голосования (досрочного голосования). По каждому избирательному участку количество избирательных бюллетеней, передаваемых в участковую избирательную комиссию, не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке, и не может составлять менее 70 процентов от числа избирателей, включенных в список избирателей на избирательном участке на день передачи избирательных бюллетеней. На избирательном участке, на котором ожидается большое число избирателей, имеющих открепительные удостоверения, количество избирательных бюллетеней по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может быть увеличено. В участковые избирательные комиссии, сформированные на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, либо в территориальные избирательные комиссии, образованные в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, избирательные бюллетени могут передаваться непосредственно избирательной комиссией, разместившей заказ на их изготовление, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и в количестве, определяемом исходя из данных учета (регистрации) избирателей, участников референдума. При передаче избирательных бюллетеней в участковые избирательные комиссии производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные избирательные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами территориальной избирательной комиссии, о чем составляется акт.

На лицевой стороне всех избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Незаверенные избирательные бюллетени признаются избирательными бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.

О передаче избирательных бюллетеней вышестоящей избирательной комиссией нижестоящей избирательной комиссии составляется акт в двух экземплярах. В данном акте указываются дата и время его составления, количество передаваемых избирательных бюллетеней. При передаче избирательных бюллетеней вышестоящей избирательной комиссией нижестоящей избирательной комиссии, а также при их выбраковке и уничтожении (если таковые производятся) вправе присутствовать изъявившие на то желание члены указанных избирательных комиссий, зарегистрированные кандидаты, сведения о которых внесены в избирательный бюллетень. Соответствующая избирательная комиссия обязана оповестить всех членов данной избирательной комиссии и указанных зарегистрированных кандидатов о месте и времени передачи избирательных бюллетеней, а также предоставить возможность не менее чем одному доверенному лицу каждого зарегистрированного кандидата присутствовать при проведении указанной передачи. При этом каждое из перечисленных лиц вправе подписать акты, составляемые при передаче избирательных бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении (если таковые производятся).

Ответственность за передачу и сохранность избирательных бюллетеней несут председатели избирательных комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение избирательных бюллетеней.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 7 октября 2011 г. N 42/354-6 «О формах избирательного бюллетеня и требованиях к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на выборах Президента Российской Федерации» утверждена форма и определены требования к изготовлению избирательного бюллетеня для голосования на выборах Президента Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства установлено, что <дата> Колесникову А.С. на избирательном участке выдан избирательный бюллетень для голосования на выборах Президента Российской Федерации, форма которого утверждена Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 07 октября 2011 г. N 42/354-6 «О формах избирательного бюллетеня и требованиях к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на выборах Президента Российской Федерации», в связи с чем, нарушения норм действующего законодательства в действиях участковой избирательной комиссии избирательного участка суд не усматривает.

Отсутствие в избирательном бюллетене строки "Против всех" не ограничивает избирательные права заявителя, поскольку не препятствует его участию в избрании выборных должностей в органы государственной власти и в реализации права быть избранным в них, а также не препятствует выражению воли заявителя на выборах в соответствии с установленными процедурами и соответствует нормам действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях участковой избирательной комиссии избирательного участка нарушений каких-либо норм действующего законодательства, вследствие чего оснований к удовлетворению требований Колесникова А.С. суд не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Колесникова А. С. о защите избирательных прав - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Таганский районный суд г. Москвы.

Судья: