об оспаривании действий Росреестра



РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

20 декабря 2011 года

Таганский районный суд г. Москвы в составе

председательствующего судьи Смолиной Ю.М.

при секретаре Гусейновой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3343-11/12с по заявлению Пекаря Р. Б. об оспаривании действий Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Московской области,

УСТАНОВИЛ:

Пекарь Р.Б. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, указывая в обоснование иска, что ему, Пекарю Р.Б., принадлежали 1200/10000 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь 34 139 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, территория ЗАО «Авангард», на основании Свидетельства о государственной регистрации права от <дата>

Остальные доли в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок принадлежат Б,, Б., С., В., П.

В кадастровом паспорте № на данный земельный участок удельный показатель кадастровой стоимости составляет - 2 402,59 руб./кв.м.

Действия Управления по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости в размере 82022020 руб. 01 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2402 руб. 59 коп./кв. м в отношении земельного участка с кадастровым номером , категория земель – сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для дачного строительства, общая площадь 34139 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, территория ЗАО «Авангард», заявитель просил признать незаконными, обязав Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области исключить из государственного земельного кадастра недостоверные сведения.

Представитель заявителя неоднократно уточнял заявленные требования, в итоговой редакции просил признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Московской области по установлению в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений, касающихся удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 402,59 руб./кв.м. и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости каждого из земельных участков с кадастровыми номерами: , категория земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования — для дачного строительства, расположенных по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, территория ЗАО «Авангард»; обязать Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения, касающиеся удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 402,59 руб./кв.м. и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости каждого из земельных участков с кадастровыми номерами: , категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, расположенных по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, территория ЗАО «Авангард»; обязать Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости каждого из земельных участков с кадастровыми номерами: , категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, расположенных по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, территория ЗАО «Авангард», рассчитанной на основании удельного показателя кадастровой стоимости в размере 46,33 руб./кв.м.

В обоснование своих требований Пекарь Р.Б. указал, что на основании Соглашения о разделе земельного участка и прекращении долевой собственности от <дата>, право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером прекращено, участок разделен на 15 земельных участков с кадастровыми номерами: .

В настоящее время заявителю принадлежат на праве собственности:

- доля в праве 1200/10000 на земельный участок с кадастровым номером , площадью 3584 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, территория ЗАО «Авангард» (Свидетельство о государственной регистрации права серия 50-АВ
от <дата>);

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 1600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, территория ЗАО «Авангард» (Свидетельство о государственной регистрации права серия от <дата>);

- доля в праве 8288/10000 на земельный участок с кадастровым номером , площадью 2494 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, территория ЗАО «Авангард» (Свидетельство о государственной регистрации права серия от <дата>).

Права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами: , принадлежат Б,, Б., С., В., П.

Определением Таганского районного суда г. Москвы от <дата> к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФБУ «Кадастровая палата» по <адрес> (л.д. 73).

В настоящее судебное заседание заявитель Пекарь Р.Б. не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя, который требования с учетом уточнений поддержал.

Представитель заинтересованного лица ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области в судебное заседание явился, просил в удовлетворении требований Пекаря Р.Б. отказать.

Заинтересованное лицо Б,, В. в настоящее судебное заседание явились, считали требования Пекаря Р.Б. подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, заинтересованные лица - Б., С., П. в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены.

Суд, выслушав мнение представителя заявителя и заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В ходе судебного разбирательства из письменных материалов дела и объяснений представителя заявителя и заинтересованных лиц установлено следующее.

Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером , категория земель – сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для дачного строительства, общая площадь 34139 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, территория ЗАО «Авангард» следует, что его кадастровая стоимость определена в размере 82022020,01 руб., при удельном показателе кадастровой стоимости 2402,59 руб./кв.м. (л.д. 28).

На основании договора купли-продажи земельного участка от <дата> ООО «Агрохолдинг Авангард» передал, а С., П., Б., Б,, Пекарь Р.Б., В. приняли в общую долевую собственность земельный участок для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь 34139 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, территория ЗАО «Авангард», кадастровый номер (л.д. 80-83).

Указанный земельный участок передан покупателем по передаточному акту от <дата> (л.д. 84-86).

Данный земельный участок находился в общей долевой собственности С., П., Б., Б,, Пекаря Р.Б., В., при этом Пекарю Р.Б. принадлежала 1200/10 000 доли в праве (л.д. 30), что также подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 35-40).

<дата> между С., П., Б., Б,, Пекарем Р.Б., В. было подписано соглашение о разделе земельного участка и прекращении долевой собственности, согласно которому Пекарю Р. Б. принадлежит 1200/10 000 доли в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок на основании договора купли-продажи земельного участка от <дата> , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата> сделана запись регистрации .

После раздела земельного участка, стороны распределяют образованные земельные участки между собой следующим образом: за Пекарем Р.Б. закрепляется земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 1600 кв.м; 8288/10000 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 2494 кв.м;1200/10 000 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 3584 кв.м. (л.д. 87-91)

Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области 08 и <дата> были выданы Пекарю Р.Б. Свидетельства о государственной регистрации права на вышеуказанные земельные участки (л.д. 92-100).

Далее судом установлено, что заявитель Пекарь Р.Б. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с письмом о разъяснении, на основании каких нормативных актов произведен расчет удельного показателя кадастровой стоимости в отношении принадлежащих ему на праве собственности земельных участков. Данное обращение поступило в Управление Росреестра по Московской области <дата>.

Письмом от <дата> Управление Росреестра по Московской области разъяснило, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами рассчитана на основании:

- Методики государственной оценки земель в садоводческих, огороднических и дачных объединениях, утвержденная приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 26.08.2002 г. № П/307;

- Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от <дата> ;

- Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 г. № 121-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области»;

- Письма Росрегистрации от <дата> -СБ.

Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела сторонами не опровергнуты и не вызывают у суда сомнений.

Действия Управления по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости и удельном показатели кадастровой стоимости принадлежащих заявителю земельных участков Пекарь Р.Б. считает незаконным.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного Кодекса для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного Кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.

Согласно пунктам 9 и 5 Правил, кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

В силу пункта 11 Правил проведения государственной оценки земель Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 13 Правил при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.

Во исполнение пунктов 11 и 13 Правил Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. №222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.

Пункт 1.2 Методических указаний гласит, что они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка при упорядочении его границы; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.

Методическими указаниями, установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 Методических указаний, определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района. Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей (пункты 1.3 и 1.4 Методических указаний).

В соответствии с п. 12 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215, определение кадастровой стоимости земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования, осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации на основе результатов государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. № 222.

Таким образом, суд соглашается с доводом заявителя о том, что определение кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в Московской области, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением вида разрешенного использования, осуществляется Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Федеральным бюджетным учреждением «Кадастровая палата» по Московской области.

В соответствии с п. 11.1 Административного регламента сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 г. № П/93 Федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

В настоящее время ведение государственного кадастра недвижимости, расположенной в Московской области осуществляет Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Московской области (правопреемник Федерального государственного учреждения «Кадастровая палата» по Московской области).

Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области. В результате принятия указанного распоряжения изменилась кадастровая стоимость земельных участков в Московской области. При этом средний удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по Волоколамскому району данным Распоряжением установлен не был.

Согласно п. 2.1.2 методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участок в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах садоводческого, огороднического или дачного объединения кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для соответствующего объединения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель на площадь земельного участка.

В случае образования нового или выявления ранее учтенного садоводческого, огороднического или дачного объединения кадастровая стоимость земельного участка в составе объединения определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего объединения на площадь земельного участка.

Судом установлено, что в 2010 году вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:07:0070301:83, категория земель – сельскохозяйственного назначения, общая площадь 34139 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, территория ЗАО «Авангард», был изменен с «земли сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства».

Соответственно, кадастровая стоимость земельного участка должна определяться в соответствии с п. 2.3.1 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от <дата> N 222, согласно которому в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.

Таким образом, указанным нормативным актом установлена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, вид разрешенного использования которого был изменен, путем умножения среднего только для муниципального района удельного показателя кадастровой стоимости земель вида объединения, соответствующего измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка. Видом объединения, соответствующим измененному виду разрешенного использования земельных участков заявителя (дачное строительство), является дачное объединение.

Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 N 166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, согласно которым среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель по Волоколамскому району составляет 46,33 руб./кв.м.

Пунктом 2 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" установлено, что Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 N 166-РМ применяется в части, не противоречащей настоящему распоряжению.

Принимая во внимание, что Распоряжением N 121-РМ средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков дачных объединений для Волоколамского муниципального района установлен не был, а вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:07:0070301:83 был изменен в 2010 году, суд приходит к выводу о том, что подлежит применению средний удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по <адрес>, установленный Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 N 166-РМ, а именно: 46,33 за один квадратный метр.

На основании изложенного, суд находит заявление Пекаря Р.Б. подлежащим удовлетворению, а действия Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области по установлению в государственном кадастре недвижимости сведений, касающихся удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2402 руб. 59 коп. и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , адрес объекта: местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, территория ЗАО «Авангард» незаконными.

В рамках восстановления нарушенного права Пекаря Р.Б. суд обязывает ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения, касающихся удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2402 руб. 59 коп. и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , адрес объекта: местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, территория ЗАО «Авангард» и внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , адрес объекта: местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, территория ЗАО «Авангард», рассчитанной на основании удельного показателя кадастровой стоимости в размере 46,33 руб./кв.м.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 254 – 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Московской области по установлению в государственном кадастре недвижимости сведений, касающихся удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2402,59 руб./кв.м. и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , адрес объекта: местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, территория ЗАО «Авангард».

Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения, касающихся удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2402,59 руб./кв.м. и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , адрес объекта: местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, территория ЗАО «Авангард».

Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , адрес объекта: местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, территория ЗАО «Авангард», рассчитанной на основании удельного показателя кадастровой стоимости в размере 46,33 руб./кв.м.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Таганский районный суд г. Москвы в течение 10 дней.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200