об обязании направить материалы в страховую компанию, коменсации морального вреда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 апреля 2012 года г. Москва

Таганский районный суд г. Москвы

в составе председательствующего судьи Смолиной Ю. М.

при секретаре Порхунове А. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1040/12 по иску Казеева А. И. к Управлению внутренних дел по Центральному административному округу ГУ МВД России по городу Москве об обязании направить материалы в страховую компанию, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец Казеев А. И. обратился в суд с иском к ответчику УВД по ЦАО ГУ МВД России по городу Москве об обязании направить материалы в страховую компанию, компенсации морального вреда, указывая в обоснование своих требований на то, что он более 13 лет состоял на службе в должности милиционера отдельной роты патрульно-постовой службы милиции ОВД по Басманному району г. Москвы, с <дата> уволен из органов внутренних дел по п. «з» ст. 19 Закона «О милиции» (по ограниченному состоянию здоровья). По результатам служебной проверки и в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии у него (Казеева А. И.) было установлено наличие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел. Он (Казеев А. И.) обратился к руководству ОВД с рапортом о выплате ему страховой компенсации в связи с заболеванием, полученным в период прохождения службы в органах внутренних дел, однако ему отказывают в выплате страховых сумм, ссылаясь на то обстоятельство, что ему необходимо обратиться в МСЭК по месту жительства для прохождения медико-социальной экспертизы в целях определения группы инвалидности. Однако он (Казеев А. И.) настаивает на выплате ему страховой суммы без определения группы инвалидности. Требование руководства УВД по ЦАО г. Москвы о необходимости представить справку об инвалидности он (Казеев А. И.) считает незаконным и неправомерным, считая достаточным основанием для выплаты ему страховых сумм заключение военно-врачебной комиссии. Также истец ссылается на то обстоятельство, что действиями ответчика, выразившимися в отказе в выплате страховых сумм, ему был причинен моральный вред. В связи с этим истец просит суд обязать ответчика направить материалы в страховую компанию для выплаты страховых сумм и взыскать в счет компенсации морального вреда 100000 рублей.

В настоящем судебном заседании истец Казеев А. И. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил его иск удовлетворить.

Представитель ответчика (по доверенности Бовина Л. А.) в настоящем судебном заседании иск не признала, пояснив, что право на получение страховых сумм в связи с заболеванием, полученным в период прохождения службы, у истца имеется, однако для принятия решения о выплате страховой суммы истцу необходимо представить справку, подтверждающую факт установления инвалидности, выданную федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Указанная справка является обязательным документом для принятия решения о выплате страховых сумм застрахованным лицам в случае установления застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы. Однако до настоящего времени справку МСЭК Казеев А. И. в УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве не представил. В связи с этим, а также учитывая отсутствие факта причинения морального вреда, представитель ответчика просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

<дата> прапорщик милиции Казеев А. И., старший конвоя охранно-конвойной службы ОВД по Басманному району г. Москвы, обратился в ОВД по Басманному району г. Москвы с рапортом о выплате ему страховой компенсации по заболеванию, полученному в период прохождения службы в органах внутренних дел.

В ходе служебной проверки, проведенной на основании вышеуказанного рапорта, было установлено, что <дата> Казеев А. И. обратился в поликлинику МЧС ГУВД по г. Москве для прохождения медицинской комиссии для оформления очередного отпуска за 2007 год. После прохождения медицинского обследования (флюорографии) возникло подозрение на наличие серьезного заболевания, и его отправили в туберкулезный диспансер ГУВД по г. Москве, где диагноз «туберкулез» подтвердился. <дата> ему выдали листок освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, который в дальнейшем продлевался до <дата>.

Заключением служебной проверки от <дата> заболевание прапорщика милиции Казеева А. И. было признано полученным в период прохождения службы в органах внутренних дел. Казеев А. И. был направлен на военно-врачебную комиссии ГУВД по г. Москве для определения степени тяжести заболевания, а заключение служебной проверки было передано в отдел кадров УВД по ЦАО г. Москвы для подготовки материалов для выплаты страховых сумм в установленном законом порядке (л. д. 39-40).

Приказом начальника ОВД по Басманному району г. Москвы л/с от <дата> прапорщик милиции Казеев А. И., милиционер отдельной роты патрульно-постовой службы милиции ОВД по Басманному району г. Москвы, был уволен из органов внутренних дел с <дата> по п. «а» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного ВС РФ от 23.12.1992 года № 4202-1 (по собственному желанию). Основанием к увольнению послужил рапорт Казеева А. И. от <дата> (л. д. 35-37).

<дата> Казеев А. И. получил направление для прохождения военно-врачебной комиссии (л. д. 47).

Согласно заключению Военно-врачебной комиссии ФГУЗ «МСЧ ГУВД г. Москвы» от <дата> Казееву А. И. был поставлен диагноз «Диссеминированный туберкулез легких в фазе частичного рассасывания, инфильтрации и уплотнения. МБТ (-). ГДУ П А». Заболевание получено в период военной службы. На основании ст. 2б гр Ш Расписания болезней (приложения 1 к Инструкции, утвержденной приказом МВД России от <дата> ) – В – ограниченно годен к военной службе, степень ограничения 4. Не годен к службе в должности милиционера отдельной роты ППСМ ОВД по Басманному району г. Москвы на момент увольнения <дата> (л. д. 42).

Впоследствии в приказ об увольнении Казеева А. И. л/с от <дата> были внесены изменения, касающиеся формулировки увольнения, в соответствии с которыми Казеев А. И. приказом л/с от <дата> был уволен из органов внутренних дел с <дата> по п. «з» ст. 19 Закона «О милиции» (по ограниченному состоянию здоровья) (л. д. 45).

<дата> Казеев А. И. обратился к начальнику Отдела МВД России по Басманному району г. Москвы с заявлением о выплате ему страховых сумм за утраченное здоровье.

По заключению служебной проверки от <дата> заболевание прапорщика милиции Казеева А. И. было постановлено считать полученным в период прохождения службы, связанным с исполнением служебных обязанностей. Материалы служебной проверки были направлены в отдел кадров УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве для решения вопроса о выплате страховых сумм в установленном законом порядке (л. д. 46-48).

<дата> Казеев А. И. обратился в отдел кадров УВД по ЦАО г. Москвы о выплате ему страховых сумм и пенсии по инвалидности. Письмом заместителя начальника отдела кадров УВД по ЦАО г. Москвы от <дата> Казееву А. И. было сообщено, что ему необходимо пройти медико-социальную экспертизу по месту жительства для установления инвалидности. После прохождения комиссии ему необходимо принести справку об инвалидности в отдел кадров УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве для направления материалов в страховую компанию о выплате страховых сумм и получения пенсии по инвалидности (л. д. 11).

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, письменными материалами дела, никем не оспорены, а потому сомнений у суда не вызывают.

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации определяются Федеральным законом от 28.03.1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».

В соответствии с указанным законом Правительством РФ было принято постановление от 29.07.1998 года № 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», которым федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и иных лиц, указанных в данном Федеральном законе, было поручено утвердить по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации нормативные правовые акты и формы документов, необходимые для реализации указанного Федерального закона (п. 2 Постановления).

Во исполнение вышеназванных Федерального закона от 28.03.1998 года № 52-ФЗ и постановления Правительства РФ от 29.07.1998 года № 855 Министерством внутренних дел РФ по согласованию с Министерством финансов РФ был издан приказ от 16.12.1998 года № 825 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России». Данным приказом была утверждена «Инструкция о порядке проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, в системе МВД России» (далее по тексту Инструкция), определяющая порядок оформления документов и выплаты страховых сумм по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья в том числе лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Согласно п. 2.3 Приказа МВД от 16.12.1998 года № 825 страхование сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, предусмотренное утвержденной настоящим Приказом Инструкцией, осуществляется с 1 июля 1998 года.

Согласно п. 3 Инструкции объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих внутренних войск и Государственной противопожарной службы МВД России, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России.

В соответствии с п. 4 Инструкции жизнь и здоровье застрахованных лиц подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала службы в органах внутренних дел Российской Федерации, военной службы, военных сборов по день окончания службы, военной службы, военных сборов.

При наступлении страховых случаев, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 9 настоящей Инструкции, эти лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания службы, военных сборов, если смерть или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения службы, военных сборов (п. 4 Инструкции).

Пунктом 9 Инструкции установлено, что страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования, с наступлением которых возникает право на получение страховой суммы, являются:

а) гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения со службы, окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы, военных сборов;

б) установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы, военных сборов;

в) получение застрахованным лицом в период прохождения службы, военных сборов тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии);

г) досрочное увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом (штатным расписанием) воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военной службы, признанных военно-врачебной комиссией ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.

Таким образом, одним из страховых случаев, с наступлением которого у застрахованного лица возникает право на получение страховой суммы, является установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, военных сборов.

Факт наличия у истца заболевания и факт его получения в период прохождения службы установлен заключениями служебных проверок от <дата> и от <дата> и подтвержден заключением Военно-врачебной комиссии ФГУЗ «МСЧ ГУВД г. Москвы» от <дата> (л. д. 39-40, 42).

Однако самого по себе факта наличия заболевания, полученного в период прохождения службы, недостаточно для наступления страхового случая, поскольку согласно подп. «б» п. 9 Инструкции необходимо установление инвалидности вследствие наличия такого заболевания.

В связи с этим суд не может согласиться с доводами истца о том, что выплата страховых сумм в его пользу должна быть произведена без установления группы инвалидности.

Кроме того, условия выплаты страховых сумм и перечень предоставляемых с этой целью документов установлен разделом V Инструкции.

Так, согласно п. 15 Инструкции выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страховых случаев.

Для получения страховой суммы застрахованный (выгодоприобретатель) запрашивает в соответствующем кадровом органе, финансовой (пенсионной) службе, ВВК и представляет страховщику необходимые документы (перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855) (п. 17 Инструкции).

В пункте 17.4. Инструкции перечислены документы, предоставление которых необходимо в случае установления застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы.

Согласно подп. «в» п. 17.4 Инструкции в перечень таких документов входит копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности застрахованному лицу, выданной МСЭК.

Копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности застрахованному лицу, выданной федеральным учреждением медико-социальной эскпертизы, входит также в Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденный Постановлением Правительства от 29.07.1998 года № 855 (абз. 3 ч. 4 Перечня).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что предоставление справки, подтверждающей факт инвалидности Казеева А. И., является необходимым условием для выплаты страховых сумм в связи с наступлением страхового случая, а требование о предоставлении Казеевым А. И. такой справки основано на положениях вышеперечисленных нормативно-правовых актов.

Суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что страховым случаем, с наступлением которого у него возникло право на получение страховой суммы, является получение им в период прохождения службы тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии) (то есть страховой случай, предусмотренный подп. «в» п. 9 Инструкции), в связи с чем для получения страховых сумм не требуется предоставление справки об инвалидности согласно п. 17.5 Инструкции.

Медицинское освидетельствование лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, получивших в период службы в органах увечье, заболевание, относится к компетенции военно-врачебных комиссий. Согласно заключению Военно-врачебной комиссии ФГУЗ «МСЧ ГУВД г. Москвы» от <дата> у Казеева А. И. было установлено заболевание, а не увечье, в связи с чем оснований для наступления страхового случая в связи с получением в период прохождения службы тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии) судом в рамках данного дела не установлено.

С учетом изложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца и возложения на ответчика обязанности направить материалы в отношении Казеева А. И. в страховую компанию для получения страховых сумм, в связи с чем в иске отказывает.

В связи с отказом истцу в иске не имеется оснований для удовлетворения требований Казеева А. И. о компенсации морального вреда.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Казеева А. И. к Управлению внутренних дел по Центральному административному округу ГУ МВД России по городу Москве об обязании направить материалы в страховую компанию, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Таганский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: