об оспаривании решения избирательной комиссии



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 марта 2012 года

Таганский районный суд г. Москвы в составе

председательствующего судьи Смолиной Ю.М.

с участием прокурора Переслегиной Е.П.,

при секретаре Порхунове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-974/12 по заявлению Регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» в г. Москве об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии Таганского района города Москвы,

УСТАНОВИЛ:

Представитель Регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» в г. Москве (далее региональное отделение РОДП «ЯБЛОКО» в г. Москве) обратился в суд с заявлением об отмене решения территориальной избирательной комиссии Таганского района города Москвы от 08 февраля 2012 года № 2/4 «О формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка № 117».

В обоснование заявления представитель заявителя ссылается на то, что в нарушение норм действующего законодательства, в частности ст. 27 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Конституции Российской Федерации, территориальной избирательной комиссией Таганского района г. Москвы в состав участковой избирательной комиссии избирательного участка № 117 не включена кандидатура Велитченко М.Б., представленная региональным отделением политической партии РОДП «Яблоко» в г. Москве.

В настоящем судебном заседании представитель заявителя (по доверенности Сергунина М.П.) изложенные в заявлении требования поддержала, просила заявленные требования удовлетворить.

Представитель территориальной избирательной комиссии Таганского района (по доверенности Гасанов М. Г.) в настоящем судебном заседании полагал заявление не обоснованным, просил в его удовлетворении отказать.

Выслушав представителя заявителя, представителя территориальной избирательной комиссии Таганского района, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора Переслегиной Е.П., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что требования регионального отделения РОДП «ЯБЛОКО» в г. Москве подлежат отклонению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно Постановлению Совета Федерации ФС РФ от 25 ноября 2011 г. № 442-СФ «О назначении выборов Президента Российской Федерации» выборы Президента Российской Федерации назначены на 04 марта 2012 года.

12 января 2012 года территориальной избирательной комиссией Таганского района г. Москвы принято решение № 1/5 «О количестве членов участковых избирательных комиссий с решающим голосом».

Региональное отделение РОДП «ЯБЛОКО» в г. Москве выдвинуло для назначения членом участковой избирательной комиссии № 117 с правом решающего голоса на выборах Президента Российской Федерации кандидатуру Велитченко М.Б.

08 февраля 2012 года на заседании территориальной избирательной комиссии Таганского района города Москвы по результатам рассмотрения поступивших предложений по кандидатурам в состав участковой избирательной комиссии № 117 принято решение, в том числе, о формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка № 117 в составе из 16 человек.

Велитченко М.Б., выдвинутый региональным отделением политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» в г. Москве, в состав участковой избирательной комиссии избирательного участка № 117 не включен.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии со статьями 22 - 27 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ право предложить кандидатуры в состав избирательных комиссий принадлежит только политическим партиям, избирательным объединениям, иным общественным объединениям, представительным органам муниципальных образований, ряду избирательных комиссий, собраниям избирателей. Решение органа государственной власти, органа местного самоуправления, соответствующей избирательной комиссии, которым предложенная кандидатура не включена в состав избирательной комиссии, может быть оспорено политической партией, избирательным объединением, иным общественным объединением, представительным органом муниципального образования, избирательной комиссией, собранием избирателей, охраняемые законом интересы которых затрагиваются этим решением, но не самим гражданином, кандидатура которого была предложена и не включена в состав избирательной комиссии.

Полагая решение территориальной избирательной комиссии Таганского района г. Москвы в части невключения в состав избирательной комиссии участковой избирательной комиссии № 117, предложенной региональным отделением РОДП «ЯБЛОКО» в г. Москве кандидатуры Велитченко М.Б., не соответствующим Закону, заявитель просит отменить решение территориальной избирательной комиссии Таганского района города Москвы от 08 февраля 2012 года о формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка № 117.

Данные доводы заявителя не могут служить основанием к удовлетворению его требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» участковая избирательная комиссия формируется вышестоящей территориальной избирательной комиссией не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования с соблюдением общих условий формирования избирательных комиссий, а также порядка формирования участковых избирательных комиссий, установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в следующем количестве в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка: до 1000 избирателей - 3 - 9 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса; от 1001 до 2001 избирателя - 7 - 12 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса; более 2000 избирателей - 7 - 16 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

В случае совмещения дня голосования на выборах Президента Российской Федерации со днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления либо со днем голосования на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме максимальное количество членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, указанное в пункте 1 настоящей статьи, может быть увеличено, но не более чем на четыре члена комиссии. При этом дополнительная оплата труда (вознаграждение) данных членов избирательной комиссии, а также выплата им компенсации за период, в течение которого они были освобождены от основной работы, производится за счет средств соответствующего бюджета.

Срок приема предложений по составу участковой избирательной комиссии не может составлять менее 15 дней. Сообщение о формировании участковых избирательных комиссий и сроке приема предложений по кандидатурам в их состав подлежит опубликованию (обнародованию) до начала приема указанных предложений.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"), политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона, предложений других политических партий и иных общественных объединений.

Избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.

Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, территориальной, участковой комиссии. Указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также за пределами территории Российской Федерации.

Орган, назначающий в состав комиссии гражданина Российской Федерации, выдвинутого в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, обязан получить письменное согласие указанного гражданина Российской Федерации на вхождение в состав этой комиссии.

Если уполномоченные на то настоящим Федеральным законом органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии не назначат состав или часть состава комиссии в срок, установленный законом, либо если на соответствующей территории отсутствует указанный орган государственной власти, орган местного самоуправления, либо если соответствующая комиссия не сформирована, состав или часть состава избирательной комиссии субъекта Российской Федерации назначается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения - избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии поселения - избирательной комиссией муниципального района, иной комиссии - вышестоящей комиссией с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковые комиссии формируются в период избирательной кампании, кампании референдума в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума. На выборах в органы местного самоуправления, при проведении местного референдума полномочия участковой комиссии могут быть возложены на иную комиссию, действующую в границах избирательного участка, участка референдума.

Срок полномочий участковой комиссии истекает через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума полномочия участковой комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).

Число членов участковых комиссий с правом решающего голоса устанавливается законом.

Формирование участковой комиссии осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Законом может быть предусмотрено формирование участковой комиссии на избирательном участке, участке референдума, образованном на судне, находящемся в плавании, или на полярной станции, а также за пределами территории Российской Федерации, соответствующими должностными лицами.

Вышестоящая комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений:

а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона;

в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

Судом установлено, что территориальная избирательная комиссия Таганского района г. Москвы соблюла установленную законом процедуру рассмотрения вопроса о формировании участковой избирательной комиссии № 117.

Как усматривается из материалов дела, для назначения в состав участковой избирательной комиссии избирательного участка № 117 поступило 18 предложений по кандидатурам, из них рекомендовано 16 человек и не рекомендовано 2, в том числе заявитель. Данное постановление принято единогласным решением членов территориальной избирательной комиссии. Указанное обстоятельство подтверждается протоколом заседания N 2 территориальной избирательной комиссии Таганского района г. Москвы с приложенными к нему документами. В соответствии с протоколом N 2 заседания территориальной избирательной комиссии Таганского района от 08 февраля 2012 года, на котором рассматривался, в числе иных и вопрос о формировании составов участковых избирательных комиссий, на заседании присутствовали 9 назначенных членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Все члены комиссии имели возможность ознакомиться со всеми внесенными документами по всем кандидатам.

Из материалов дела также следует, что количественный состав членов в участковую избирательную комиссию от политических партий, установленный от количества тех партий, кандидаты которых в обязательном порядке должны быть включены в состав участковой избирательной комиссии, согласуется с вышеуказанными нормами закона. При этом суд учитывает, что безусловного включения в состав участковой избирательной комиссии представителя политической партии, выдвинувшей своего кандидата для назначения в комиссию, закон не предусматривает.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение территориальной избирательной комиссии Таганского района г. Москвы принято в полном соответствии с требованиями закона, никаких прав заявителя не нарушает, вследствие чего оснований к удовлетворению требований Регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» в г. Москве суд не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

В удовлетворении заявления Регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» в г. Москве об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии Таганского района города Москвы отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Таганский районный суд г. Москвы в течение пяти дней.

Судья: