РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25 июня 2012 года г. Москва Таганский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Смолиной Ю. М., при секретаре Гусейновой А. Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1965/12 по заявлению Туреева В. А. об оспаривании действий начальника Щербинского таможенного поста Центральной акцизной таможни, УСТАНОВИЛ: Заявитель Туреев В. А. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то обстоятельство, что на территории РФ он приобрел мотоцикл марки BMW, после чего обратился в Центральную акцизную таможню с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства на мотоцикл, ввезенный из Респубики Казахстан, указывая, что данный мотоцикл был растаможен предыдущим владельцем на территории Республики Казахстан. Однако Центральной акцизной таможней ему было отказано в выдаче ПТС на мотоцикл. Учитывая, что данный мотоцикл до его приобретения заявителем находился в собственности продавца Гориной О. И. на основании свидетельства о регистрации транспортного средства MF №, выданного ГАИ Республики Казахстан от <дата>, заявитель просит суд признать действия начальника Щербинского таможенного поста ЦАТ Ф. незаконным и обязать выдать ПТС на мотоцикл. Заявитель Туреев В. А. в настоящее судебное заседание не явился, его представитель Г, действующий на основании доверенности, в настоящем судебном заседании доводы, изложенные в заявлении, поддержал, просил заявленные требования удовлетворить. Заинтересованное лицо – представитель Центральной акцизной таможни Епифанова И. В., действующая на основании доверенности, в настоящем судебном возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что для рассмотрения заявления Туреева В. А. о выдаче ПТС в целях осуществления контроля за правомерностью ввоза товаров в РФ без уплаты таможенных платежей ЦАТ был направлен запрос в Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, согласно ответу на который мотоцикл не проходил таможенное оформление на территории Республики Казахстан. В связи с указанным обстоятельством заявителю было сообщено, что основания для выдачи ПТС на принадлежащее ему транспортное средство у ЦАТ отсутствуют. С учетом изложенного, представитель ЦАТ просила в удовлетворении заявленных требований отказать. Суд, выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании судом установлено, что <дата> между Туреевым В. А. (покупателем) и Гориной О. И. (продавцом) был заключен договор купли-продажи транспортного средства №, предметом которого является мотоцикл марки BMW (л. д. 4). <дата> Туреев В. А. обратился на Щербинский таможенный пост Центральной акцизной таможни с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства на вышеуказанный мотоцикл, ввезенный из Республики Казахстан. К заявлению были приложены копии следующих документов: договор купли-продажи № от <дата>, свидетельство о регистрации транспортного средства MF № от <дата>, выданное на территории Республики Казахстан, и гражданский паспорт на имя Туреева В. А. Порядок выдачи паспорта транспортного средства определён Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее — Положение), утверждённым приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от <дата> №. Согласно п. 57 Положения паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами после завершения таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств и (или) шасси в соответствии с таможенными режимами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, за исключением случаев временного ввоза транспортных средств. В соответствии с данным Положением необходимыми условиями для выдачи ПТС на транспортные средства их собственникам являются прохождение транспортным средством таможенного оформления (совершение таможенных операций), уплата таможенных платежей, соответствие экологического класса требованиям технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 года № 609 (п.п. 57, 70 Положения). Согласно п. 58 Положения выдача паспортов на транспортные средства или шасси транспортных средств без таможенного оформления в установленных законодательством Российской Федерации случаях производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств на каждое транспортное средство или шасси по форме, устанавливаемой таможенным органом, а также и документов на транспортное средство или шасси. Заявление подается в таможенный орган, в регионе деятельности которого на территории Российской Федерации находится или зарегистрирован собственник или владелец транспортных средств или шасси. В заявлении указываются обстоятельства ввоза или приобретения транспортного средства или шасси либо иные обстоятельства, которые являются основанием для выдачи паспорта, страна происхождения и товарная позиция транспортного средства или шасси в соответствии Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РФ (далее ТН ВЭД России), а также перечень прилагаемых документов. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие изложенные сведения. Как указал Туреев В. А. в заявлении о выдаче ПТС, адресованном начальнику Щербинского таможенного поста, мотоцикл был ввезен и растаможен на территории Республики Казахстан. В качестве доказательства, подтверждающего указанное обстоятельство, им было приложено свидетельство о регистрации транспортного средства MF № от <дата>, выданное на территории Республики Казахстан. В соответствии с п. 10 Решения коллегии ФТС России от 01.10.2010 года «О проблемных вопросах, возникающих в деятельности таможенных органов, в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза и международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу Таможенного союза», утвержденного приказом ФТС России от 25.10.2010 № 1962, в целях подтверждения правомерности ввоза транспортных средств в Российскую Федерацию без уплаты таможенных платежей, а также принятия необходимых мер по организации совместных мероприятий, направленных на обеспечение полноты уплаты таможенных платежей и пресечение правонарушений, на Центральную акцизную таможню возложена обязанность по реализации электронного обмена информацией об автомобилях, ввезенных и выпущенных в свободное обращение на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан, а в последующем в случаях отсутствия информации в электронной базе данных направлять запросы в Минскую центральную таможню Государственного таможенного комитета Республики Беларусь или Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан. Как пояснил представитель ЦАТ в настоящем судебном заседании, между таможенными органами Российской Федерации и Республики Казахстан реализован электронный обмен информацией о транспортных средствах, ввезенных физическими лицами и выпущенных в свободное обращение на территории Республики Казахстан. Однако ввиду неполноты базы данных таможенные органы направляют запросы о подтверждении правомерности ввоза транспортных средств в РФ без уплаты таможенных платежей в Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан. В связи с отсутствием в указанной информационной базе данных сведений о мотоцикле BMW, регистрационный номер №МС, двигатель №, 1942 года выпуска, в целях подтверждения статуса транспортного средства как товара таможенного союза Центральной акцизной таможней был направлен запрос в Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан на предоставление в ЦАТ информации о завершении таможенного оформления в том числе и мотоцикла BMW, двигатель №, а в случае завершения таможенного оформления после <дата> – о размере уплаченных пошлин, налогов. Письмом ЦАТ от <дата> № Турееву В. А. было сообщено об отсутствии в информационной базе данных сведений о мотоцикле BMW, а также о направлении вышеуказанного запроса в таможенные органы Республики Казахстан и продлении срока рассмотрения заявления на 1 месяц. Поскольку в силу ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» срок рассмотрения заявления о выдаче ПТС составляет 30 дней со дня регистрации письменного обращения и может быть продлен, но не более чем на 30 дней, то <дата> в связи с неполучением ЦАТ ответа на запрос из Республики Казахстан и истечением 30-дневного срока на рассмотрение обращение Турееву В.А. было направлено письмо ЦАТ №, в котором таможенный пост сообщил заявителю о том, что информация из таможенных органов Республики Казахстан, подтверждающая статус товара после его выпуска в свободное обращение как товара таможенного союза, необходимая для принятия решения по его заявлению, не поступила и в связи с этим на данный момент выдать ПТС на мотоцикл не представляется возможным. Одновременно Турееву В. А. было сообщено, что о получении ответа из таможенных органов Республики Казахстан он будет незамедлительно проинформирован. <дата> в ЦАТ поступило письмо из Комитета таможенного контроля Республики Казахстан от <дата> № КТК-6-4-12/2862, из которого следует, что Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан не подтверждает таможенное оформление мотоцикла BMW, двигатель №, 1942 года выпуска. Проверка была проведена по базе данных электронных копий грузовых таможенных деклараций и таможенных приходных ордеров Комитета. Одновременно с этим Комитет сообщил, что готов провести повторную проверку при наличии сведений, а именно номера грузовой таможенной декларации, подтверждающей факт таможенного оформления указанного транспортного средства, из других источников информации. В связи с этим <дата> письмом ЦАТ № Турееву В.А. было сообщено, что в связи с отсутствием сведений о таможенном оформлении мотоцикла BMW, двигатель №, ввезенного из Республики Казахстан, у Щербинского таможенного поста ЦАТ отсутствуют основания для выдачи ПТС на данное транспортное средство. Таким образом, проанализировав установленные фактические обстоятельства дела применительно к требованиям Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утверждённого приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от <дата> №, а также к положениям таможенного законодательства, суд приходит к выводу, что ЦАТ правомерно отказала заявителю в выдаче ПТС на принадлежащий ему мотоцикл, поскольку доказательств, подтверждающих факт прохождения таможенного оформления мотоцикла, принадлежащего заявителю, на территории Республики Казахстан, своего подтверждения не нашел, учитывая, что Комитет таможенного контроля Республики Казахстан указанный факт не подтвердил, а заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном. Свидетельство о регистрации транспортного средства MF №, выданное ГАИ Республики Казахстан от <дата>, документом, подтверждающим факт прохождения таможенного оформления, а следовательно, законность ввоза мотоцикла на территорию Республики Казахстан, не является. При таких обстоятельствах, действия Щербинского таможенного поста ЦАТ, выразившиеся в отказе в выдаче Турееву В. А. паспорта транспортного средства на мотоцикл марки BMW, двигатель №, 1942 года выпуска, суд признает законными и обоснованными, в связи с чем отказывает заявителю в удовлетворении его заявления в полном объеме. Приходя к такому выводу, суд также учитывает, что таможенные органы Российской Федерации, являясь органами исполнительной власти, выполняют свои функции и реализуют правомочия в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации. Основными документами, регулирующим правоотношения, связанные с совершением таможенных операций и таможенным контролем товаров и транспортных средств, является Таможенный Кодекс Таможенного Союза, Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В соответствии с положениями ст. 321 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории государств - членов Таможенного союза, подлежат уплате ввозные таможенные пошлины по ставкам, действующим в Российской Федерации, а также подлежат соблюдению запреты и ограничения, применяемые в Российской Федерации при ввозе товаров, если эти товары не являются: 1) происходящими с таможенной территории Таможенного союза (территории 2) выпущенными для свободного обращения на таможенной территории 3) изготовленными из товаров, происходящих с таможенной территории Поскольку мотоцикл, принадлежащий заявителю, не подпадает ни под один пункт вышеуказанной статьи, освобождающий владельца от уплаты ввозных пошлин, отсутствуют основания для выдачи заявителю ПТС без подтверждения прохождения таможенного оформления. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Туреева В. А. об оспаривании действий начальника Щербинского таможенного поста Центральной акцизной таможни отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Таганский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья:
государства - члена Таможенного союза);
Таможенного союза;
Таможенного союза или выпущенных для свободного обращения на территории
государств - членов Таможенного союза.