об оспаривании действий начальника таможенного поста



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июня 2012 года г. Москва

Таганский районный суд г. Москвы в составе

председательствующего судьи Смолиной Ю. М.,

с участием адвоката Бикмурзина Д. Ш., представившего удостоверение № 174 и ордер от <дата>, выданный на представление интересов заявителя Аббасова Р. И.,

при секретаре Гусейновой А. Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1728/12 по заявлению Аббасова Р. И. об оспаривании действий начальника Донского таможенного поста Центральной акцизной таможни Зубкова Д.Н.,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Аббасов Р. И. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то обстоятельство, что в феврале 2012 года он ввез на территорию РФ автомобиль марки «Мерседес-Бенц». Ссылаясь на то обстоятельство, что согласно действующему таможенному законодательству датой изготовления его автомобиля следует считать <дата>, заявитель полагает, что при расчете таможенной пошлины должна применяться ставка, предусмотренная для транспортных средств с датой выпуска от 3 до 5 лет, в размере 2,7 евро за 1 см в кубе. Однако начальником Донского таможенного поста ЦАТ было отказано в расчете таможенной пошлины по указанной ставке, поскольку на основании полученной таможенным постом информации была установлена точная дата производства транспортного средства – <дата>, в связи с чем таможенная пошлина была рассчитана по ставке, предусмотренной для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 5 лет. Указанные действия начальника Донского таможенного поста ЦАТ Зубкова Д.Н. по наложению на него (Аббасова Р. И.) обязанности по уплате таможенных пошлин заявитель просит признать незаконными.

Заявитель Аббасов Р. И. в настоящее судебное заседание не явился, его представитель адвокат - Бикмурзин Д. Ш. в настоящем судебном заседании доводы, изложенные в заявлении, поддержал, просил заявленные требования удовлетворить.

Заинтересованное лицо – представитель Центральной акцизной таможни Епифанова И. В., действующая на основании доверенности, в настоящем судебном возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что таможенным постом была запрошена информация о дате производства автомобиля, задекларированного заявителем, у официального дилера MERCEDES-BENZ в России - ЗАО «Мерседес-Бенц Рус», согласно ответу которого датой производства транспортного средства является <дата>. Указанная информация также подтверждалась выписками с официальных сайтов. Таким образом, с момента выпуска транспортного средства до подачи декларации прошло более 5 лет, соответственно, ставка таможенных пошлин и налогов при объеме двигателя 2 148 куб. см составляет 4,8 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя. На основании изложенного, представитель ЦАТ просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заинтересованное лицо – начальник Донского таможенного поста Центральной акцизной таможни Зубков Д.Н. в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен.

Суд, выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, определен главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение), главой 45 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

В соответствии с положениями статьи 355 ТК ТС таможенному декларированию в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации подлежат в том числе транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом.

Согласно ч. 1 ст. 356 ТК ТС подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения.

Пунктом 4 статьи 8 Соглашения предусмотрено, что при таможенном декларировании перемещаемых товаров для личного пользования в письменной форме декларант обязан:

1)        представить таможенному органу документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе подтверждающие уплату таможенных платежей либо обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов;

2)        предъявить декларируемые товары по требованию должностного лица
таможенного органа;

3) уплатить причитающиеся таможенные платежи или обеспечить уплату таможенных пошлин, налогов в случаях, установленных ТК ТС и (или) Соглашением;

4) выполнять иные требования, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза.

В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных платежей в отношении транспортных средств для личного пользования возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска в свободное обращение. Ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате до выпуска транспортных средств для личного пользования в свободное обращение.

В соответствии с ч. 1 ст. 360 ТК ТС таможенные пошлины, налоги уплачиваются физическими лицами при таможенном декларировании товаров для личного пользования в письменной форме на основании таможенного приходного ордера, форма и порядок заполнения которого определяются решением Комиссии таможенного союза.

Заполнение таможенного приходного ордера и начисление таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, производит должностное лицо таможенного органа.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что <дата> Аббасовым Р. И. в зону таможенного контроля Донского таможенного поста ЦАТ по транзитной декларации в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита был доставлен автомобиль марки «MERCEDЕS-BENZ E200CDI», VIN WDB2110071B147185, объемом двигателя 2149 куб. см, стоимостью 5 300 евро. Датой выпуска автомобиля в транзитной декларации указан 2007 год.

Для совершения таможенных операций в отношении транспортного средства Аббасовым Р.И. была подана пассажирская таможенная декларация /А000578, где датой выпуска автомобиля также указан 2007 год.

В этот же день Аббасовым Р. И. на имя начальника Донского таможенного поста Зубкова Д. Н. было подано заявление с просьбой принять к таможенному оформлению автомобиль, ввезенный им на территорию РФ <дата> в зоне деятельности Торфяновской таможни, по единой таможенной ставке 2,7 евро за 1 куб.см двигателя, и зачесть ранее внесенный депозит в размере 280000 руб. в счет оплаты таможенных платежей.

<дата> Аббасов Р. И. обратился с заявлением на имя начальника Донского таможенного поста Зубкова Д. Н. с просьбой произвести расчет подлежащих уплате таможенных платежей исходя из правил, предусмотренных для автомобилей, не имеющих документального подтверждения даты выпуска, с установлением такой даты по идентификационному номеру, которая будет определяться с 1 июля года выпуска, по таможенной ставке, предусмотренной для автомобилей от 3 до 5 лет, в размере 2,7 евро за 1 куб. см объема двигателя (л. д. 6).

<дата> в ответ на указанное заявление начальник Донского таможенного поста Зубков Д. Н. сообщил заявителю, что согласно базы данных дилера ЗАО «Мерседес Бенц РУС» датой изготовления ввезенного им автомобиля «Mercedes-Benz», VIN WDB2110071B147185, является <дата>, в связи с чем при таможенном оформлении уплата таможенных платежей должна быть осуществлена в соответствии с указанной датой выпуска автомобиля (л. д. 7).

После этого таможенным органом была рассчитана таможенная пошлина, подлежащая уплате в отношении автомобиля, перемещаемого через таможенную границу, с момента выпуска которого прошло более 5 лет.

Указанная таможенная пошлина была рассчитана из расчета 4,80 евро за 1 кубический сантиметр рабочего объема двигателя (2 149 куб. см * 4,8 евро = 10315, 20 евро). Курс 1 евро на <дата> составил 38,9203 рублей, в связи с чем таможенная пошлина, подлежащая оплате Аббасовым Р. И., составила 401 470 руб. 68 коп. (10315, 20 евро * 38,9203 руб.). Кроме того, стоимость услуг за таможенное оформление автомобиля составила 2 000 рублей.

Согласно таможенному приходному ордеру № ВБ-6830114 всего подлежало к оплате 403 470 руб. 68 коп. (401 470 руб. 68 коп. + 2000 руб.).

Указанные денежные средства были уплачены заявителем Аббасовым Р. И. в счет оплаты таможенных пошлин и налогов в полном объеме.

Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, объяснениями представителей заявителя и заинтересованного лица, никем не оспорены, а потому суд считает их установленными.

Заявитель Аббасов Р. И. в обоснование заявленных требований ссылается на то обстоятельство, что расчет таможенных пошлин и налогов в отношении ввозимого им транспортного средства должен был производиться таможенным органом, исходя из даты производства, определенной по коду изготовления, указанному в идентификационном номере, и исчисленной по правилам таможенного законодательства с <дата>, применительно к автомобилю, с даты выпуска которого прошло не более 5 лет.

Суд не может согласиться с указанными доводами заявителя по следующим основаниям.

Согласно п. 3 ст. 14 Соглашения ввозные таможенные пошлины, налоги исчисляются по ставкам, установленным разделом IV приложения 5 к Соглашению.

Пунктом 12 разделом IV приложения 5 к Соглашению определено, что ставка таможенных пошлин, налогов для автомобилей, объем двигателя которых составляет более 1800 куб. сантиметров, но не превышает 2300 куб. сантиметров, определяется из расчета:

в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 3, но не более 5 лет, – в размере 2,7 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;

в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, – в размере 4,8 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя.

Таким образом, размер таможенных пошлин, налогов в отношении автомобиля заявителя, рабочий объем двигателя которого составляет 2148 куб. см, напрямую зависит от момента его выпуска.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 Соглашения для целей исчисления таможенных пошлин, налогов момент выпуска и объем двигателя авто-, мототранспортных средств определяется в порядке, установленном приложением 6 к Соглашению.

В соответствии с Порядком определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства, являющимся приложением 6 к Соглашению, момент выпуска, то есть дата изготовления, рабочий объем двигателя авто-, мототранспортного средства определяются декларантом на основании:

1) сведений, содержащихся в документах, подтверждающих их регистрацию в государстве предыдущей регистрации;

2) информации производителя или генерального импортера, дилера, дистрибьютора или иного представителя интересов производителя в государстве-члене Таможенного союза, в том числе содержащейся на идентификационных наклейках или табличках либо закодированной в номере кузова авто-, мототранспортного средства;

3) иных вспомогательных источников информации (п. 1 приложения 6 к Соглашению).

При этом вспомогательные источники информации используются только при отсутствии сведений или документов, указанных в подпунктах 1 или 2 пункта 1 настоящего Приложения.

В качестве вспомогательных источников информации могут применяться экспертные заключения Торгово-промышленной палаты государства-члена Таможенного союза и ее структурных подразделений, а также иные информационные и справочные источники, доступные для декларанта.

Заключение представителя интересов производителя авто-, мототранспортного средства в государстве-члене Таможенного союза может быть запрошено таможенным органом после завершения таможенных операций, связанных с выпуском авто-, мототранспортного средства, в целях контроля сведений о моменте выпуска и (или) рабочем объеме цилиндров двигателя авто-, мототранспортного средства.

При наличии в указанных в пунктах 1 и 2 настоящего Приложения документах и сведениях противоречивой информации момент выпуска и (или) рабочий объем цилиндров двигателя авто-, мототранспортного средства определяются на основании заключения представителя интересов производителя авто-, мототранспортного средства в государстве-члене Таможенного союза, заключений таможенной или судебной экспертиз (п. 2 приложения 6 к Соглашению).

В случае если точная дата изготовления не определена, но имеется информация о годе либо годе и месяце изготовления авто-, мототранспортного средства, датой изготовления считается 1 июля года изготовления либо 15-е число месяца изготовления соответственно (п. 3 приложения 6 к Соглашению).

При отсутствии документов и информации о сведениях, указанных в пункте 1 настоящего Приложения, год выпуска авто-, мототранспортного средства определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере авто-, мототранспортного средства. При этом полный год исчисляется с 1 июля года выпуска (п. 1 приложения 6 к Соглашению).

В данном случае при подаче пассажирской таможенной декларации /А000578 декларантом Аббасовым Р. И. моментом выпуска автомобиля был указан 2007 год.

В подтверждение указанных сведений декларантом был представлен техпаспорт на автомашину № VF594363 на немецком языке, имеющийся как в материалах таможенного дела, представленного в настоящем судебном заседании заинтересованным лицом ЦАТ, так и в материалах гражданского дела (л. д. 10).

Согласно объяснениям Аббасова Р. И., содержащимся в его заявлении, поданном в суд, датой выпуска его автомобиля является <дата>, что подтверждается техническим паспортом, выданным заводом-изготовителем в Германии.

Однако суд не может согласиться с указанным утверждением заявителя, поскольку из данного технического паспорта (л. д. 10), очевидно не следует, что дата <дата> является датой изготовления транспортного средства. Поскольку в указанном паспорте имеется еще одна дата – <дата>, а технический паспорт выдан на имя физического лица Selki Amir, имеются основания полагать, что дата <дата> является датой регистрации транспортного средства на имя конкретного, указанного в техническом паспорте владельца.

В любом случае из технического паспорта автомобиля № VF594363 усматривается, что в сведениях, указанных в документе, подтверждающем регистрацию в государстве предыдущей регистрации, и касающихся даты изготовления транспортного средства, имеется противоречивая информация.

Данный вывод подтверждается заключением специалиста ООО «СВХ Мега», согласно которому момент выпуска автомобиля Mercedes-Benz, VIN WDB2110071B147185, определяется мартом 2007 года (л. д. 12).

Наличие противоречий, касающихся момента выпуска автомобиля, является в силу абз. 4 п. 2 Приложения 6 к Соглашению основанием для определения момента выпуска транспортного средства по заключению представителя интересов производителя автотранспортного средства в РФ.

В связи с этим, учитывая, что дата производства транспортного средства существенно влияет на величину уплаты таможенных пошлин и налогов, таможенным постом была запрошена информация о дате выпуска автомобиля «MERCEDЕS-BENZ E 200CDI», VIN WDB2110071B147185, у официального дилера MERCEDЕS-BENZ в России.

Согласно письму ЗАО «Мерседес-Бенц Рус» от <дата> № KD-12/0046 датой производства вышеуказанного транспортного средства является <дата> (л.д. 8).

Указанная информация также подтверждается выписками с официальных сайтов «Elcats.ru», «Vin.su», имеющимися в материалах таможенного дела.

Таким образом, суд приходит к выводу, что момент выпуска, то есть дата изготовления транспортного средства Mercedes-Benz, VIN WDB2110071B147185, была определена таможенным органом точной датой <дата> обоснованно, на основании информации, представленной официальным дилером MERCEDЕS-BENZ в России.

Доводы заявителя о том, что в данном случае год выпуска транспортного средства должен быть определен по коду изготовления, указанному в идентификационном номере автомашины, и исчисляться с 1 июля года выпуска, суд отклоняет, поскольку в силу п. 4 Приложения 6 к Соглашению такой порядок применяется только при отсутствии документов и информации о моменте выпуска автомобиля, тогда как в данном случае такая информация в распоряжении таможенного органа имелась.

Поскольку в силу п. 1 ст. 13 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает у декларанта при регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, то у Аббасова Р. И. такая обязанность возникла <дата>, когда его ПТД была зарегистрирована Донским таможенным постом.

При этом суд считает необходимым отметить, что согласно материалам таможенного дела автомобиль Mercedes-Benz, VIN WDB2110071B147185, был ввезен на таможенную территорию Таможенного союза по транзитной декларации в зоне деятельности Выборгской таможни <дата> и направлен для дальнейшего таможенного оформления на Донской таможенный пост ЦАТ, где при подаче ПТД у заявителя возникала обязанность по уплате таможенных платежей, со сроком доставки, установленным Выборгской таможней, – <дата>. Однако в установленный срок вышеуказанный товар на Донской пост доставлен не был. Фактически автомобиль был доставлен к месту назначения <дата>, то есть с нарушением срока таможенного транзита на 59 дней. В связи с несоблюдением перевозчиком установленного таможенным органом срока таможенного транзита Аббасов Р. И. был привлечен к административной ответственности по ст. 16.10 КоАП РФ и ему был назначен штраф в размере 300 руб.

Соответственно, с момента выпуска автомобиля до момента возникновения у декларанта обязанности по уплате таможенных платежей (с <дата> по <дата>) прошло более пяти лет. Следовательно, в соответствии с п. 12 разделом IV приложения 5 к Соглашению ставка таможенных пошлин и налогов при объеме двигателя 2 148 куб. см составляет 4,8 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя.

Таким образом, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в размере 403 470 руб. 68 коп. была возложена на заявителя законно и обоснованно.

Исходя из этого, оснований для удовлетворения требований Аббасова Р. И. у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Аббасова Р. И. об оспаривании действий начальника Донского таможенного поста Центральной акцизной таможни Зубкова Д.Н. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Таганский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: