РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 марта 2011 года
Таганский районный суд г. Москвы в составе
председательствующего судьи Смолиной Ю.М.
при секретаре Фоменко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-596-11/12с по жалобе Министерства энергетики Российской Федерации на действия судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Токумаева А.Ж.,
УСТАНОВИЛ:
Минэнерго России обратилось в суд с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Токумаева А.Ж., указывая в обоснование своих требований, что решением Воркутинского городского суда Министерство энергетики РФ обязано включить Поварова В.Ф. в списки лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера. В обоснование своих требований заявитель указал, что отсутствие у граждан стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях менее 15 лет исключает возможность предоставления им жилищных субсидий, а, кроме того, Министерство энергетики РФ согласовывает списки на предоставление социальной выплаты, но не осуществляет непосредственно предоставление социальной выплаты. Ссылаясь на указанные обстоятельства, заявитель просил суд постановление о возбуждении исполнительного производства № от <дата> отменить, исполнительное производство в отношении Минэнерго России прекратить, исполнительный документ вернуть взыскателю.
В настоящее судебное заседание представитель заявителя явился, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Токумаев А.Ж. в судебное заседании явился, возражал против удовлетворения жалобы заявителя.
Заинтересованное лицо Поваров В.Ф. в настоящее судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом, отзывов на жалобу не представил.
Выслушав представителя заявителя, судебного пристава-исполнителя по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Токумаева А.Ж., исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление Минэнерго России подлежащим отклонению по следующим основаниям.
В силу ст. 122 Федерального закона № 229-ФЗ от <дата> «Об исполнительном производстве», жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Учитывая, что Минэнерго РФ обратилось в суд с жалобами на действия судебного пристава-исполнителя по истечении установленного законом 10-дневного срока на обжалование действий судебного пристава-исполнителя, суд считает возможным удовлетворить заявление представителя Минэнерго РФ о восстановлении пропущенного 10-дневного срока, поскольку признает причины пропуска срока уважительными.
При удовлетворении заявления о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления судебного пристава-исполнителя Токумаева А.Ж. о возбуждении исполнительного производства № от <дата> суд принимает во внимание то обстоятельство, что данное постановление поступило в адрес заявителя <дата>, о чем свидетельствует печать входящей корреспонденции на копии постановления (л.д. 6), жалоба на указанное постановление была направлена заявителем в адрес суда по почте <дата> (л.д. 8).
В ходе судебного разбирательства из объяснений представителя заявителя, судебного пристава-исполнителя и письменных материалов дела установлено, что решением Воркутинского городского суда от <дата> постановлено: Обязать Министерство энергетики Российской Федерации, Администрацию муниципального образования городской округ «Воркута» включить Поварова В.Ф. в списки на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией шахты «Центральная», за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. Указанное решение Воркутинского городского суда Р. Коми от <дата> вступило в законную силу <дата>, по нему был выдан исполнительный лист.
На основании поступившего исполнительного листа по гражданскому делу по иску Поварова В.Ф. к Администрации муниципального образования городской округ «Воркута», Государственному учреждению «Соцуголь», Министерству энергетики Российской Федерации, ОАО «Воркутауголь» о признании права на получение жилищной субсидии, включении в список на получение жилищной субсидии, выделении жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайонего Севера в связи с ликвидацией предприятия, судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Токумаевым А.Ж. <дата> было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №, которое судебный пристав-исполнитель направил в адрес должника почтой.
Данные обстоятельства объективно подтверждаются письменными материалами дела, в ходе судебного заседания не оспорены и не опровергнуты, а потому не вызывают у суда сомнений.
Согласно ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
В обоснование своих требований в ходе судебного заседания заявитель указал, что Министерство энергетики РФ согласовывает списки на предоставление социальной выплаты, но не осуществляет непосредственно предоставление социальной выплаты.
Вместе с тем, вышеизложенные доводы, изложенные заявителем в обоснование своих требований, подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 5 Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 02 октября 2007 года № 229 принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).
В силу ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
В силу ст. 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
В соответствии с частью 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
На основании ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Статьей 242.3 БК РФ установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета средств федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Анализ вышеизложенных положений ГК РФ, БК РФ, ФЗ «Об исполнительном производстве» приводит суд к выводу о том, что обязанность по исполнению судебных актов об обязании совершить какие-либо действия возложена не на органы Федерального казначейства, а на подразделения службы судебных приставов, поскольку в силу ст. 5 ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается именно на службу судебных приставов и службы судебных приставов субъектов Российской Федерации. Действующим законодательством на органы Федерального казначейства возложена только обязанность по исполнению требований исполнительных листов и судебных приказов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета.
Как это было установлено выше, судебному приставу-исполнителю Токумаеву А.Ж. поступил на исполнение исполнительный лист, выданный Воркутинским городским судом Р. Коми, по которому Министерство энергетики РФ, Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» обязано совершить действия, а именно:
- включить Поварова В.Ф. в списки на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией шахты «Центральная», за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Решение Воркутинского городского суда, на основании которого выдан ранее названный исполнительный лист, обязанностей осуществить непосредственно предоставление социальной выплаты на Министерство энергетики РФ не возлагает.
В силу п. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В обоснование своей жалобы заявитель ссылается на ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» которой установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет. Как полагает представитель Минэнерго России, отсутствие у граждан указанного стажа работы исключает возможность предоставления им жилищных субсидий.
Данный довод направлен должником на переоценку судебного решения, вступившего в настоящее время в законную силу, а, следовательно, подлежащего исполнению, в связи с чем, указанный довод не может служить основанием для признания постановления судебного пристава-исполнителя Токумаева А.Ж. незаконным.
В соответствии с требованиями ст. 210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу.
Обязанность включить Поварова В.Ф. в списки на получение жилищной субсидии возложена на Министерство энергетики РФ решением Воркутинского городского суда, вступившим в законную силу, следовательно, исполнение данного решения для должника является обязательным.
Согласно п. 8 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
С учетом изложенного выше, суд считает, что у судебного пристава-исполнителя Токумаева А.Ж. имелись все законные основания для принятия исполнительного листа об обязании Министерства энергетики России совершить действие к своему производству и возбуждения исполнительного производства.
Таким образом, доводы, изложенные заявителем в обоснование своих требований об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства № от <дата> не могут служить основанием для удовлетворения требований заявителя, поскольку не основаны на законе и противоречат установленным судом фактическим обстоятельствам по делу.
На основании вышеизложенного, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении жалобы Министерства энергетики РФ на действия судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Токумаева А.Ж. следует отказать.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства, суд также не находит оснований для удовлетворения требований заявителя о возвращении исполнительного документа взыскателю и прекращения исполнительного производства.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 5, 7, 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. ст. 194-199, 441 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении жалобы Министерства энергетики Российской Федерации на действия судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве Токумаева А.Ж. отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через суд в течение 10 дней.
Судья: