занижение регулируемых государственных цен



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

7 июля 2011 года г. Москва

Судья Таганского районного суда г. Москвы Иванова Елена Алексеевна

с участием

защитников Семенова Д.В., в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Моисеевой Н.В. и Кривенко К.Р., действующих на основании доверенностей,

которым права и обязанности, предусмотренные ст. ст. 25.1, 25.13, 30.1, 30.2, 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также положения ст. 51 Конституции РФ разъяснены,

рассмотрев дело об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 5 ст. 19.5 и ч.2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица

Семенова Д.В.,

родившегося <дата> в <данные изъяты>,

ранее, а именно <дата> привлекавшегося Таганским районным судом г. Москвы к административной ответственности по ч.2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 50.000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Семенов Д.В. совершил административные правонарушения, предусмотренные ч. 5 ст. 19.5 и ч.2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно

- невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов;

- нарушение установленного порядка регулирования тарифов на тепловую энергию.

Правонарушения совершены при следующих обстоятельствах.

Исполняя обязанности начальника Управления по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>,

являясь в соответствии с п. 2 ст. 8 Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> , и п. 2 ст. 5.8 Положения об Управлении по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа <адрес>, утвержденного постановлением <адрес>

должностным лицом, несущим персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач и осуществление им своих функций, Семенов Д.В. не выполнил в установленный срок до <дата> предписание ФСТ России от <дата> -к «О прекращении нарушения законодательства о государственном регулировании тарифов Управлением по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа <адрес>», установив и введя в действие приказом Управления от <дата> с календарной разбивкой с <дата> по <дата> тарифы на тепловую энергию для потребителей ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» им. П.» с нарушением требований ст.ст. 2,4,6 ФЗ от <дата> № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», а также п. 16; пп.3,4,6 п. 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> .

Так, экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены означенным Федеральным законом о государственном регулировании тарифов.

Согласно положениям ст. 2 указанного закона государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней. При регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций, в том числе расходы на обеспечение оборотных средств, исходя из порядка расчетов за электрическую и тепловую энергию.

В соответствии со ст. 4 названного закона при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться основные принципы: обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии; определение экономической обоснованности планируемой (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии; определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями; учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.

В ст. 6 указанного закона установлено, что органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, в частности, устанавливают тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии. При этом регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования, Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> , и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством РФ или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 16 Правил регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней и назначает экспертов из числа своих сотрудников.

Пунктом 17 Правил установлены требования к содержанию экспертного заключения. Данной нормой предусмотрено, что экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (по общепринятым показателям);

3) анализ основных технико-экономических показателей, определяемых регулирующим органом, за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета тарифов и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов и (или) их предельных уровней.

В данном случае представленными суду письменными документами подтверждено следующее.

Приказом Управления по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа <адрес> от <дата> были установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» им. П.» с календарной разбивкой на 2010 год.

<дата> ФСТ России в адрес Управления по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа <адрес> было вынесено предписание -к «О прекращении нарушения законодательства о государственном регулировании тарифов Управлением по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа <адрес>».

При этом Управлению было предписано привести в соответствие с действующим законодательством РФ о государственном регулировании тарифов приказ от <дата> «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» им. П.», не позднее <дата>.

Приказом Управления по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа <адрес> от <дата> были установлены новые тарифы на тепловую энергию для потребителей ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» им. П.» с календарной разбивкой с <дата> по <дата>.

Основанием для установления новых тарифов явилось заключение Управления по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа <адрес> по экономической обоснованности тарифа на тепловую энергию для потребителей ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» им. П.», утвержденное начальником управления Семеновым Д.В.

Все указанные обстоятельства стороной защиты не оспаривались и объективно подтверждены представленными суду документами.

Вместе с тем указанное заключение, явившееся основанием для установления новых тарифов, не соответствует требованиям, предъявляемым к экспертному заключению пунктом 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, так как в нем отсутствуют мотивированные выводы, а также:

- анализ основных технико-экономических показателей, определяемых регулирующим органом, за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования (пп. 3 п. 17 Правил);

- анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов и величины прибыли (с обоснованием непринятия органом регулирования предложенных регулируемой организацией) (пп. 4 п. 17 Правил);

- сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования (пп. 6 п. 17 Правил).

Суд не может согласиться с доводами защитников Семенова Д.В. о том, что при выполнении предписания ФСТ, которое имело место в данном случае, исходя требований п. 7 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, не требовалось формирование экспертного заключения, соответствующего п.п. 16 и 17 указанных правил, в связи с чем состав правонарушения, предусмотренный ч.2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в действиях Семенова Д.В. отсутствует.

В данном случае, как видно из приказа Управления по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа <адрес> от <дата> , данным актом были установлены новые тарифы на тепловую энергию для потребителей ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» им. П.» с иной необходимой валовой выручкой указанного предприятия, что послужило основанием для открытия дела об установлении тарифов на тепловую энергию.

Пункт 16 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию обязывает регулирующий орган проводить экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, а экспертное заключение должно соответствовать требованиям, установленным пунктом 17 указанных правил.

В данном случае при установлении новых тарифов на тепловую энергию приказом от <дата> указанные требования нормативно-правового акта соблюдены не были, что подтверждается заключением Управления регионального мониторинга ФСТ России (л.д. 177).

Принятие же тарифа без исследования вопросов, перечисленных в п. 17 Правил, нарушает принцип обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии, принцип экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли, а также экономической обоснованности затрат на производство, передачу и распределение тепловой энергии, установленные ст. 4 Закона о государственном регулировании тарифов.

Также суд считает необходимым отметить, что предписание ФСТ России от <дата>, которое явилось основанием для установления новых тарифов, Управлением по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа <адрес> в установленном законом порядке не обжаловалось.

Управлению было предписано привести в соответствие с действующим законодательством приказ от <дата> , однако сделано этого не было, как следует из вышеприведенных фактов.

Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в деянии Семенова Д.В. также наличествует.

В предписании срок для его исполнения был установлен до <дата>, однако нарушения законодательства о государственном регулировании тарифов со стороны Управления по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа <адрес> (на данный момент Управления по регулированию тарифов и энергосбережению <адрес>) продолжили допускаться до окончания действия приказа от <дата> , то есть по <дата>.

В данном случае речь идет о невыполнении предписания органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, об устранении нарушения законодательства о государственном регулировании тарифов.

Согласно положениям ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о государственном регулировании цен (тарифов) составляет один год со дня совершения правонарушения. Учитывая данные требования закона, суд не может согласиться с доводами стороны защиты о том, что срок давности привлечения Семенова Д.В. к ответственности по ч.5 ст. 19. 5 Кодекса РФ об административных правонарушениях на данный момент истек.

Учитывая все изложенное в совокупности, суд приходит к выводу о виновности Семенова Д.В. в совершении описанных выше правонарушений, предусмотренных 5 ст. 19.5 и ч.2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При назначении наказания суд учитывает характер совершенных правонарушений и личность виновного, который ранее уже привлекался к административной ответственности за совершение однородного правонарушения с назначением наказания в виде штрафа, однако должных выводов для себя не сделал и вновь допустил нарушение установленного порядка регулирования тарифов, что является обстоятельством, отягчающим наказание.

Принимая во внимание все изложенное в совокупности, учитывая положения ст. 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд считает необходимым назначить Семенову Д.В. наказание в виде дисквалификации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Семенова Д.В. признать виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.5 ст. 19.5 и ч.2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание

- по ч.5 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде дисквалификации сроком на 6 (шесть) месяцев;

- по ч.2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде дисквалификации сроком на 6 (шесть) месяцев.

В соответствии со ст. 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях окончательно назначить Семенову Д.В. наказание в виде дисквалификации сроком на 6 (шесть) месяцев, заключающейся в лишении Семенова Д.В. права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Постановление может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней со дня получения копии настоящего постановления.

Судья: