К делу № 2-3869-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 августа 2010 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
Председательствующего судьи Курасовой Е.А.,
С участием прокурора Друппова В.В.
При секретаре Драгныш Т.Д.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Таганрогского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГУ «Администрация морского порта Таганрог» о признании незаконным бездействия ФГУ АМП «Таганрог» и обязании выполнить мероприятия по охране труда в части проведения аттестации рабочих мест, суд
У С Т А Н О В И Л:
В Таганрогский городской суд обратился Таганрогский транспортный прокурор с иском к ФГУ «Администрация морского порта Таганрог» о признании незаконным бездействие ответчика в части не проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и обязании руководителя ФГУ АМП «Таганрог» выполнить мероприятия по охране труда в части проведения аттестации 149 рабочих мест, имеющихся в учреждении, в иске указав, что Таганрогской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о труде и охране труда в ФГУ «Администрация морского порта Таганрог» (ФГУ «АМП Таганрог»). Установлено, что в ФГУ «АМП Таганрог» нарушены требования ст.ст. 123, 209, 212, 213 ТК РФ, п.п. 1, 5, 6 приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», п.п. 4, 6 постановления Минтруда РФ от 24.04.2002 № 28 «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях», п. 3.7 постановления Минтруда РФ № 1, Минобразования РФ № 29 от 13.01.2003 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». В связи выявленными нарушениями Таганрогским транспортным прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства о труде и об охране труда в связи с не проведением аттестации рабочих мест по условиям труда. Истец просит суд признать незаконным бездействие ФГУ АМП «Таганрог» в части не проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, обязать руководителя ФГУ АМП «Таганрог» выполнить мероприятия по охране труда в части проведения аттестации 149 рабочих мест, имеющихся в учреждении.
В судебном заседании истец - старший помощник транспортного прокурора Друппов В.В. уточнил исковые требования, просил суд признать незаконным бездействие ФГУ АМП «Таганрог» в части непроведения аттестации рабочих мест по условиям труда в ... филиале учреждения, обязать руководителя ФГУ АМП «Таганрог» выполнить мероприятия по охране труда в части проведения аттестации 30 рабочих мест, имеющихся в ... филиале учреждения. Уточненные исковые заявления поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности № 681/007 от 21.06.2010 года Артамонова Е.А. исковые требования не признала, просила суд в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование совей позиции пояснила, что в период времени с 18.03.2010 года по 19.03.2010 года в ФГУ АМП «Таганрог» проводилась проверка Таганрогской транспортной прокуратурой на предмет соблюдения законодательства о труде и охране труда. По результатам проверки Таганрогской транспортной прокуратурой вынесено представление об устранении нарушений законодательства о труде и охране труда. При рассмотрении представления было установлено, что инженером по охране труда ФГУ «АМП Таганрог» С., действительно в нарушении действующего законодательства РФ, в установленный срок не была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда и не выдавалось удостоверение по охране труда. В целях устранения выявленных нарушений ответчиком была проведена работа по определению количества рабочих мест подлежащих аттестации и подбору организаций уполномоченных на проведение деятельности по аттестации рабочих мест. Предприятием издан приказ № от Дата года «Об организации и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда», выдано техническое задание на проведение работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, заключен договор № от Дата года с ООО ..., в рамках которого исполнитель принимал на себя выполнение работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, выполнение инструментальных измерений физических и химических факторов на рабочих местах Заказчика с оформлением результатов измерений в виде официальных протоколов, подготовку аттестационных материалов для аттестационной комиссии в течение 50 календарных дней с момента подписания договора. В ... филиале учреждения, расположенном в ... осуществляют трудовую деятельность 44 сотрудника на 30 рабочих местах, которые до настоящего времени не аттестованы.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
Судом установлено, что в период времени с 18.03.2010 года по 19.03.2010 года в ФГУ АМП «Таганрог» проводилась проверка Таганрогской транспортной прокуратурой с целью соблюдения законодательства о труде и охране труда. По результатам проверки установлено, что в ФГУ «АМП Таганрог» нарушены требования ст.ст. 123, 209, 212, 213 ТК РФ, п.п. 1, 5, 6 приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», п.п. 4, 6 постановления Минтруда РФ от 24.04.2002 № 28 «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях», п. 3.7 постановления Минтруда РФ № 1, Минобразования РФ № 29 от 13.01.2003 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
В силу требований ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере труда.
Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Пунктом 1 приказа Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» определено, что аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
В соответствии с п. 5 указанного приказа сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Пунктом 6 данного Приказа установлено, что обязательной повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) подлежат рабочие места после замены производственного оборудования.
Постановлением Минтруда Российской Федерации «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях», пунктом 4 предусмотрено, что объектами сертификации являются работы по охране труда, выполняемые организациями независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности. Пунктом 6 данного Постановления установлено, что сертификация работ по охране труда в организациях осуществляется посредством проверки и оценки соответствия элементов деятельности работодателя по обеспечению охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда с учетом проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и особенностей безопасных работ по охране труда в отраслях экономики.
Судом установлено, что согласно штатного расписания, утвержденного 13.01.2010 в ФГУ «АМП Таганрог» 149 рабочих мест. В нарушение требований действующего законодательства 30 рабочих мест в ФГУ «АМП Таганрог» не аттестовано, несмотря на истечение пятилетнего срока со времени предыдущей аттестации, создание новых рабочих мест и замену производственного оборудование на рабочих местах, которые ранее были аттестованы.
Согласно п. 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. В соответствии с п. 2 вышеуказанного Порядка аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Согласно абз. 2 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации понятие «охрана труда» включает в себя систему сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические лечебно-профилактические, реабилитационные и другие мероприятия.
В соответствии с абз. 3 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Согласно абз. 5 ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается, в том числе обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Таким образом, не проведение аттестации рабочих мест в учреждении нарушает право неопределенного круга лиц на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, которое гарантировано ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, абз. 5 ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского - процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц в данном случае обусловлено тем, что аттестация рабочего места по условиям труда направлена на защиту не конкретного гражданина, а всех граждан, которые состоят или будут состоять в трудовых отношениях с работодателем, и занимать определенное рабочее место. Также, в период временного отсутствия конкретного работника (по болезни, в связи с уходом в отпуск) не возможно установить конкретное лицо, которое будет исполнять его обязанности и находиться на соответствующем рабочем месте, аттестация по условиям труда которого не проведена.
Согласно ч. 4 ст. 353 Трудового кодекса Российской Федерации на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В силу требований ст.210 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.
В связи выявленными нарушениями Таганрогским транспортным прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства о труде и об охране труда № от Дата года, в связи с не проведением аттестации рабочих мест по условиям труда.
Судом установлено, что 28.04.2010 года Государственной инспекцией по труду в ... вынесены постановления о назначении административного наказания ФГУ «АМП Таганрог» в отношении юридического лица и наложен штраф в размере 45 000 рублей, кроме того на должностное лицо наложен штраф в размере 4500 рублей.
Согласно представленным доказательствам и доводам представителя ответчика, судом установлено, что ФГУ «АМП Таганрог» в добровольном порядке проводит аттестацию рабочих мест на основании приказа № от Дата года, расположенных в ... и ... подразделениях учреждения и всего аттестовано 83 рабочих места, на которых работают 103 сотрудника. Ответчиком заключен договор № от Дата года с ООО ... на проведение аттестации. В ... филиале учреждения осуществляют свою трудовую деятельность 44 сотрудника на 30 рабочих местах. В настоящее время также заключен договор на проведение аттестации оставшихся мест.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности иска, так как ответчиком не оспаривалось что не проведена аттестация 30 рабочих мест. Доводы представителя ответчика о том, что проведению аттестации помешали события, связанные в приобретением объектов недвижимости в ... суд находит несостоятельными, в связи с чем иск с учетом уточнения требований, подлежит удовлетворению.
Согласно требований ст.ст. 98-103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход государства в соответствии со ст. 333.19 ч.3 НК РФ государственная пошлина в размере 4000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Таганрогского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГУ «Администрация морского порта Таганрог» о признании незаконным бездействия ФГУ АМП «Таганрог» и обязании выполнить мероприятия по охране труда в части проведения аттестации рабочих мест- удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ФГУ «Администрация морского порта Таганрог» в части непроведения аттестации рабочих мест по условиям труда в ... филиале учреждения.
Обязать руководителя ФГУ «Администрация морского порта Таганрог» выполнить мероприятия по охране труда в части проведения аттестации 30 рабочих мест, имеющихся в ... филиале учреждения.
Взыскать с ФГУ «Администрация морского порта Таганрог» в доход государства государственную пошлину в размере 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий Е.А. Курасова