К делу № 2-3515-10 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 сентября 2010 года
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
Председательствующего судьи Полиёвой О.М.,
при секретаре Яровой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Руденко Т.А. к ГУ УПФ РФ в г. Таганроге о включении в специальный стаж периодов работы и о назначении досрочной пенсии по старости со дня обращения,
У С Т А Н О В И Л:
Руденко Т.А. обратилась в суд с иском к ответчику о включении в специальный стаж периодов работы и о назначении досрочной пенсии по старости со дня обращения. В обоснование заявленных требований истица указала, что 26.02.2010 г. комиссия ГУ УПФ РФ в г. Таганроге, рассмотрев ее заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, отказала в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа. Согласно Протоколу Комиссии ГУ УПФ РФ в г. Таганроге № от Дата г., в ее специальный трудовой стаж не были включены (как несоответствующие требованиям законодательства) следующие периоды работы:
- с Дата г. по Дата г. - ... №;
- с Дата г. по Дата г. - в ..., т.к. ... до Дата г. ...»;
с Дата г. по Дата г. - ... № на ... Дата г. №;
с Дата г. по Дата г. и с Дата г. по Дата г. - ... с Дата г. по Дата г. ... Дата ... Дата г. № ...;
- с Дата г. по Дата г., с Дата г. по Дата г. и с Дата г. по Дата г. - ... № ... в ... ...), ... ... ..., ... №, №;
- с Дата г. по Дата г. и с Дата г. по Дата г. - в ... ..., ... №.
С указанным решением ГУ УПФ РФ в г. Таганроге истица не согласна, считает, что оно нарушает ее право на досрочное получение пенсии по старости.
В связи с чем, истица просит суд обязать ГУ УПФ РФ в г. Таганроге включить в специальный стаж оспариваемые ею периоды работы, некоторые с применением льготного порядка исчисления и обязать ГУ УПФ РФ в г. Таганроге назначить ей пенсию за выслугу лет с момента подачи заявления, т.е. с 26 ноября 2009 года.
Истица Руденко Т.А. в ходе рассмотрения дела в порядке ст. 39 ГПК РФ увеличила исковые требования и просила суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 1000 руб. В судебном заседании доводы искового заявления поддержала в полном объеме, просила суд иск удовлетворить.
Представитель истицы - Поздняков А.Ю., допущенный судом к участию в деле в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, доводы искового заявления поддержал и просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ГУ УПФ РФ в г. Таганроге - Бублий А.А., действующий по доверенности № от Дата г., исковые требования не признал, пояснив, что 26.11.2009 г. истица обратилась в Управление ПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Дата г. Управление ПФ Протоколом № отказало ей в назначении досрочной трудовой пенсии, т.к. у нее отсутствует специальный стаж требуемой продолжительности. Право на пенсию за выслугу лет медицинским работникам определяется на основании п. 11 ст. 28 Закона РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В соответствии с указанной статьёй Закона, право на назначение пенсии у медицинских работников появляется при наличии необходимого специального стажа, а именно - не менее 25 лет работы в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. В соответствии с ч. 2 ст. 27 Закона №173-ФЗ, Списки соответствующих профессий, должностей, учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсии (в частности - для медицинских работников), правила исчисления периодов работы и назначения досрочной пенсии утверждаются Правительством РФ. В соответствии с положениями указанного выше Закона право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения определяется в согласно Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. Согласно положениям Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П, при исчислении продолжительности страхового стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные акты, действующие на момент осуществления соответствующих работ, т.е. Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1956г. № 1397, Списки № 464 и Списки № 1066. На льготное исчисление периодов работы имеют право лица, работавшие в должностях и учреждениях, поименованных в Перечне подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медперсонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев. Поддержал позицию, изложенную в Протоколе № от Дата г. Считает, что Руденко Т.А. было правомерно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, так как ее специальный стаж составил менее требуемого специального стажа - 30 лет. Просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Конституции РФ все граждане Российской Федерации имеют право на социальное обеспечение по возрасту.
В силу подпункта 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в редакции, действовавшей на момент обращения истицы с заявлением о назначении пенсии, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Закона следующим гражданам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент обращения истицы за назначением пенсии), списки соответствующих работ, производств, профессий и должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 этой статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР № 464 от 06 сентября 1991 года "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", предусмотрено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам:. ..среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров,. ..среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии... один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Судом установлено, что истица в период с Дата г. по Дата г. ... ... ... и с Дата г. по Дата г. - в ... ....
В рамках заявленных требований истица ставит вопрос о включении периодов работы с Дата г. по Дата г., с Дата г. по Дата г. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении, то есть 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, в подтверждение чего предоставила справку ... от Дата г. №.
Как следует из возражений ответчика, вышеназванные периоды не включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ни в календарном исчислении, ни в льготном исчислении, поскольку наименование «... до Дата г. не соответствовало наименованию, предусмотренному Номенклатурой ... № от Дата г., в которой поименована «...
Суд не может согласиться с такой позицией ответчика, поскольку если наименование учреждения не вполне соответствует Номенклатуре учреждений, это обстоятельство не должно стать препятствием при назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Как указанно в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25, в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включать в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (п.1 ст. 27 и п.п. 7-13 ст. 28 названного Закона), период его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде типе учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решатся судом исходя из характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.
Позицию Пенсионного фонда суд находит не основанной на законе, так как отсутствие слова «медицинской» в названии учреждения не изменяет профиль самого учреждения, вид деятельности истицы, а право на досрочное назначение пенсии дает именно лечебная деятельность в учреждении здравоохранения - Больница скорой медицинской помощи.
Учитывая изложенное, периоды работы истицы с Дата г. по Дата г. в должности ... ... ... и с Дата г. по Дата г. - в ... ... подлежат зачету в стаж в льготном исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев.
Что касается требований истицы о незаконности отказа ответчика во включении в специальный стаж периодов ее работы с Дата г. по Дата г. (...) - в ... № на ... с Дата г. по Дата г. (... и с Дата г. по Дата г. (... ... с Дата г. по Дата г. ... Дата года ..., с Дата г. по Дата г., с Дата г. по Дата г. и с Дата г. по Дата г. (... № ... (медицинской сестры) в ....
Так, до вступления в силу постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников определялось в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066.
Согласно п. 3 этого постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитывались периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464. В соответствии с этим Списком право на пенсию за выслугу лет (в настоящее время именуется - досрочная трудовая пенсия по старости) предоставлялось врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Указанный Список 1991 года не содержит конкретного перечня должностей врачей и среднего медицинского персонала, а также лечебно профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений. Поэтому при подсчете стажа за период работы до 1 ноября 1999 года на практике применялись номенклатуры (перечни) должностей медицинского персонала и учреждений здравоохранения, в т.ч. по системе здравоохранения Минобороны России, МВД России, ФСБ России и др. При этом применялась та номенклатура, которая действовала на момент назначения пенсии. В частности применялась Номенклатура учреждений здравоохранения утвержденная приказом Минздрава России от 03.11.1999 № 395 (с последующим изменением) и список должностей, утв. приказом от 20.02.1995 № 35
В наименовании должностей, предусмотренных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, указаны должности среднего медицинского персонала: медицинская сестра, фельдшер.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях, в том числе медицинской сестры и фельдшера.
При этом в законодательстве определение термина "средний медицинский персонал" не раскрывается, в связи с чем, следует руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 года № 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", где к среднему медперсоналу отнесены медицинские сестры, фельдшер, а в соответствии с примечанием № 2 наименование врачебной должности формируется с учетом специальности, предусмотренной номенклатурой врачебных специальностей, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его обязанностей. В ранее принятых Номенклатурах дана та же редакция.
Позицию Пенсионного фонда суд находит не основанной на законе, так как работа истицы ..., не изменяет вид деятельности истицы, а право на досрочное назначение пенсии дает именно лечебная деятельность в учреждении здравоохранения в должности ...
Учитывая изложенное, периоды работы истицы с Дата г. по Дата г., с Дата г. по Дата г., Дата г. по Дата г., с Дата г. по Дата г., с Дата г. по Дата г., с Дата г. по Дата г. подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Поскольку Руденко Т.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком до введения в действие Закона РФ № 3543-1 от 25 сентября 1992 года, период с Дата г. по Дата г. подлежит включению в трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию как медицинскому работнику (специальный стаж) в календарном исчислении.
В обоснование своих требований о включении в специальный стаж периодов работы с Дата г. по Дата г. и с Дата г. по Дата г. (всего .... То обстоятельство, что изолятор временного содержания не является медицинским учреждением, правового значения не имеет, поскольку она выполняла функции и обязанности медицинского работника.
Возражая относительного доводов истицы, представитель ответчика ссылается на то, что в указанные периоды истица не работала в медицинском учреждении, указанном в Списке № 781.
Суд находит позицию Пенсионного фонда обоснованной по следующим основаниям.
Так, согласно ст.4 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно ст.9 и ст.23 этого же Закона изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и санитарии.
Пунктом 13 ст. 16 указанного Федерального закона установлено требование о медико-санитарном обеспечении обвиняемых и подозреваемых в соответствии с правилами внутреннего распорядка, а в соответствии с п. 14 указанных Правил в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в бане общего пользования.
В соответствии с пунктом 10 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, в случае отсутствия медицинского работника в период поступления вИВС вновь прибывших лиц,дежурный по ИВС опрашивает их о состоянии здоровья. Приналичии жалоб от вновь поступивших лиц на плохое самочувствие или признаках заболевания дежурный по ИВС обязан немедленно вызвать медицинского работника ИВС либо бригаду скорой медицинской помощи.
Согласно ч. З ст.9 Федерального закона № 103-ФЗ изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Глава XIV (Медико-санитарное обеспечение подозреваемых и обвиняемых) Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденного приказом МВД России от22 ноября 2005 года№ 950 предусматривает как наличие, так и отсутствие медицинского работника в штате ИВС.
Как следует из материалов дела, в соответствии со штатным расписанием, утвержденнымПриказом ГУВД Ростовской области № 756 от 31 августа 2004 года в ИВС УВД г. Таганрога предусмотрена должность фельдшера медицинской части 8-11 разряда, служащий 1 единица. Должность фельдшера была предусмотрена и в штате ИВС УВД г. Таганрога по состоянию на 01.04.1997 г.
Устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28)); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.
Исходя из этого законодатель выделил в особую категорию работников, т.е. лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение по старости.
В связи с этим выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы.
Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения.
В силу указанных норм суд приходит к убеждению, что ИВС УВД г. Таганрога учреждением здравоохранения не является, в связи с чем, доводы истицы о включении в специальный стаж периодов ее работы с Дата г. по Дата г. и с Дата г. по Дата г. ... ..., суд находит необоснованными, а отказ Пенсионного фонда правомерным.
Как указано выше, для назначения пенсии Руденко Т.А. необходим ... ... 30-летний стаж у Руденко Т.А. отсутствует.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Руденко Т.А. не представила суду доказательств причинения ей морального вреда в ходе рассмотрения ее заявления о назначении пенсии в ГУ УПФ в г. Таганроге действиями ответчика. По изложенным основаниям исковые требования истицы в части компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
По изложенным основаниям отказ ГУ УПФ РФ в г. Таганроге РО в назначении пенсии является обоснованным, а исковые требования истицы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Руденко Т.А. к ГУ УПФ РФ в г. Таганроге о включении в специальный стаж периодов работы и о назначении досрочной пенсии по старости со дня обращения, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий