отказ в досрочном назначении пенсии



К делу № 2-5499-10 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 сентября 2010 года

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Полиёвой О.М.,

при секретаре Яровой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сурковой И.Н. к ГУ УПФ РФ в г. Таганроге о включении в специальный стаж периодов работы и о назначении досрочной пенсии по старости со дня обращения,

У С Т А Н О В И Л:

Суркова И.Н. обратилась в суд с иском к ответчику о включении в специальный стаж периодов работы и о назначении досрочной пенсии по старости со дня обращения. В обоснование заявленных требований истица указала, что Дата г. комиссия ГУ УПФ РФ в г. Таганроге, рассмотрев ее заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, отказала в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа. Согласно Протоколу Комиссии ГУ УПФ РФ в г. Таганроге № от Дата г., в ее специальный трудовой стаж не были включены (как несоответствующие требованиям законодательства) следующие периоды:

- ...

...

...

С указанным решением ГУ УПФ РФ в г. Таганроге истица не согласна, считает, что оно нарушает ее право на досрочное получение пенсии по старости.

В связи с чем, истица просит суд обязать ГУ УПФ РФ в г. Таганроге включить в специальный стаж оспариваемые ею периоды работы, в том числе и с применением льготного порядка исчисления и обязать ГУ УПФ РФ в г. Таганроге назначить ей пенсию за выслугу лет с момента подачи заявления, т.е. с Дата года.

Истица Суркова И.Н. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, предоставила суду заявление с просьбой рассмотрения дела в ее отсутствие с участием ее представителя. В отношении не явившейся истицы дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истицы - Карноушенко Ю.А., действующая по доверенности №д от Дата г., доводы искового заявления поддержала и просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ГУ УПФ РФ в г. Таганроге - Бублий А.А., действующий по доверенности № от Дата г., исковые требования не признал, пояснив, что Дата г. истица обратилась в Управление ПФ за назначением досрочной пенсии. Дата г. Управление ПФ Протоколом № отказало Сурковой И.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии, т.к. у неё отсутствует специальный стаж требуемой продолжительности.

...

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Конституции РФ все граждане Российской Федерации имеют право на социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии с требованиями п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно ч. 2 ст. 27 ФЗ О трудовых пенсиях в РФ», Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Закрепляя в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий, и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности, при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 г. утвержден Список должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы в этих должностях и учреждениях, которые засчитываются в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Одновременно право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, по волеизъявлению застрахованного лица может определяться с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П. В соответствии с этим постановлением исчисление стажа на соответствующих видах работ, имевших место до нового правового регулирования, может производиться по ранее действующим нормативным правовым актам.

До вступления в силу постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников определялось в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066.

Согласно п. 3 этого постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитывались периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464. В соответствии с этим Списком право на пенсию за выслугу лет (в настоящее время именуется - досрочная трудовая пенсия по старости) предоставлялось врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Указанный Список 1991 года не содержит конкретного перечня должностей врачей и среднего медицинского персонала, а также лечебно профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений. Поэтому при подсчете стажа за период работы до 1 ноября 1999 года на практике применялись номенклатуры (перечни) должностей медицинского персонала и учреждений здравоохранения, в т.ч. по системе здравоохранения Минобороны России, МВД России, ФСБ России и др. При этом применялась та номенклатура, которая действовала на момент назначения пенсии. В частности применялась Номенклатура учреждений здравоохранения утвержденная приказом Минздрава России от 03.11.1999 № 395 (с последующим изменением) и список должностей утв. приказом от 20.02.1995 № 35

Судом установлено, что Суркова И.Н. работала с ...

...

Как следует из возражений ответчика, вышеназванные периоды не включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в календарном исчислении, поскольку должности, в которых работала истица, не предусмотрены Списком № 781.

Суд не может согласиться с такой позицией ответчика, поскольку до вступления в силу постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников определялось в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066.

Согласно п. 3 этого постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитывались периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464. В соответствии с этим Списком право на пенсию за выслугу лет (в настоящее время именуется - досрочная трудовая пенсия по старости) предоставлялось врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Указанный Список 1991 года не содержит конкретного перечня должностей врачей и среднего медицинского персонала, а также лечебно профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений. Поэтому при подсчете стажа за период работы до 1 ноября 1999 года на практике применялись номенклатуры (перечни) должностей медицинского персонала и учреждений здравоохранения, в т.ч. по системе здравоохранения Минобороны России, МВД России, ФСБ России и др. При этом применялась та номенклатура, которая действовала на момент назначения пенсии. В частности применялась Номенклатура учреждений здравоохранения утвержденная приказом Минздрава России от 03.11.1999 № 395 (с последующим изменением) и список должностей, утв. приказом от 20.02.1995 № 35

В наименовании должностей, предусмотренных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, указаны должности среднего медицинского персонала: медицинская сестра.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях, в том числе медицинской сестры.

При этом в законодательстве определение термина "средний медицинский персонал" не раскрывается, в связи с чем, следует руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 года № 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", где к среднему медперсоналу отнесены медицинские сестры, а в соответствии с примечанием № 2 наименование врачебной должности формируется с учетом специальности, предусмотренной номенклатурой врачебных специальностей, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его обязанностей. В ранее принятых Номенклатурах дана та же редакция.

...

Учитывая изложенное, периоды работы истицы ...

...

Как установлено в судебном заседании, решением Таганрогского городского суда от Дата г. по делу № по иску Сурковой И.Н. к ГУ УПФ РФ в г. Таганроге о включении в специальный стаж периодов работы и о назначении досрочной пенсии по старости со дня обращения, было установлено отсутствие оснований для включения периодов работы с Дата г. по Дата г. и с Дата г. по Дата г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении, то есть 1 год работы за 1 год и 6 месяцев. Решение суда вступило в законную силу Дата г.

В силу ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В связи с чем, оснований для включения периодов работы с Дата г. по Дата г. и с Дата г. по Дата г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении, то есть 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, не имеется.

Как указано выше, для назначения пенсии Сурковой И.Н. ... стаж отсутствует.

По изложенным основаниям отказ ГУ УПФ РФ в г. Таганроге РО в назначении пенсии является обоснованным, а исковые требования истицы удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сурковой И.Н. к ГУ УПФ РФ в г. Таганроге о включении в специальный стаж периодов работы и о назначении досрочной пенсии по старости со дня обращения, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200