К делу № 2-4961-10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2010 года
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Полиёвой О.М.,
при секретаре судебного заседания Яровой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенюка Е.А. к Министерству территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области, Министерству труда и социального развития Ростовской области, 3-е лицо Администрация г. Таганрога о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Семенюк Е.А. обратился в суд с иском к Министерству территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области, Министерству труда и социального развития Ростовской области, 3-е лицо Администрация г. Таганрога о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения. В обоснование иска указал, что он является инвалидом Великой Отечественной войны. В настоящее время зарегистрирован по адресу: ..., ... ..., а фактически проживает по адресу: ..., ... ... со своей супругой Куриной Л.Ф. Своего жилого помещения на праве собственности он не имеет, что подтверждается справкой МУП «БТИ» от Дата г. Истец неоднократно обращался в Администрацию г.Таганрога с просьбой поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Постановлением Администрации ... от Дата г. № «О признании нуждающимся и постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма Семенюка Е.А.» его включили в список инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в получении субсидии на строительство или приобретение жилья. Согласно выписки из этого постановления у него № в общем списке очередности на получение жилой площади по договору социального найма. Его жене Куриной Л.Ф. Дата г. в ходе личного приема в Министерстве территориального развития, архитектуры и градостроительства РО был дан ответ начальником управления реализации социальных жилищных программ этого министерства за номером 9.3-2/333, в соответствии с которым ему было отказано в предоставлении субсидии (сертификата) на приобретение жилого помещения. С этим ответом истец категорически не согласен.
Согласно акту обследования жилищных условий гражданина от Дата г., было обследовано жилое помещение, принадлежащее на праве собственности его жене по адресу: ..., .... 116 .... Комиссией было установлено, что жилое помещение состоит из одной комнаты общей площадью 30,9 кв.м., жилой площадью 17,2 кв.м. В заключении комиссия указала, что он нуждается в улучшении жилищных условий. Площадь их квартиры составляет 30,9 кв.м., жилая площадь - 17,2 кв.м. на двух членов семьи, что не соответствует норме предоставления площади жилого помещения и учетной норме, которые установлены в Областном Законе Ростовской области №C от Дата г. «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области».
В связи, с чем истец просил суд признать незаконным отказ Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области в предоставлении жилого помещения; обязать Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области включить его в общеобластной список ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны на получение жилищной субсидии (сертификата); обязать Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области предоставить ему жилищную субсидию (сертификат) на приобретение жилого помещения.
20.05.2010 г. решением Таганрогского городского суда исковые требования Семенюка Е.А.оставлены без удовлетворения.
15.07.2010 г. определением Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда решение Таганрогского городского суда от 20.05.2010 г. отменено.
При новом рассмотрении дела, Семенюк Е.А. в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования и просил суд признать незаконным отказ Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства РО о предоставлении субсидии, обязать Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства РО включить инвалида ВОВ Семенюк Е.А. в список нуждающихся в социальной выплате ветеранов ВОВ на получение жилищной субсидии, обязать предоставить субсидию на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
Семенюк Е.А. в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о рассмотрении дела, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении дела не просил. В отношении не явившегося истца дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца - Курина Л.Ф., действующая по доверенности № от Дата г., уточненные исковые требования поддержала в полном объеме и просила суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика - Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства РО в судебное заседание не явился, предоставил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В отзыве на иск указал, что исковые требования не признают и просили в удовлетворении иска отказать. В обоснование своих возражений указал, что после признания ветерана Великой Отечественной войны нуждающимся в улучшении жилищных условий, он обеспечивается жильём в соответствии с постановлением Администрации области от Дата № «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов». В министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства области 17 февраля 2010 года было представлено дело квартирного учёта Семенюка Е.А. составом семьи 1 человек. После рассмотрения содержащихся в нём документов местной администрации было рекомендовано устранить замечания: дело сформировано без указания состава семьи и учета супруги, отсутствует договор найма (поднайма) жилого помещения, в котором в настоящее время проживает гражданин. Однако, в представленном повторно деле замечания не были устранены. Имеются в наличии акты об отказе семьи Семенюка Е.А. предоставить дополнительную информацию. По данным МУП БТИ от Дата г. №:№ в собственности жены заявителя Куриной Л.Ф. имеется квартира № по адресу: ..., .... В соответствии с ЖК РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий признается гражданин, у которого отсутствует пригодное для проживания жильё либо общая площадь, приходящаяся на каждого «члена семьи, меньше учетной нормы. В г.Таганроге установлена учетная норма общей площади на каждого члена семьи в размере 10 м2. Частью 2 статьи 51 ЖК РФ предусмотрено, что определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений в наличии у гражданина и (или) членов его семьи. Данная норма не предусматривает рассмотрение вопроса в зависимости от того, совместно нажито имущество либо нет. Таким образом, если на каждого члена семьи Семенюка Е.А. приходится общая площадь жилья более учетной нормы, правовых оснований для признания семьи нуждающейся нет. В связи, с чем просил в иске отказать.
Представитель ответчика - Министерства труда и социального развития РО в судебное заседание не явился, предоставил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В отзыве на иск указал, что исковые требования не признают и просил в удовлетворении иска отказать. В обоснование своих возражений указал, что по информации управления социальной защиты населения г. Таганрога, Семенюк Е.А. является инвалидом Великой Отечественной войны и ему в полном объеме предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные действующим законодательством. Семенюк Е.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации г. Таганрога со 02.02.2010 г. Для проверки правомерности предоставления Семенюк Е.А. субсидии для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета его учетное дело было направлено в Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства области. Согласно заключению данного министерства документы, находящиеся в учетном деле Семенюк Е.А., требуют доработки, в связи с чем, возвращены в орган местного самоуправления для устранения замечаний. В иске к Министерству труда и социального развития РО просил отказать.
В отношении не явившихся представителей ответчиков дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации г. Таганрога - Шатская Ю.Ж., действующая по доверенности № от Дата г., просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части первой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями пп.4 п.1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах», инвалидам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с п. 1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пп.2 п. 3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
Нуждаемость в улучшении жилищных условий определяется в соответствии с требованиями ст.51 ЖК РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Статьей 50 ЖК РФ установлено, что учетной нормой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленный данным органом.
В соответствии с Областным законом от 07.10.2005 № 363-3C «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» учетная норма может устанавливаться органами местного самоуправления в размере от 6 до 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека (ст.5).
Решением Городской Думы г.Таганрога от 27.04.2006 г. № 237 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 кв.м.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в ред. от 09.01.2010 №30) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».
В судебном заседании установлено, что Семенюк Е.А. является инвалидом Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением № от Дата г. л.д.19).
В апреле 2005 года Семенюк Е.А. обратился в Администрацию г. Таганрога в отдел по учету, распределению и приватизации жилищного фонда с заявлением о постановке на квартирный учет в вязи с тем, что не имеет своей жилой площади л.д. 10).
Согласно справки МУП БТИ от Дата г. Семенюк Е.А. как собственник жилых помещений по г. Таганрогу не зарегистрирован.
Вместе со своей супругой Куриной Л.Ф. истец проживает по адресу: ..., ... ..., но зарегистрирован по адресу: ..., ... ....
Судом установлено, что квартира по адресу: ..., ... ... принадлежит на праве собственности его ... Л.Ф. Из лицевого счета на квартиру ... по ... ... следует, что в квартире зарегистрирована только Л.Ф., задолженности за коммунальные платежей нет по состоянию на Дата г. л.д.83).
Из лицевого счета №, выданного МУП «Единый Расчетно-кассовый центр» от Дата г. следует, что в квартира № по ... в ... принадлежит на праве частной собственности х, что подтверждается договором передачи № от Дата г. л.д.121), регистрационным удостоверением от Дата г. № л.д.123).
В данной квартире зарегистрирован Семенюк Е.А., который не является членом семьи х л.д.81).
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом не установлено, что Семенюк Е.А. принадлежит на праве собственности какое-либо жилое помещение. Семенюк Е.А. хоть фактически и проживает вместе со своей супругой Куриной Л.Ф. по адресу: ..., ... ..., однако зарегистрирован по другому адресу: ..., ... ... и не является членом семьи х, которая является собственником данной квартиры.
Согласно акту обследования жилищных условий гражданина от Дата г., было обследовано жилое помещение, принадлежащее на праве собственности супруге истца - Куриной Л.Ф., расположенное по адресу: ..., ... .... Комиссией было установлено, что квартира общей площадью 30,9 кв.м., состоит из одной комнаты, жилой площадью 17,2 кв.м. В заключении комиссия признала нуждаемость Семенюк Е.А. в улучшении жилищных условий л.д.14).
Постановлением Администрации г. Таганрога от Дата г. № «О признании нуждающимся и постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма Семенюка Е.А.» - Семенюк Е.А. признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения л.д.24).
Согласно выписки из постановления Администрации г. Таганрога, Семенюк Е.А. состоит в общем списке очередности на получение жилой площади по договору социального найма под № л.д.17).
В соответствии с Федеральными законами от 12.01.95 № 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24.11.95 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 № 614 "Об утверждении Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" и в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, постановлением Администрации Ростовской области № 312 от 03.08.2007 г., утверждено «Положение о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».
Согласно п.п. 2.1.1. Положения, меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме субсидий предоставляются гражданам, имеющим право на обеспечение жильем за счет субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом от Дата №ФЗ "О ветеранах", нуждающимся в улучшении жилищных условий, а именно: инвалидам Великой Отечественной войны.
В рамках заявленных требований, истцом ставиться вопрос о незаконности действий министерств Администрации Ростовской области по отказу в предоставлении субсидии ему на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
Отказывая Семенюку Е.А. во включении его в список инвалидов ВОВ, нуждающихся в получении субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета и возвращая его учетное дело в Администрацию г. Таганрога, министром территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области было указано на отсутствие справки о составе семьи и учета супруги л.д. 8-9).
Из пояснений представителя Администрации г. Таганрога установлено, что все документы, необходимые для формирования учетного дела, предусмотренные Положением, Семенюк Е.А. предоставил и они были направлены в Администрацию Ростовской области.
Пунктом 3.1 Положения о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определен перечень документов, необходимых для формирования учетного дела, который является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Требований о необходимости предоставления документов о составе семьи и наличии имущества у супруги, данный перечень не содержит.
Таким образом, суд считает, что действиями ответчиков Семенюку Е.А. было неправомерно отказано в предоставлении субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, так как для этого имелись все законные основания, нашедшие свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
На основании изложенного, исковые требования Семенюк Е.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению в соответствии с полномочиями органов исполнительной власти области по оказанию мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории Ростовской области, установленными постановлением Администрации Ростовской области № от Дата г.
Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Семенюка Е.А. к Министерству территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области, Министерству труда и социального развития Ростовской области, 3-е лицо Администрация г. Таганрога о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области в предоставлении Семенюку Е.А. субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
Обязать Министерство труда и социального развития Ростовской области включить Семенюка Е.А. в список инвалидов ВОВ, нуждающихся в получении субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
Обязать Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области предоставить инвалиду ВОВ Семенюку Е.А. субсидию на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий