Дело №2-4868/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2010 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
Председательствующего судьи: Курасовой Е.А.
при секретаре: Драгныш Т.Д.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петренко С.Ю. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ по ... о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии, суд
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по ... о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, признании периодов работы входящими в педагогический стаж, обязании выплатить пенсию, в иске указав, что 26.03.2010 года она обратилась в ГУ УПФ РФ в ... с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Протоколом комиссии № от 25.06.2010г. ГУ УПФ РФ в ... в назначении пенсии ей было отказано. В специальный стаж не были включены периоды работы: с 04.03.1984г. по 31.08.1985г. - в должности секретаря комитета ВЛКСМ ..., так как наименование должности и учреждения не предусмотрено Списком №781; с 22.10.2007г. по 30.10.2007г., с 08.02.2010г. по 13.02.2010г., с 01.03.2010г. по 04.03.2010г. - курсы повышения квалификации в период работы учителем русского языка и литературы в МОУ СОШ № .... Истица просит суд признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включить в специальный стаж период работы: с 04.03.1984г. по 31.08.1985г.; с 22.10.2007г. по 30.10.2007г., с 08.02.2010г. по 13.02.2010г., с 01.03.2010г. по 04.03.2010г., обязать ГУ УПФ РФ по ... выплачивать ей пенсию с 26.03.2010 года.
В судебном заседании истица Петренко С.Ю. исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в ... Бублий А.А., действующий на основании доверенности №4 от 11.01.2010г. исковые требования не признал, просил суд в их удовлетворении отказать, суду пояснил, что согласно Постановлению Конституционного Суда РФ №2-П для назначения досрочной трудовой пенсии могут применяться ранее действовавшие нормативные акты, а не отдельные их положения. Как следует из Постановления Совмина СССР от 17.12.1959г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в Положении о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения предусматривалась возможность зачета в специальный стаж выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Но, если применять ранее действовавший нормативный акт, то следует применять его полностью, с учетом всех особенностей установленного им правового регулирования. Согласно п.4 данного Положения сам по себе факт работы в партийных и комсомольский органах даже в то время, не влек за собой права на включение в бесспорном порядке такого периода работы в стаж для назначения пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. В данном пункте закреплялось положение о том, что работа в партийных и комсомольских органах засчитывалась стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.Поскольку данное положение закреплялось Постановлением №1397, то и рассматривать его следует с учетом периода его действия во времени. Согласно Постановления Совмина - Правительства РФ от 22.09.1993г. №953 - с даты вступления в силу данного Постановления утратило силу Постановление Совмина СССР №1397. С момента, когда истица стала работать непосредственно в должности «преподаватель» - 01.09.1985г. до прекращения действия Постановления №1397 - 01.10.1993г. её стаж работы в указанной должности составляет 7 лет 2 мес. 11 дней. 2/3 от требуемого 25 летнего стажа для пед. работников составляют 16 лет 8 месяцев. Из приведенного расчета следует, что у истицы отсутствует необходимое требование о продолжительности стажа, при наличии которого можно было бы засчитать период её работы секретарем ВЛКСМ в педагогический стаж. В своем иске истица указывает, что её стаж работы в должности секретаря ВЛКСМ гораздо меньше, чем 1/3 от продолжительности требуемого специального стажа. При этом она упускает из виду, что поскольку с 01.10.1993г. новое законодательство (равно как и принятое позже), регулирующее правоотношения по пенсионному обеспечению пед. работников не предусматривало возможности зачета периода работы в должности секретаря ВЛКСМ в специальный стаж, требуемый для назначения досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, то и периоды работы, которые можно зачесть в её специальный стаж по нормативным актам, действовавшим после 01.10.1993г., нельзя брать для расчета указанных в Постановлении №1397 2/3 специального стажа. Соответственно, засчитывать периоды работы, предусмотренные новым правовым регулированием в стаж по нормативному акту, утратившему свою силу, с учетом того, что новое правовое регулирование не распространяет свое действие на период действия Постановления №1397, нет никаких правовых оснований. Если бы истица выработала бы указанные 2/3 специального стажа до отмены Постановления №1397, то впоследствии, она могла бы обоснованно и законно претендовать на включения периода работы секретарем ВЛКСМ в специальный стаж, т.к. ею были бы соблюдены все условия, которые устанавливались законом, действовавшим на момент её работы в ВЛКСМ.
Выслушав истицу, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению частично, при этом суд исходит из следующего:
В соответствии с пп.10 п.1 ст.28 Закона РФ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Положения ст.6 (части 2), ст.15 (части 4), ст.17 (части 1), ст.18, 19 и ст.55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года №2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно ч.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999г. №1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999г. засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991г. №463.
Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
В соответствии с п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, в комсомольских и партийных органах при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию.
Из трудовой книжки истицы следует, что истица работала в период времени с 04.03.1984 года по 31.08.1985 года - в должности секретаря комитета ВЛКСМ ....
Согласно действовавшего в тот период законодательства истица имела право на включение периодов в стаж.
Довод ответчика, что истицей не соблюдено требования действовавшего на тот момент законодательства, которое предусматривало наличие 2/3 требуемого стажа для назначения досрочной трудовой пенсии, суд считает необоснованным, ввиду того, что на момент отмены Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства истица в силу возраста не могла иметь 2/3 специального стажа требуемого для назначения пенсии, а на момент обращения в ГУ УПФ РФ в ... с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии данное требование соблюдено.
Суд считает, что, то обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве истицы на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.
Относительно требований о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 22.10.2007г. по 30.10.2007г., с 08.02.2010г. по 13.02.2010г., с 01.03.2010г. по 04.03.2010г., суд полагает, что они необоснованны и не подлежат зачету в специальный трудовой стаж истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Поскольку согласно Постановлению Правительства РФ от 11.07.2002 года №516 п.4 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Из указанной нормы следует, что в специальные стаж засчитываются именно периоды работы.
При сложении периодов признанных судом 01 год 05 месяцев 27 дней и периодов по протоколу 23 года 07 месяцев 14 дней истица на момент обращения имеет достаточный стаж - 25 лет 01 месяц 11 дней для назначения пенсии.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Петренко С.Ю. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ по ... о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии - удовлетворить частично.
Признать за Петренко С.Ю. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Включить в специальный стаж Петренко С.Ю. период работы с 04.03.1984 года по 31.08.1985 года, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ по ... выплатить Петренко С.Ю. досрочную трудовую пенсию с 26.03.2010 года.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий судья Курасова Е.А.