о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных усло



К делу № 2-5297-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 октября 2010 года г. Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Курасовой Е.А.,

при секретаре Драгныш Т.Д.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Могутиной В.Е. к Администрации ..., Министерству Труда и социального развития ..., Министерству территориального развития архитектуры и градостроительства ... о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязании поставить на квартирный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечить жилым помещением, суд

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с иском к Администрации ... о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязании поставить на квартирный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечить жилым помещением. В обоснование иска указала, что она является вдовой ветерана Великой Отечественной Войны, инвалида ... группы М. умершего Дата года. В настоящее время она проживает в квартире № в доме № по ... в .... Квартира имеет общую площадь 80,3 кв.м., места общего пользования - 21,10 кв.м., жилая площадь 59,20 кв.м. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» с изменениями внесенными Указом Президента РФ №30 от 09.01.2010 года она имеет право на улучшение жилищных условий. Данным указом устанавливается норма общей площадью жилья на одного человека в размере 22 кв.м. В квартире, где проживает истица, проживает 5 человек и на каждого из них приходится по 16,06 кв.м. общей площади. Она неоднократно обращалась в Администрацию ... с заявлением о постановке ее на учет для улучшения жилищных условий, как члена семьи (вдовы) инвалида ВОВ. Однако ей было отказано в постановке на учет, со ссылкой на то, что на каждого члена семьи истицы приходится по 16,06 кв.м. при этом Администрация ссылается на решение Городской Думы ... от 29.09.2005 года №109 «Об установлении учетной нормы предоставления площади жилого помещения» в размере 10 кв.м. общей жилой площади на каждого члена семьи. Истица считает отказ Администрации ... незаконным, просит суд признать незаконным отказ Администрации ... в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы инвалида Великой Отечественной Войны Могутиной В.Е., обязать Администрацию ... поставить на квартирный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдову инвалида Великой Отечественной Войны Могутину В.Е. и обеспечить жилым помещением в соответствии с нормами общей жилой площади определенными Указом Президента РФ №714 от 07.02.2008 года с изменениями от 09.01.2010 года №30.

Впоследствии истица уточнила исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ и просила суд привлечь в качестве соответчиков по иску Министерство Труда и социального развития ... и Министерство территориального развития архитектуры и градостроительства ....

В судебном заседании истица Могутина В.Е. исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.

Представитель Администрации ... - Шатская Ю.Ж., действующая на основании доверенности №415 от 28.01.2010 года исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать. В обоснование своей позиции показала, что минимальный размер площади, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен Решением Городской Думы ... от 29.09.2005 года №109 в размере 10 кв.м. общей площади на каждого члена семьи. Согласно лицевого счета в квартире № по ... ... зарегистрированы и проживают 5 человек. Общая площадь квартиры составляет 80,3 кв.м., таким образом, на каждого члена семьи приходится 16 кв.м.

Представитель Министерства труда и социального развития ... в судебное заседание не явился, направил в суд, письменный отзыв, указав, что Министерство труда и социального развития ... исковые требования Могутиной В.Е. не признает, просит в удовлетворении иска отказать. Дело рассмотреть в отсутствие представитель Министерства труда и социального развития .... Из представленного суду отзыва следует, что основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии на приобретение жилых помещений является заявление, поданное гражданином, относящимся к категории ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Могутина В.Е. не состоит на квартирном учете, в общеобластной список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий не внесена. Вопрос признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановки их на квартирный учет относятся к компетенции органов местного самоуправления.

Представитель Министерства территориального развития архитектуры и градостроительства ... в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о месте и времени слушания дела, причина неявки суду не известна. Дело рассмотрено в отношении указанного ответчика в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Могутиной В.Е. необоснованны и удовлетворению не подлежат, при этом суд исходит из следующего:

Указом Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945гг.» предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному Закону от 12.01.1995 года №-5 ФЗ «О ветеранах».

Федеральный закон от 19.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной Войны в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года №714, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, в порядке, установленном действующим законодательством. Нуждаемость граждан в предоставлении жилых помещение определяется по правилам ст.51 ЖК РФ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещении по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Минимальный размер площади, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен Решением Городской Думы ... от 29.09.2005 года №109 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» в размере 10 кв.м. общей площади на каждого члена семьи.

В соответствии с ч.2 ст.31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Согласно правовой позиции, выраженной Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в силу части 2 статьи 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Таким соглашением, в частности, в пользование членам семьи собственника могут быть предоставлены отдельные комнаты в квартире собственника, установлен порядок пользования общими помещениями в квартире, определен размер расходов члена семьи собственника на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и т.д.

В связи с тем, что Жилищный кодекс Российской Федерации не устанавливает специальных требований к порядку заключения такого соглашения, а также к его форме и условиям, то исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ к таким соглашениям применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации о гражданско-правовых сделках, в силу требований статей 153 -181 ГК РФ.

Аналогичные правила следует применять и к соглашению собственника жилого помещения с членами его семьи об ответственности по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением, возможность заключения которого предусмотрена ч.3 ст.31 ЖК РФ, а также к соглашению между собственником жилого помещения и бывшим членом его семьи о сохранении права пользования жилым помещением, в силу части 4 статьи 31 ЖК РФ.

Согласно ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной Войны и участников Великой Отечественной Войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.03.2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального Фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ.

В соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 года №614 «Об утверждении правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий РФ по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов и в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, Постановлением Администрации Ростовской области от 03.08.2007 года №312 утверждено Положение о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Данное положение определяет форму, и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Ростовской области, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, за счет субвенций из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации, путем предоставления мер социальной поддержки при оплате сделок по договорам купли-продажи, мены, долевого участия в строительстве многоквартирных домов, подлежащих сдаче в текущем финансовом году. Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляются в форме субсидий. Получение субсидий является добровольным и носит заявительный характер. Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии является заявление, поданное гражданином, относящимся к категориям указанным в п.2 Положения на имя руководителя уполномоченного органа Министерства труда и социального развития Ростовской области по установленной форме, а так одновременно других указанных в постановлении документов.

Судом установлено и подтверждается материалами учетного дела, что истица обратилась в Администрацию ... с заявлением о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма и пакетом документов требуемых для постановки на учет 26.01.2010 года.

Из представленного суду представителем Администрации ... учетного дела следует, что истица на момент обращения 26.01.2010 года проживала в изолированной квартире № в доме № по ... в ... общей площадью 80,3 кв.м., жилой площадью 59,2 кв.м.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии № от Дата года указанное жилое помещение на момент обращения в Администрацию ... принадлежало истице и ее дочери К. в равных долях. В соответствии с копией лицевого счета от Дата года в квартире № по ... ... зарегистрированы и проживают 5 человек: Могутина В.Е., К.., Ю.В.., Я.Ю.., Е.Ю. Таким образом, на каждого члена семьи зарегистрированного и проживающего по указанному адресу приходится 16 кв.м. общей площади жилого помещения, что превышает учетную норму, установленную Решением Городской Думы ... от 29.09.2005 года №109 в размере 10 кв.м.

На момент рассмотрения дела, истицей суду представлены документы подтверждающие, что она уже не является собственником указанной выше квартиры № в доме № по ... в ... общей площадью 80,3 кв.м., жилой площадью 59,2 кв.м.

Анализируя представленные доказательства, суд установил, что на основании решения №191 от 28 мая 1986 года М. - умершему супругу Могутиной В.Е. на семью из 4-х человек была выделена квартира № в доме № по ... в ....

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права указанное жилое помещение принадлежало Могутиной В.Е. и ее дочери - К. в равных долях. Зарегистрированы и проживают в указанной выше квартире - Могутина В.Е., дочь - К., зять - Ю.В., внучка - Я.Ю.., внук - Е.Ю.

После смерти мужа в порядке наследования Могутина В.Е. и её дочь - К. стали собственниками по 1/2 доли указанной выше квартиры.

Согласно договора дарения от Дата года К. подарила принадлежащую ей 1/2 долю квартиры своей матери - заявителю Могутиной В.Е..

Согласно договора купли продажи квартиры от Дата года Могутина В.Е. продала своему зятю Ю.В. и дочери - К., действующей в интересах несовершеннолетних Е.Ю. и Я.Ю, квартиру общей площадью 80,3 кв.м., жилой площадью 59,2 кв.м. Оплата по договору купли продажи квартиры от Дата года производилась из Федерального бюджета по программе «Государственные жилищные сертификаты» Дата года со счета Ю.В., который является бывшим военнослужащим.

По информации Управления Социальной защиты населения ... истица Могутина В.Е., являясь вдовой инвалида Великой Отечественной Войны, не состоит на квартирном учете, в общеобластном списке граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий не внесена и с заявлением о получение субсидий для улучшения жилищных условий не обращалась.

Анализируя изложенное суд полагает, что правовых оснований для удовлетворения заявления Могутиной В.Е. о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязании поставить на квартирный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечить жилым помещением не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Могутиной В.Е. к Администрации ..., Министерству Труда и социального развития ..., Министерству территориального развития архитектуры и градостроительства ... о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязании поставить на квартирный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы.

Председательствующий судья Курасова Е.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200