о признании права пользования жилым помещением.



Д-2-5963/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 октября 2010 г. Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Ядыкин Ю.Н.,

при секретаре Савченко О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Верещагиной Н.А. к Администрации <адрес> о признании права пользования жилым помещением и обязании заключить договор социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Верещагина Н.А. обратилась в суд с иском к Администрации <адрес> о признании права пользования квартирой, ссылаясь на следующие основания иска:

Истица проходила военную службу в должности начальника склада 365 отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения (<данные изъяты>). Эта войсковая часть с ДД.ММ.ГГГГ подлежала расформированию, а ее должность сокращению, она подлежала увольнению с военной службы по организационно-штатным мероприятиям. В связи с данными обстоятельствами Ростовской КЭЧ района согласно списков военнослужащих <данные изъяты>, нуждающихся в получении жилой площади и подлежащих увольнению с военной службы в 2009 году, была выделена для <данные изъяты> квартира по адресу: <адрес>, и решением жилищной комиссии <данные изъяты> № от 12.10.2009г. ей была распределена эта квартира, а 12.10.2009 года список распределения данной жилой площади был утвержден начальником Таганрогского гарнизона.

28.10.2009 года Ростовская КЭЧ района направила ходатайство исх. № в Администрацию <адрес> о принятии постановления для заключения с ней договора социального найма. На протяжении длительного времени, с октября 2009 года по настоящее время Администрация <адрес> не принимает решения о заключении с ней договора социального найма на указанную квартиру. В адрес Ростовской КЭЧ района Администрацией <адрес> направляются запросы с требованием предоставить дополнительно разного рода справки о подтверждении различных сведений. В результате рассмотрения всех предоставленных Ростовской КЭЧ района документов Администрацией <адрес> отказано в принятии решения о предоставлении ей муниципального жилого помещения № по <адрес>у, 3 по договору социального найма, со ссылкой на нарушение требований действующего законодательства при принятии жилищной комиссией <данные изъяты> решения № от ДД.ММ.ГГГГ. С таким выводом Администрации <адрес> она не согласна по следующим основаниям:

В п.12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом министра обороны РФ от 15.02.2000г. №, указано, что военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. Указанным военнослужащим при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди. Этот пункт Инструкции уже являлся предметом судебного рассмотрения и решением Верховного Суда РФ от 31.05.2001г. № ВКПИ01-40 признан соответствующим законодательству. В соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Таким федеральным законом является ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с п.1 ст.15 которого государство гарантирует военнослужащим, увольняемым по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, предоставление в собственность жилых помещений по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Согласно п.1 ст.23 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. Анализ указанных норм приводит к выводу о том, что Федеральным законом «О статусе военнослужащих» военнослужащие выделены в особую категорию граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для которых установлен особый порядок реализации права на обеспечение жильем. При этом законодатель предоставил преимущественное право на получение жилья военнослужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим стаж военной службы 10 лет и более, которые увольняются по вышеперечисленным обстоятельствам. В определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ по делу №34-ВО8-9 указано: «Норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников)». Ссылка Администрации <адрес> на нормы ч.14 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», устанавливающей положение о том, что право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется военнослужащим один раз, вообще неправомочна, поскольку в полной редакции эта норма закона звучит так: «Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства». Поскольку ч.14 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» регламентирует порядок обеспечения жильем военнослужащих при перемене места жительства, то в данном случае положения этой статьи неприменимы. Кроме того, Администрацией <адрес> оставлен без внимания ответ начальника Ростовской КЭЧ района от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, в котором сообщается, что ее бывший муж ФИО3 и члены его семьи в период с 1992 года по настоящее время жилой площадью по линии МО РФ по Ростовской КЭЧ района не обеспечивались. Администрация <адрес> также ссылается на нормы статьи 53 ЖК РФ, которая предусматривает, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. ЖК РФ не приводит перечня таких действий, т.е. данный вопрос решается в каждом случае индивидуально с учетом имеющейся информации, подтвержденной документально. Какой-либо информации об намеренных действиях с ее стороны Администрация <адрес> в Ростовскую КЭЧ района не представила. Кроме того, в ВС РФ действует упомянутая Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями, которая устанавливает особенности учета военнослужащих. Пунктом 27 этой Инструкции установлено: «Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Военнослужащие, удерживающие жилые помещения по предыдущему месту военной службы, представляют копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справки бюро технической инвентаризации о наличии жилья на праве личной собственности по прежнему месту жительства. При рассмотрении вопроса об улучшении жилищных условий лиц, имеющих в данном гарнизоне жилое помещение, к рапорту прилагаются: копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справка о проверке жилищных условий и, при необходимости, справки (заключения) учреждений здравоохранения, санэпидстанций, бюро технической инвентаризации или КЭЧ района и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса». Все необходимые документы ею были предоставлены в жилищную комиссию в/ч 62276 при постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Отказ Администрация <адрес> в заключении с ней договора социального найма квартиры по причинам, оговоренным в ч.12 ст.1 Областного закона от 07.10.2005г. №36З-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» является также неправомерным, поскольку никаких сделок гражданско-правового характера с жилыми помещениями он не совершала. Своего жилья она не имела, а регистрация по месту жительства или отсутствие таковой не может служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Кроме того, в соответствии с п.3 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие до получения ими жилых помещений по их просьбам регистрируются по адресам воинских частей. Закон не связывает получение военнослужащими жилых помещений с необходимостью постановки их на регистрационный учет по месту прохождения военной службы, до обеспечения жилым помещением военнослужащий вправе состоять на регистрационном учете в любом месте, что не является основанием для снятия его с учета нуждающихся в получении жилых помещений по мотиву обеспеченности таковыми. Кроме того, у Администрации <адрес> отсутствуют правовые основы давать юридическую оценку действиям органов военного управления.

Верещагина Н.А. просит суд признать за ней право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, распределенным ей решением жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) и обязать Администрацию <адрес> в лице МУП «Жилищно-эксплуатационное управление» <адрес> заключить с ней договор социального найма на эту квартиру.

В судебное заседание истица не явилась, дело просила рассмотреть в ее отсутствие, с участием ее представителя Тумакова Ю.С.

Представитель истицы Тумаков Ю.С. исковые требования поддержал. В дополнение к изложенному в исковом заявлении пояснил, что брачные отношения истицы с бывшим мужем ФИО3 фактически были прекращены около десяти лет назад, когда ФИО3 служил в <адрес>, хотя официально они расторгли брак в январе <данные изъяты> года. Брачным договором от ДД.ММ.ГГГГ у них был установлен режим раздельной собственности супругов как на уже имеющееся, так и на будущее имущество. Истица не является собственником и не имеет права пользования квартирой по адресу: <адрес>, в которой ее бывший муж проживает со своей семьей. Эту квартиру ФИО3 приобрел за свои средства по договору инвестирования строительства жилья от ДД.ММ.ГГГГ и она ему была передана застройщиком ДД.ММ.ГГГГ В тот период времени ФИО3 служил в <адрес> и с его согласия истица некоторое время пользовалась этой квартирой, поскольку квартира пустовала, и была в ней зарегистрирована. Затем муж вселился в эту квартиру со своей новой семьей, а она оставалась там зарегистрированной, но проживала в <адрес>, где снимала жилье.

Представитель Администрации <адрес> ФИО5 исковые требования не признал, представил письменные возражения на иск за подписью начальника отдела по жилищной политике и ипотечному кредитованию ФИО6, в которых указывается следующее:

В Администрацию <адрес> обратилась Ростовская КЭЧ района с ходатайством от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении решения жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о распределении муниципальной однокомнатной <адрес>у, <адрес> старшему прапорщику Верещагиной Н.А. Основания и порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями регулируются Жилищным кодексом РФ, ФЗ «О статусе военнослужащих» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Документы, представленные в Администрацию <адрес>, не подтверждают права Верещагиной Н.А. состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 07.03.1996 года по следующим основаниям:

В соответствии с ч.4 ст.52 ЖК РФ с заявлением о принятии на квартирный учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Верещагиной Н.А. не представлены документы с прежнего места жительства по <адрес> в <адрес>, где она проживала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. Исходя из нормы, установленной ч.14 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» о том, что право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется военнослужащим один раз, в деле отсутствует подтверждение, что Верещагина Н.А. не обеспечивалась жильем за счет средств Министерства обороны РФ, как член семьи военнослужащего Верещагина В.А., находясь с ним в браке с 1982 года до ДД.ММ.ГГГГ. Статья 53 ЖК РФ предусматривает, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В соответствии с ч.12 ст.1 Областного закона от 07.10.2005 №363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» граждане (в том числе члены семьи), которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. При предоставлении гражданам, намеренно ухудшившим свои жилищные условия, жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пятнадцать лет, предшествующие предоставлению таким гражданам жилого помещения по договору социального найма. Иными словами, при решении вопроса об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих должны учитываться ранее выделенные жилые помещения, что не исследовано жилищной комиссией войсковой части <данные изъяты> при принятии решения № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении муниципальной однокомнатной <адрес>у, <адрес> старшему прапорщику Верещагиной Н.А., поэтому просит суд в удовлетворении исковых требований Верещагиной Н.А. отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель Администрации <адрес> пояснил, что брачный договор и документы на квартиру <адрес> в <адрес> истица в Администрацию <адрес> не представляла, поэтому при принятии решения об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма эти документы не учитывались.

3-и лица - Ростовская КЭЧ района и МУП «ЖЭУ» <адрес> дело просили рассмотреть в отсутствие их представителей. Ростовская КЭЧ района направила письменный отзыв на иск Верещагиной Н.А., в котором имеются ссылки на установленный порядок обеспечения жильем военнослужащих и высказано мнение, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку Ростовской КЭЧ района были проверены все документы, предоставленные жилищной комиссией войсковой части, и каких-либо нарушений при постановке Верещагиной Н.А. на квартирный не было установлено, жилищная комиссия войсковой части <данные изъяты> и Ростовская КЭЧ района располагают всей необходимой информацией для решения вопроса о признании увольняемого с военной службы военнослужащего нуждающимся в жилом помещении.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд признает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В ходе судебного разбирательства установлено, что сомнения сотрудников Администрации <адрес> в правомерности распределения истице Ростовской КЭЧ района на основании решения жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> были вызваны непредоставлением документов, свидетельствующих об отсутствии у истицы права пользования квартирой по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности бывшему супругу истицы. По этой причине между Ростовской КЭЧ района и Администрацией <адрес> с октября 2009 года ведется переписка по вопросу заключения с истицей договора социального найма квартиры, но самой истице не предлагалось представить в Администрацию <адрес> документы, подтверждающие отсутствие права пользования квартирой по <адрес>. Такие документы: брачный договор между истицей и ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО3 и застройщиком - индивидуальным предпринимателем ФИО8 договор об инвестировании строительства жилья от 16.12.1999г. и соглашение об исполнении обязательств по этому договору от 17.01.2001г. Брак истицы с ФИО3 расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, а представленные в судебное заседание документы свидетельствуют, что квартира по адресу: <адрес> не является их совместно нажитым имуществом, поэтому истица, как бывший член семьи собственника этой квартиры, в силу ч.4 ст.31 ЖК РФ не имеет права пользования этой квартирой.

Следует отметить, что упомянутый брачный договор был заключен в период между введением в действие части 1 ГК РФ, которой предусматривалась возможность заключения таких договоров, но не устанавливалось их обязательное нотариальное удостоверение, и введением в действие Семейного кодекса РФ, поэтому этот брачный договор является действительным. В судебном заседании осмотрен подлинник брачного договора, который по состоянию бумаги и машинописному тексту не вызывает сомнения, что этот договор был заключен много лет назад.

Никто не оспаривает и то обстоятельство, что фактически семья истицы распалась много лет назад, и при разрешении вопроса об обеспечении ее жильем при увольнении с военной службы это было известно жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> и Ростовской КЭЧ района. Истице распределена однокомнатная квартира, на состав семьи 1 человек. Доводы истицы о том, что она подлежала увольнению, но не могла быть уволена с военной службы без обеспечения ее жилым помещением, являются законными и обоснованными, подтверждены материалами дела и изложенными в исковом заявлении положениями ФЗ «О статусе военнослужащих» и Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом министра обороны РФ от 15.02.2000г. №80. Для предоставлении истице жилого помещения при увольнении с военной службы, как нуждающейся в обеспечении жильем, не имеет существенного значения дата постановки ее на квартирный учет.

Таким образом, истице не может быть отказано в предоставлении ей на условиях социального найма квартиры по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.

Поскольку полномочия Администрации <адрес> на заключение договоров социального найма находящихся в муниципальной собственности жилых помещений переданы МУП «ЖЭУ» <адрес>, обязанность по заключению с истицей договора социального найма квартиры следует возложить на Администрацию <адрес> в лице МУП «ЖЭУ».

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст.194-199, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Верещагиной Н.А. право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, <адрес>, распределенным ей решением жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) и обязать Администрацию <адрес> в лице МУП «Жилищно-эксплуатационное управление» <адрес> заключить с ней договор социального найма на эту квартиру.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение десяти дней.

Федеральный судья Ядыкин Ю.Н.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200