о перерасчете сумм по потери кормильца



К делу № 2-840-11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2011 года

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Полиёвой О.М.,

при секретаре судебного заседания Яровой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гуденко С.В. к УСЗН г. Таганрога о перерасчете сумм по потере кормильца,

У С Т А Н О В И Л:

Гуденко С.В. обратилась в суд с требованием к УСЗН г. Таганрога о перерасчете сумм по потере кормильца. В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее муж х, являвшийся инвалидом 2-й группы вследствие ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Вплоть до смерти ее мужа УСЗН г. Таганрога выплачивало ему ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью в размере <данные изъяты>., установленном решением Таганрогского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в УСЗН г. Таганрога с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации по потере кормильца. С этой даты УСЗН г. Таганрога назначило истице суммы по потере кормильца в размере <данные изъяты> руб. Размер компенсации был рассчитан ответчиком: <данные изъяты> <данные изъяты> руб. Полагает, что право на получение ежемесячных сумм по потере кормильца является производным от права ее мужа на получение сумм возмещения вреда здоровью, а у ее мужа, как следует из его удостоверения, это право возникло гораздо ранее, чем 15.02.2001 г. Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001г. №5-ФЗ регулирует только отношения, связанные с возникновением именно первичных прав на получение сумм в возмещение вреда здоровью у самих инвалидов-чернобыльцев, а не производных прав их нетрудоспособных иждивенцев. А поскольку, как полагает истица, ее право производно от права мужа, то не имеет никакого значения, когда оно у нее возникло.

В связи с чем, считает, что размер компенсации по потере кормильца должен рассчитываться исходя не из <данные изъяты> руб., а исходя из тех сумм, которые фактически получал ее муж, т.е. исходя из <данные изъяты>

Поэтому просит суд взыскать с ответчика за счет средств федерального бюджета задолженность по суммам по потере кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., обязать ответчика выплачивать ей ежемесячно за счет средств федерального бюджета, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, сумму по потере кормильца в размере <данные изъяты> с последующим увеличением в порядке, установленном действующим законодательством.

В судебном заседании истица Гуденко С.В. и ее представитель Вергелес А.Е., допущенный к участию в деле по устному заявлению в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, исковые требования поддержали и просили суд иск удовлетворить.

Представитель ответчика Дубовской С.С., действующий по доверенности № 1721 от 14.04.2010 г., иск не признал, суду пояснил, что согласно части 2 ст. 14 базового чернобыльского Закона, в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число. Таким образом, размер сумм, получаемых по потере кормильца, устанавливается исходя из сумм, указанных в пункте 15 части 1 статьи 14 чернобыльского Закона, а не из сумм возмещения вреда здоровью, получаемых при жизни кормильцем. Истица является вдовой х, инвалида 2-й группы вследствие ЧАЭС, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Для инвалидов 2-й группы указанной нормой установлена сумма в размере 2500 рублей. Именно из этой суммы и была рассчитана с ДД.ММ.ГГГГ полагающаяся истице часть, а именно 1/2 часть, т.е. 1250 рублей, которая была проиндексирована в соответствии с действующим законодательством на коэффициенты: 1,38; 1,11; 1,09; 1,08; 1,105; 1,13 и 1,1 и составила 3095,97 руб. В соответствии с ч.1 ст.2 ФЗ от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ, право выбора, в каком размере получать суммы возмещения вреда (в твердом размере, определенном п. 15 ч.1 ст. 14 чернобыльского Закона, или в ранее назначенном) предоставлено только тем гражданам, которым их суммы были назначены до вступления в силу ФЗ от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ, т.е. до 15.02.2001 г. Истице ее суммы были назначены только в 2010 году, следовательно, она вправе их получать только исходя из твердых сумм, определенных п. 15 ч.1 ст. 14 Базового чернобыльского закона, т.е. исходя из 2500 руб. с дальнейшей индексацией в порядке, установленном Правительством РФ. Просит в иске отказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из статей 1, 2 и 7 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

Так, впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда было закреплено в пункте 25 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ, введенном в действие с 2 марта 1996 г.

Названная норма Закона сама по себе только устанавливала право на компенсации, а в части определения размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, отсылала к законодательству Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с производством, то есть к Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г. (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 180-ФЗ).

Кроме того, пункт 25 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ) допускал возможность исчисления возмещения вреда из условного месячного заработка, если период работы в зоне отчуждения составлял менее одного полного календарного месяца.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", введенным в действие с 15 февраля 2001 г., в базовый Закон были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми пункт 25 статьи 14 изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка.

Статья 14 базового Закона была дополнена новой частью второй следующего содержания: "В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число".

Из содержания названной нормы видно, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15 февраля 2001 г. не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после 15 февраля 2001 г. редакцией пункта 25 части первой статьи 14 Закона, а с 1 января 2005 г. на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ редакцией пункта 15 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Из изложенного следует, что размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной в настоящее время пунктом 15 части первой статьи 14 базового Закона.

Согласно п. 15 ст. 14 базового Закона, установлена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах:

инвалидам I группы - 5 000 рублей;

инвалидам II группы - 2 500 рублей;

инвалидам III группы - 1 000 рублей.

Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой настоящей статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В связи с чем, суд соглашается с доводами представителя УСЗН г. Таганрога, что размер сумм, получаемых по потере кормильца устанавливается исходя из сумм, указанных в пункте 15 части 1 статьи 14 базового Закона, а не из сумм возмещения вреда здоровью, получаемых при жизни кормильцем.

Как установлено в судебном заседании, истица приходится супругой х, инвалида 2-й группы вследствие ЧАЭС, умершего ДД.ММ.ГГГГ

Именно из этой суммы и надлежит рассчитывать с 26.10.2010 г. полагающуюся истице часть, а именно 1/2 часть от 2500 руб., т.е. 1250 рублей, проиндексированная на коэффициенты: 1,38; 1,11; 1,09; 1,08; 1,105; 1,13 и 1,1 и составила 3095,97 руб., которая и выплачивается истице органами социальной защиты населения г. Таганрога, что подтверждается представленной истицей справкой №, выданной УСЗН г. Таганрога ДД.ММ.ГГГГ

В связи с тем, что законодательством не предусматривалась возможность назначения возмещения вреда членам семьи умершего инвалида-чернобыльца исходя из денежной суммы, которая ему была сохранена после 15 февраля 2001 г., сама Гуденко С.В. до 15 февраля 2001 г. получателем денежной компенсации возмещения вреда в связи со смертью кормильца не являлась, впервые обратилась за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ, назначение и выплата данной компенсации должны были осуществляться исходя из суммы компенсации, предусмотренной в настоящее время пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Таким образом, оснований для определения иного размера компенсационных выплат, судом не установлено.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Гуденко С.В. необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Гуденко С.В. к УСЗН г. Таганрога о перерасчете сумм возмещения вреда, - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ростовский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Таганрогский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий подпись

Решение суда изготовлено в окончательной форме 21.01.2011 г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200