о признании деятельности незаконной.



Д-2-943/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 февраля 2011 г. Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Ядыкин Ю.Н.,

с участием прокурора Кривошапко Л.Л., адвоката Самойленко Е.Д.,

при секретаре Савченко О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты>» о признании деятельности незаконной и обязании получения разрешения на выброс в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ,

УСТАНОВИЛ:

Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ООО «<данные изъяты>» о признании деятельности незаконной и обязании получения разрешения на выброс в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, ссылаясь на следующие обстоятельства:

Проверкой, проведенной межрайонной природоохранной прокуратурой, установлены нарушения требований экологического и санитарного законодательства в деятельности ООО «<данные изъяты>», при осуществлении деятельности которым по монтажу металлических строительных конструкций, техническому обслуживанию и ремонту машин для сельского хозяйства образуются опасные отходы и выбросы вредных веществ в атмосферный воздух. В частности установлено, что ООО «<данные изъяты>» осуществляет хозяйственную деятельность без разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, а также без разработки нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам, в связи с чем, грубо нарушается законодательство в сфере охраны окружающей среды. Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна основываться, в частности, на следующих принципах: обязательность проведения оценки воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; презумпция экологической опасности любой планируемой хозяйственной и иной деятельности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде. Статьей 23 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ предусмотрено, что выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В соответствии с п.3 ст.12 и ст.14 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специального уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством РФ. Согласно ч.3 ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 №183, нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются и утверждаются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам. Статьей 30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ установлено, что юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена (ч.5 ст.14, ч.7 ст.15 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ). Проверкой установлено, что отопление производственных участков ООО «<данные изъяты>» осуществляется газовыми котлами СКТГ-31,5 (2 ед.) и КСГ-50 «ЛЕМАКС» (2 ед.). При работе газового оборудования в атмосферу поступают следующие загрязняющие вещества: оксиды азота и углерода, сернистый ангидрит и бенз/а/пирен. Помещения сварочного, механосборочного, слесарного участков, котельной являются организованными стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В результате прогрева двигателей автотранспортных средств, работы на холостом ходу, пробега по территории выделяются в атмосферу: свинец и его соединения, ангидрид сернистый, углеводороды предельные С1-С5, диоксиды азота, оксид углерода, сажа, бензин и керосин. Организованный отвод загрязненного воздуха от производственных помещений осуществляется через трубы приточно-вытяжных вентиляционных систем рабочего оборудования: сварочные полуавтоматы дуговой сварки ПДВ-351, фрезерный, сверлильный, заточный и токарный станки, котлы газовые. Неорганизованным источником выброса является стоянка автотранспорта. ООО «<данные изъяты>» осуществляет деятельность без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Частью 2 ст.24 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ установлено, что юридические лица обязаны приостановить или прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила. Таким образом, свою деятельность ООО «<данные изъяты>» осуществляет при отсутствии: разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В связи с отсутствием требуемых законом документов, ООО «<данные изъяты>» не выполняются мероприятия по охране атмосферного воздуха и предотвращению вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, не исключается возможность превышения источником загрязнения атмосферного воздуха гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов. Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.41 Конституции РФ и гарантированные государством. ООО «<данные изъяты>» зарегистрировано по адресу: <адрес>, а фактически осуществляет деятельность по <адрес> <адрес> <адрес> в жилой зоне, поэтому круг лиц, которые находятся или могут находиться в непосредственной близости к месту осуществления деятельности, не ограничен. Таким образом, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц. В силу ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ прекращение в полном объеме эксплуатации при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда. Также в силу ст.1065 ГК РФ и ст.80 ФЗ «Об охране окружающей среды» невыполнение требований природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем, что является основанием для приостановления соответствующей деятельности в судебном порядке.

Ссылаясь на ст.45 ГПК РФ, ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просил суд:

1. Признать незаконной деятельность по монтажу металлических строительных конструкций, техническому обслуживанию и ремонту машин для сельского хозяйства, осуществляемую обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» без разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, а также без разработки нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам, без разработки и утверждения программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил.

2. Обязать общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу, привести деятельность в соответствие с требованиями действующего законодательства, посредством совершения следующих действий:

- провести инвентаризацию источников выброса в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ;

- получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- разработки и утверждения проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух санитарным правилам.

В судебном заседании старший помощник межрайонного природоохранного прокурора ФИО1 исковые требования уменьшил, с учетом проведенной ответчиком работы по инвентаризацию источников выброса в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ и полученного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух санитарным правилам. Просит суд признать деятельность ООО «<данные изъяты>» без разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу незаконной; обязать ООО «<данные изъяты>» произвести все необходимые действия для получения в установленном порядке разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представители ООО «<данные изъяты>» ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и адвокат Самойленко Е.Д. исковые требования не признали, ссылаясь на то, что спора в данном случае нет, поскольку ответчик уже предпринял меры для получения в установленном порядке разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Пояснили, что ООО «Агро-Тех» получено санитарно-эпидемиологическое заключение № от 14.01.2011г. о том, что проект нормативов предельно-допустимых выбросов веществ в атмосферу для ООО «<данные изъяты>» соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Проводится экспертиза по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и проекту предельно допустимых выбросов. В ближайшее время, после получения экспертного заключения документы будут сданы для получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд признает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Объяснениями сторон и материалами дела подтверждено, что ООО «<данные изъяты>» осуществляет деятельность, при которой в соответствии со статьей 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. ООО «<данные изъяты>» такого разрешения не имеет, что представителями ответчика не оспаривается.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что деятельность ООО «<данные изъяты>» без разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу является незаконной. Доводы представителей ответчика о том, что ведется работа для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, и представленные доказательства, подтверждающие проведение такой работы, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска. Получение ответчиком санитарно-эпидемиологического заключения по проекту нормативов предельно-допустимых выбросов и проведение в Департаменте Росприроднадзора по ЮФО экспертизы документов для последующего получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу не опровергает, а подтверждает обоснованность требований прокурора. Из обстоятельств дела следует, что до прокурорской проверки ООО «<данные изъяты>» неправомерно не предпринимало мер для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу и нарушало установленные статьей 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» принципы деятельности юридических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, в частности принципы презумпции экологической опасности хозяйственной деятельности и платности природопользования.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрен такой способ защиты права как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Обязание выполнить предусмотренные законом обязанности также является способом защиты права. Поэтому уточненные требования прокурора являются законными и обоснованными, и подлежат удовлетворению.

В силу ст.103 ШПК РФ и ст.333.19 НК РФ с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты>» удовлетворить.

Признать деятельность ООО «<данные изъяты>» без разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу незаконной.

Обязать ООО «<данные изъяты>» произвести все необходимые действия для получения в установленном порядке разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ООО «<данные изъяты>» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 28 февраля 2011 года.

Федеральный судья Ядыкин Ю.Н.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200