К делу № 2-7302-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 декабря 2010 года
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Исаева С.Н.,
при секретаре судебного заседания Магомедове С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заявлению Ткачевой Л.Е. о признании незаконным бездействия Администрации г. Таганрога,
У С Т А Н О В И Л:
Ткачева Л.Е. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации г. Таганрога. В обоснование заявления указала, что по адресу <адрес> производится незаконное строительство двух многоквартирных домов на земельном участке, арендатором которого является ООО «ТД «Звезда-Стрела». Факт несоответствия возведенных зданий первоначальному проекту и факт отсутствие государственной строительной экспертизы установлен вступившим в силу решением Таганрогского городского суда от 06.10.2010 года (судья Ю.Н., дело № Д-2-5257/10) 06.10.2010 года. Согласно ответу Региональной службы строительного надзора Ростовской области от 24.08.2010 г. № 3130, проверкой было установлено обустройство стен 4 этажа, службой возбуждено дело об административном правонарушении в отношении директора А.В. и выдано предписание о приостановке строительства до получения разрешения на строительство в соответствии с требованиями ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Согласно ответу, контроль за планировкой и застройкой территорий муниципальных образований, соблюдение требований градостроительных норм при размещении объектов капитального строительства возложен на органы местного самоуправления, в данном случае на Администрацию г.Таганрога.
ООО «ТД «Звезда-Стрела» получены в Управлении архитектуры Администрации города Таганрога разрешения на строительство 1-й очереди 30-квартирного трехэтажного жилого дома <дата> № №; <дата> на подготовительные работы для последующего строительства № №; <дата> на строительство второй очереди 51-квартирного 3-х этажного жилого дома № №. На самом деле производится строительство двух четырехэтажных домов на 40 и 68 квартир соответственно.
В соответствии с п. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ «Проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу».
В соответствии с пп. 3 п.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ «Государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования».
В соответствии со п.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ строительство и реконструкция осуществляются на основании разрешения на строительство. Для получения такого решения при строительстве домов, не подпадающих под п.2 ст.48 ГрК РФ, необходимо проведение государственной экспертизы проектной документации.
Строительства четвертого этажа первоначальным проектом не предусматривалось, он возник позже, уже после получения разрешения на строительство. Ведение строительных работ осуществляется, таким образом, без наличия необходимых разрешительных документов.
По данному вопросу состоялись встречи с представителями Управления архитектуры и Мэром Таганрога Федяниним Н.Д., на которых все указанные сведения были им сообщены и необходимые документы переданы. Также в их адрес было направлено письменное заявление с требованием об отзыве разрешения на строительство. Но строительство продолжается, и в данных домах уже начинают продаваться квартиры.
В результате бездействия Администрации Таганрога может сложиться ситуация, когда решение о сносе самовольно возведенного дома может стать неисполнимым, поскольку добросовестные приобретатели квартир не получат возмещения своих убытков, понесенных по вине Администрации и застройщика. Аналогичные случаи в городе имеются. Бездействие носит длящийся характер.
Права Ткачевой Л.Е. затронуты тем, что искусственное уплотнение жителей на ранее общей территории её дома <адрес> и снесенного дома Р<адрес> после завершения строительства, не позволит соблюсти нормативы по плотности, установленные градостроительными нормами, что нарушит её право на благоприятную среду обитания.
Часть 1 ст. 1065 ГК РФ устанавливает, что причинение вреда в будущем может явиться основанием к предъявлению требований о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 254 ГПК РФ просила признать незаконным бездействие Администрации города Таганрога в вопросе отзыва ранее выданного разрешения на строительство и запрете на продолжение строительства до получения новой разрешительной документации, взыскать с Администрации города Таганрога понесенные судебные расходы.
Представитель заявителя Пономарев А.В. в судебном заседании доводы заявления поддержал и просил его удовлетворить.
Представитель Администрации г. Таганрога - Штоколова Т.Ю. возражала против удовлетворения заявления.
Представитель ООО «Торговый дом Звезда-Стрела» Резников М.И. также возражал против удовлетворения заявления.
Заявитель, представители Региональной службы государственного строительного надзора и Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Дело в отношении не явившихся лиц рассмотрено в порядке ст. 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом по адресу: <адрес> производится строительство двух многоквартирных домов на земельном участке, арендатором которого является ООО «ТД «Звезда-Стрела».
Заявитель ссылается на ответ Региональной службы строительного надзора Ростовской области от 24.08.2010 г. № 3130, из которого следует, что проверкой было установлено обустройство стен 4 этажа, службой возбуждено дело об административном правонарушении в отношении директора А.В. и выдано предписание о приостановке строительства до получения разрешения на строительство в соответствии с требованиями ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Согласно ответу, контроль за планировкой и застройкой территорий муниципальных образований, соблюдение требований градостроительных норм при размещении объектов капитального строительства возложен на органы местного самоуправления, в данном случае на Администрацию г. Таганрога.
В соответствии со ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Согласно ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется Федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами субъекта Российской Федерации.
В силу п. 6 указанной статьи по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;
4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;
6) принятие решений о развитии застроенных территорий.
В силу п. 4 ст. 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления обязаны:
1) предоставлять по запросу органа, осуществляющего контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, необходимые для осуществления контроля документы и материалы;
2) направлять в орган, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, копии документов территориального планирования, правил землепользования и застройки на бумажном или электронном носителе в двухнедельный срок после их утверждения в установленном порядке;
3) оказывать содействие должностным лицам органа, осуществляющего контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в их работе.
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по отзыву разрешения на строительство в случае выявления каких-либо нарушений в ходе проведения строительных работ.
При таких обстоятельствах, не может идти речь о незаконном бездействии органа местного самоуправления.
Довод заявителя о нарушении прав на благоприятную среду обитания не может являться основанием для признания бездействия незаконным, поскольку как уже установлено, действующим законодательством обязанность по совершению действий в виде отзыва разрешения на строительство на орган местного самоуправления не возложена.
Таким образом, суд находит заявление Ткачевой Л.Е. необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Ходатайство о взыскании судебных расходов также подлежит оставления без удовлетворения, поскольку отказано в удовлетворении заявления о признании бездействия незаконным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Ткачевой Л.Е. о признании незаконным бездействия Администрации г. Таганрога - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Таганрогский городской суд Ростовской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: