защита прав потребителей



К делу № 2-4054-10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 ноября 2010 года

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе

председательствующего судьи Исаева С.Н.,

при секретаре судебного заседания Магомедове С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТГОО «Таганрогская лига потребителей» в интересах Надолинского В.Н., Надолинской А.Ф. к ООО «Управляющая компания «Центр коммунальных услуг» о защите прав потребителей,

У с т а н о в и л:

ТГОО «Таганрогская лига потребителей» в интересах Надолинского В.Н., Надолинской А.Ф. обратилась в суд с иском к ООО «ЦКУ» о защите прав потребителей. В обоснование исковых требований указала, что Надолинский В.Н. и Надолинская А.Ф. на общей долевой собственности являются собственниками квартиры <адрес>. Согласно акту приема-передачи узла учета тепловой энергии № 8271 от 22.12.2009 г. в доме по <адрес> 09.07.2009 г. был установлен узел учета тепловой энергии и 07.12.2009 г. он был принят ООО «ЦКУ» в эксплуатацию.

09.07.2009 г. по акту приема-передачи технической документации и оборудования на узел учета тепловой энергии подрядная организация ООО предала ООО «ЦКУ» техническую документацию и смонтированный узел учета тепловой энергии.

Согласно п. 2 ст. 13 ФЗ № 262-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» приборы учета должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Однако ответчик данный требования не выполнил.

10.03.2010 г. заместитель начальника Госжилинспекции области В.Н. вынес представление № 241 об устранении нарушений жилищного законодательства и потребовал от ответчика принять срочные меры к вводу в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии. Однако ответчик требований представления не исполнил.

Потребители сначала неоднократно устно, а затем и письменно обращался к ответчику с просьбой производить им начисление оплаты за отопление согласно показаниям установленного в доме узлу учета тепловой энергии.

На заявление потребителей письмом № 227 от 29.12.2009 г. и.о. генерального директора ООО «ЦКУ» Л.А. сообщила потребителям о том, что с 01.01.2010 г. расчет за отпущенное тепло будет производиться по показаниям узла учета. Затем письмом № 329 от 01.02.100 г. генеральный директор ООО «ЦКУ» Л.А.. сообщила потребителям, что с 05.02.2010 г. оплата за отопление жителям дома будет производиться согласно п. 25 раздела 3 Постановления № 307 от 23.05.2006 г., то есть ежемесячно в течении года по 1/12 исходя из норматива потребления тепловой энергии с обязательной корректировкой оплаты один раз в год.

Неоднократные письменные объявления ООО «УК «ЦКУ» размещенные на подъездах дома об оплате за отопление по показаниям узла учета, установленного в доме ответчиком не выполняются и оплата потребителям начисляется по тарифам ежемесячно в течении года.

Ненадлежащие услуги причиняют потребителям нравственные страдания.

ТГОО «ТЛП» просила суд обязать ответчика производить начисление оплаты за отопление Надолинскому В.Н. и Надолинской А.Ф. по показаниям узла учета тепловой энергии, взыскать с ответчика в пользу Надолинского В.Н. и Надолинской А.Ф. компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб. в пользу каждого, взыскать с ответчика в пользу Надолинского В.Н. судебные расходы в сумме 2500 руб., штраф в размере 50 % от суммы взысканной в пользу потребителей, 50 % которой в пользу ТГОО «ТЛП».

В последствие ТГОО «ТЛП» увеличила исковые требования и просила суд обязать ответчика ввести в эксплуатацию узел учета тепловой энергии в жилом доме по <адрес> в течение 30 дней.

В судебном заседании представитель истцов - Мирвода Н.Г., истцы Надолинский В.Н. и Надолинская А.Ф. исковые требования поддержали, просили об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика - Беляев И.Б. возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на отсутствие оснований для их удовлетворения.

Привлеченные к участию в деле в качестве 3-их лиц - МУП «ЖЭУ» и ОАО «Таганрогский завод «Прибой» в судебное заседание представителей не направили. Дело в отношении не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела жилой многоквартирный дом по <адрес> находится в управлении ООО «УК «ЦКУ».

В силу п. 15 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 (в ред. от 29.07.2010 г.) размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Согласно п. 1 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ (в ред. от 27.07.2010 г.) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).

Согласно п. 2 ст. 13 указанного закона расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Истцы Надолинский В.Н. и Надолинская А.Ф. являются собственниками квартиры <адрес> по 2/3 и 1/3 доли каждый.

Как следует из материалов дела между ООО «УК «ЦКУ» и ОАО «Таганрогский завод «Прибой» 01.08.2008 г. заключен договор № 32 на поставку тепловой энергии, согласно которому Поставщик (ОАО «Таганрогский завод «Прибой») отпускает Управляющей компании (ООО «УК ЦКУ») тепловую энергию по адресу: <адрес> на нужды отопления и горячего водоснабжения через сети транспортирующей организации - МУП «Жилищно-эксплуатационное управление».

Требования истцов основаны на том, что в нарушение требований п. 2 Закона ответчик уклоняется от ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и последующего начисления оплаты за отопление по показаниям указанного узла учета.

В материалах дела имеется отзыв поставщика тепловой энергии (ОАО «Таганрогский завод «Прибой»), из которого следует следующее:

В соответствии с п.7.1. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 г. № Вк-4936, допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации (ОАО «Таганрогский завод «Прибой») в присутствии представителя потребителя (ООО УК «ЦКУ»). Для допуска узла учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить:

принципиальную схему теплового пункта;

проект на узел учета, согласованный с энергоснабжающей организацией;

паспорта на приборы узла учета;

документы о поверке приборов узла учета с Действующим клеймом госповерителя;

акт о соответствии монтажа требованиям Правил измерения расхода газов и жидкостей стандартными сужающими устройствами РД 50-213-80;

- смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя.

«24» декабря 2009 года в адрес ОАО «Таганрогский завод «Прибой» поступило письмо ООО УК «Центр коммунальных услуг» (исх. № 192 от 16.12.2009 г.) с предоставлением пакета документов узла учета тепловой энергии, установленного на тепловом узле жилого дома по адресу: <адрес>.

ООО УК «ЦКУ» не предоставило документы, подтверждающие работоспособность узла учета тепловой энергии и теплоносителя, что предусмотрено п.7.1. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя. Согласно п.7.3. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, в случае выявления несоответствия требованиям Правил узел учета в эксплуатацию не допускается.

«18» мая 2010 года по факсимильной связи было получено письмо ООО УК «ЦКУ» (исх. № 1097 от 18.05.2010 г.) с просьбой повторно направить представителя ОАО «Таганрогский завод «Прибой») 19.05.2010 г. в 11.00 часов на комиссию по приему узла учета тепловой энергии жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии с п. 7.6. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 г. № Вк-4936, вызов потребителем представителя энергоснабжающей организации для оформления допуска узла учета осуществляется не менее, чем за 5 дней до предполагаемого дня оформления узла учета.

Фактически выход по вышеуказанному адресу на комиссию по приему узла учета тепловой энергии жилого дома был осуществлен представителем ОАО «Таганрогский завод «Прибой» 21 мая 2010 года.

В ходе повторной процедуры, определяющей готовность узла учета тепловой энергии к эксплуатации, было установлено, что все также отсутствует Акт ввода в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии и не выполнены пуско-наладочные работы узла учета тепла монтажной организацией ООО «Гарант КС».

Данный факт был отражен в Акте от 21.05.2010 г. по вопросу ввода в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии. Дополнительно представителем ОАО «Таганрогский завод «Прибой» в Акте была сделана отметка о том, что в августе 2009 года при принятии МУП «ЖЭУ» узла учета от монтажной организации представители завода не приглашались.

Доводы, изложенные в отзыве, соответствуют материалам дела и фактическим обстоятельствам дела.

В ходе судебного разбирательства не нашел своего подтверждения факт того, что узел учета тепловой энергии в доме по <адрес> введен в эксплуатацию в установленном законом порядке.

В рамках дела были допрошены свидетели. Суд, оценив показания свидетелей, пришел к выводу, что они не опровергают того факта, что в установленном законом порядке узел учета не введен в эксплуатацию.

При таких обстоятельствах, суд находит, что требование истцов об обязании ответчика производить начисление оплаты за отопление по показаниям узла учета, не введенного в эксплуатацию в установленном законом порядке, не подлежит удовлетворению.

В тоже время, требование истцов об обязании ответчика ввести узел учета тепловой энергии в эксплуатацию в течение 30 дней, основано на положениях ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данное требование суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей» истцы имеют право на возмещение морального вреда, причиненного нарушением его прав.

Правоотношения, касающиеся вопроса ввода узла учета в эксплуатацию, регулируются ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данные правоотношения под действие Закона РФ «О защите прав потребителей» не подпадают.

При таких обстоятельствах, требование о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит.

Требования о возмещении судебных расходов подлежит удовлетворению. Что является судебными расходами установлено ст. 100 ГПК РФ, установившей, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик (ст.38 ГПК). В силу ст. 46 ГПК и ст. 45 ФЗ «О защите прав потребителей» ТГОО «ТЛП» имеет право обратиться в суд за защитой прав конкретного потребителя. Однако сам потребитель также является истцом по делу со всеми процессуальными правами и обязанностями, предусмотренными ГПК РФ. Надолинский В.Н. доверил представлять свои интересы ПБОЮЛ Мирвода Н.Г., заключив с ним договор и произведя соответствующую оплату, что подтверждается квитанцией.

При оценке разумности заявленных расходов на оплату услуг представителя, суд учитывает частичное удовлетворение исковых требований и полагает разумной сумму в 500 руб., которую и взыскивает с ответчика.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с ООО «УК «ЦКУ» в силу ст. 333.19 п.п. 1,3 НК РФ подлежит взысканию госпошлина в сумме 2000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ТГОО «Таганрогская лига потребителей» в интересах Надолинского В.Н., Надолинской А.Ф. к ООО «Управляющая компания «Центр коммунальных услуг» о защите прав потребителей, удовлетворить частично.

Обязать ООО «Управляющая компания «Центр коммунальных услуг» ввести в соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. в эксплуатацию узел учета тепловой энергии в жилом доме по <адрес> в течение 30 дней.

Взыскать с ООО «Управляющая компания «Центр коммунальных услуг» в пользу Надолинского В.Н. судебные расходы в сумме 500 руб.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с ООО «Управляющая компания «Центр коммунальных услуг» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 15 ноября 2010 г.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200