Решение об обязании согласования границ земельного участка.



Д-2-1445/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 марта 2011 г. Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Ядыкин Ю.Н.,

при секретаре Савченко О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попель И.М., Попель Д.Б. к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ об обязании согласования границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Попель И.М., Попель Д.Б. обратились в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ об обязании согласования границ земельного участка, ссылаясь на следующие обстоятельства:

Воинской части №, дислоцированной в <адрес>, был передан в постоянное (бессрочное пользование) земельный участок площадью 289563 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (<данные изъяты> на котором расположены объекты инженерной инфраструктуры и многоквартирные дома, в том числе и многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес>. Границы данного земельного участка не установлены в соответствии с требованием земельного законодательства. На основании постановления Правительства РФ №1131 от 06.10.1999г., в порядке установленном распоряжением Президента РФ от 18.03.1992г. №<данные изъяты>, в целях освобождения <адрес> квартирно-эксплуатационной части района от несвойственных ей функций по содержанию находящихся в ее ведении объектов социально-культурного и бытового назначения, <дата> были переданы в муниципальную собственностью <адрес> многоквартирные дома, объекты инженерной инфраструктуры (водопроводные насосные станции, котельные, трансформаторные подстанции, центральные распределительные подстанции, внутриквартальный водопровод, теплотрассы, кабельные и воздушные сети электроснабжения, объекты внешнего благоустройства) без земельных участков, на которых они расположены. Для реализации прав граждан Администрацией <адрес> в 2008 году за счет средств местного бюджета были проведены землеустроительные работы под многоквартирными домами и объектами инженерных инфраструктуры, расположенными на территории «Военного городка», переданными ранее в муниципальную собственность. В соответствии с п.1 ст.36 ЖК РФ границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяется в соответствии с требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Работы по межеванию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> выполнены. Постановлением Мэра <адрес> от 14.11.2008г. № утвержден проект границ земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> общей площадью 4714 кв. м. Жилой дом по <адрес> расположен на земельном участке кадастровый № общей площадью 289563 кв.м., целевое назначение земельного участка - для эксплуатации жилых домов. В силу п.1 ст.16 ФЗ от 29.12.2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, являются общей долевой собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Следовательно, в силу п. 2 данной нормы земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, кадастровый №, поставлен на кадастровый учет и, следовательно, в силу ст.16 ФЗ №189-ФЗ является общей долевой собственностью. В соответствии с п.2 ст.252 ГК РФ участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. В силу п.1 ст.11.5 ЗК РФ выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуется один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах. В связи с чем, 26.11.2010г. (исх. №) управляющей компанией ООО «Континент Сервис» в адрес Министерства обороны РФ в лице руководителя Департамента имущественных отношений ФИО4 было направлено письмо о согласовании границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой <адрес>, для дальнейшей поставки этого земельного участка на государственный кадастровый учет. Указанное письмо Министерством обороны РФ до настоящего времени было проигнорировано. Согласно Жилищному кодексу РФ, вступившему в силу с 01.03.2005г., собственники помещений в многоквартирном доме, независимо от технического состояния и года постройки дома, обязаны выбрать один из трех способов управления домом, определенных в ст.161 ЖК РФ: непосредственное управление домом; товарищество собственников жилья; управление управляющей организацией. В соответствии с протоколом общего собрания, собственниками помещений многоквартирного жилого дома <адрес> в качестве способа управления была выбрана управляющая компания ООО «Континент сервис». Статьей 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном жилом доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства. Кроме того, в соответствии с ЗК РФ земельный участок должен быть поставлен на государственный кадастровый учет объекта недвижимости. На основании вышеизложенного управляющая компания ООО «Континент сервис» приняла обязанности по управлению и содержанию общего имущества в многоквартирном доме № по ул.<адрес>, но так как земельный участок, на котором расположен данный дом, не приведен в соответствие и не поставлен на государственный кадастровый учет, управляющая организация ООО «Континент сервис» не может в полном объеме осуществлять функции по управлению и содержанию общего имущества в многоквартирном доме, что нарушает законные права и интересы граждан. В соответствии со ст.19 ФЗ от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлением о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

Истцы просят суд обязать Министерство обороны РФ в лице Департамента имущественных отношений согласовать границы земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом № по ул.<адрес>, для дальнейшей постановки земельного участка на государственный кадастровый учет; взыскать с ответчика госпошлину в размере 200 рублей, оплаченную при подаче иска в суд.

В судебное заседание истцы не явились, дело просили рассмотреть в их отсутствие, с участием их представителя Привалова М.И.

Представитель истцов Привалов М.И. в судебном заседании исковые требования поддержал, ссылаясь на изложенные в исковом заявлении доводы.

Представитель 3-го лица на стороне истцов - ООО «Континент Сервис» Пруцев С.В. направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В ходе судебного разбирательства судом к участию в деле в качестве 3-х лиц привлечены Администрация <адрес>, КУИ <адрес> и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>.

Представитель КУИ <адрес> Аскольский С.В. в судебном заседании пояснил, что требования истцов поддерживает.

Администрация <адрес> своего представителя в судебное заседание не направила, о месте и времени судебного разбирательства извещалась надлежащим образом.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> Третьякова Т.Г. направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Выслушав объяснения представителя истцов и представителя КУИ <адрес>, изучив материалы дела, суд признает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Частью 1 ст.56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В данном случае истцами не представлено доказательств того, что они в установленном законом и нормативными актами порядке обращались к ответчику и в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> по вопросам выделения земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом № по ул.<адрес>.

В соответствии с п.4 ст.16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

В соответствии с п.2 ст.9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В соответствии с п.2 ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Статьей 29 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Таким образом, для разрешения вопроса о формировании земельного участка многоквартирного дома истцам следовало обратиться в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес>.

Пунктом 3 постановления Мэра <адрес> № от 14.11.2008г. КУИ <адрес> предписано обратиться в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> для утверждения выделения проектируемого земельного участка, но доказательств того, что КУИ <адрес> это постановление надлежащим образом исполнило, суду не представлено.

Из имеющегося в деле постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009г. следует, что КУИ <адрес> было отказано в удовлетворении заявления к Управлению Роснедвижимости в лице Территориального отдела № о признании незаконным решения №58/08-3532 от 26.12.2008г. и обязании Управления поставить на государственный кадастровый учет земельный участок общей площадью 10001 кв.м., расположенный по адресу <адрес> В этом постановлении КУИ <адрес>, в частности, разъяснялось, что доводы о возможности постановке на кадастровый учет только выделяемого земельного участка, без изменения и постановки на кадастровый учет участка, из которого производится выдел, не соответствуют положениям Земельного кодекса РФ. В силу ст.11.5 Земельного кодекса РФ выдел земельного участка осуществляется лишь в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. В остальных случаях образование одного земельного участка из другого осуществляется путем его (участка) раздела. Согласно ст.11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование. Таким образом, позиция Управления Роснедвижимости о том, что постановка на кадастровый учет земельного участка, занимаемого под жилым домом по <адрес> в <адрес>, невозможна без одновременной постановки на кадастровый учет земельного участка, в результате раздела которого образовался данный участок под жилым домом, является обоснованной. При этом кадастровый номер разделенного участка, под которым он существовал до осуществления раздела, становится архивным. Требование КУИ <адрес> о постановке на кадастровый учет одного из вновь образованных в результате раздела участков без постановки на кадастровый учет второго вновь возникшего участка не соответствует земельному законодательству РФ и является неисполнимым.

Указанная истцами ситуация с участком под многоквартирным домом № по <адрес> аналогична описанной в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009г. ситуации с участком под многоквартирным домом № по <адрес>.

При таких обстоятельствах следует признать, что постановление Мэра <адрес> № от 14.11.2008г., на которое ссылаются истцы как на основание выделения их земельного участка, издано с нарушением компетенции по формированию земельных участков и с нарушением установленного ЗК РФ порядка формирования земельных участков. Сведений о проведении землеустроительных работ и утверждении границ земельного участка, который остается в результате раздела это постановление не содержит, и истцами таких сведений не представлено, а из обстоятельств дела следует, что Мэром <адрес> издано несколько постановлений об утверждении границ земельных участков многоквартирных домов, расположенных на территории «Военного городка», но вопрос раздела общего участка с уполномоченными государственными органами не согласован и не проведены землеустроительные работы по определению границ и площади земельного участка, который останется в государственной собственности в случае раздела земельного участка.

В деле имеется ответ начальника расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ на обращение Мэра <адрес> по вопросу приобретения прав на земельные участки Минобороны России, занятые переданными в муниципальную собственность <адрес> жилыми домами и объектами социальной инфраструктуры военного городска №, расположенного по адресу: <адрес>, в границах <адрес> <адрес> и <адрес> (л/д 40), в котором говорится, что представленные материалы не позволяют определить местоположение и площади вновь образуемых земельных участков, а проект планировки территории не соответствует требованиям ст.42 Градостроительного кодекса РФ. В этом ответе разъяснено, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.06.2006г. №374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решений о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность Российской Федерации» в целях принятия решений об образовании земельных участков, подлежащих передаче в муниципальную собственность в качестве объектов имущественных прав, соответствующему органу местного самоуправления необходимо подготовить и представить в Минобороны России следующие документы: проекты планировки развития жилых микрорайонов (включая чертежи, отображающие красные линии, границы зон планируемого развития объектов социально-культурного назначения), и проекты межевания территории микрорайона применительно к проекту планировки, подготовленные в соответствии с требованиями статей 42 и 43 Градостроительного кодекса РФ; документы, подтверждающие имущественные права на здания, сооружения, являющиеся муниципальной собственностью, в том числе кадастровые выписки на земельные участки (разделы <данные изъяты>), на которых они расположены, содержащие сведения о частях земельных участков и обременениях (муниципальных зданиях и сооружениях и их кадастровых номеров), кадастровые паспорта и выписки из реестра муниципального имущества на переданные объекты недвижимости.

Истцами и привлеченными к участию в деле органами местного самоуправления города <адрес> не представлено доказательств того, что ответчику предоставлялись документы, которые необходимы для согласования раздела общего земельного участка, находящегося в ведении Министерства обороны РФ, с выделением земельного участка под многоквартирный дом № по ул.<адрес> Из предложенных к иску документов следует, что в Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ направлялось лишь письмо управляющей компании ООО «Континент сервис» с приложением постановления Мэра <адрес> № от 14.11.2008г., которое, как уже отмечено, не может рассматриваться в качестве правового основания для выдела земельного участка.

При таких обстоятельствах следует признать, что права истцов ответчиком не нарушались, надлежащих документов на предмет согласования выдела (раздела) земельного участка ответчику представлялось. Истцами не выполнены предусмотренные Земельным Кодексом РФ действия для формирования земельного участка многоквартирного дома и не верно избран способ защиты своего права.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Попель И.М., Попель Д.Б. в удовлетворении исковых требований к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ об обязании согласования границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом № по ул.<адрес> г.Таганрога, для дальнейшей постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 1 апреля 2011 года.

Федеральный судья Ядыкин Ю.Н.