обжалование действий



К делу № 2-872-11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 февраля 2011 года г. Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Исаева С.Н.,

при секретаре судебного заседания Магомедове С.М.

с участием прокурора Ищенко И.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Таганрога в интересах Алферовой Е.И. к Администрации г.Таганрога о признании действий и бездействий Администрации г.Таганрога незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Таганрога обратился в суд с иском в интересах Алферовой Е.И. к Администрации г.Таганрога о признании действий и бездействий Администрации г.Таганрога незаконными. В обосновании иска указал, что 02.02.2010 года в Администрацию г. Таганрога обратилась гр. Алферова Е.И. с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как участника Великой Отечественной Войны, в рамках Указа Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов». Однако, в заявлении о принятии на учет гр. Алферова Е.И. указала состав семьи 1 человек, в то время как в указанном помещении она проживает с составом семьи 3 человека.

Так согласно Акту проверки жилищных условий от 26.02.2010 года, было обследовано жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, принадлежащее гр. Алферовой Е.И. и Спесивцевой Л.И. на праве общедолевой собственности по 1/2доли у каждой, что подтверждается справкой из МУП «БТИ» г. Таганрога. В указанной квартире гр. Алферова Е.И. проживает со своей дочерью Спесивцевой Л.И. и внучкой Спесивцевой М.П.

Комиссией было установлено, что жилое помещение состоит из одной комнаты общей площадью 20,1 кв.м., жилой площадью 15,9 кв.м. Однако, в графе заключение, комиссией не были сделаны выводы о нуждаемости или отсутствии такового гр. Алферовой Е.И. в жилом помещении, что является существенным нарушением норм жилищного законодательства.

Согласно данному акту, обеспеченность членов семьи зарегистрированных и проживающих с ветераном, составляет 8.0 кв.м., общей площади жилья на каждого, что является менее учетной нормы, установленной Решением Городской думы г. Таганрога от 29.09.2005 года №109 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», в размере 10 кв.м. общей площади на каждого члена семьи.

Администрацией г. Таганрога на основании Постановления от 27.02.2010 года №779 гр. Алферова Е.И. была принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с составом семьи 1 человек. Дело квартирного учета гр. Алферовой Е.И. было сформировано Администрацией г. Таганрога и 01.03.2010 года направлено в Администрацию РО с целью рассмотрения вопроса выделения субсидий за счет средств федерального бюджета на приобретение в собственности заявителю жилого помещения в соответствии с Указом Президента от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» и Федеральным законом от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах». Однако, 16.03.2010 года данное учетное дело было возвращено Администрацией РО в связи с нарушениями, которые допустила Администрация г. Таганрога при формировании учетного дела Алферовой Е.И. Данный факт подтверждается ответом на запрос заместителя начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры РО Л.В., а именно в ответе сказано, что Администрации г. Таганрога было рекомендовано привести в соответствии с законодательством постановление администрации от 27.02.2010 г. № 779, учётное дело Алфёровой Е. И. и предоставить в Администрацию области для обеспечения Алферовой Е. И. жильём в соответствии с постановлением Администрации области от 03.08.2007 г. №312 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов». На основании документов имевшихся в деле, в собственности у Алферовой Е.И. находится 1/2доли жилого помещения, общей площадью 24,1 кв.м., (12,5 кв.м.). В данном жилом помещении проживает и зарегистрировано 3 человека. Так как состав семьи, указанный Алферовой Е.И. - 1 человек (согласно представленным ею документам), то на каждого члена семьи приходится более учетной нормы жилья, находящегося в собственности у семьи. Учитывая изложенное, Алферова Е.И. не могла быть признана нуждающейся в жилом помещении на основании п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ, которая гласит, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В связи с чем, Администрацией РО было указано на необходимость устранения вышеуказанных нарушений путем приведения в соответствие с действующим законодательством Постановление администрации 27.02.2010 года №779 и предоставлении учетного дела в Администрацию РО для обеспечения гр. Алферовой Е.И. жильем.

Как установлено в ходе проверки, до настоящего времени Администрацией г. Таганрога каких-либо мер не принято, в Постановление Администрации города, на основании которого Алферова Е.И. была принята на учет изменения не внесены, дело квартирного учета до настоящего времени не сформировано и в Администрацию г. Таганрога не предоставлено.

Так согласно ч.1 ст.5 Областного Закона Ростовской области № 363-ЗС от 07.10.05 «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» установлено, что минимальный размер учетной нормы площади жилого помещения (далее - учетная норма), исходя из которого органом местного самоуправления определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет от 6 до 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Частью 2 ст.5 Областного Закона предусмотрено, что учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Так же ст. 6 данного областного Закона устанавливает норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, а именно в ч.1 ст.6 - Минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого органом местного самоуправления определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет:

от 25 до 33 квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноко проживающих граждан;

от 34 до 42 квадратных метров обшей площади жилого помещения на семью из двух человек:

от 15 до 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек.

Тем самым норма предоставления жилого помещения не совпадает с площадью квартиры, т.к. должна составлять не менее 45 кв. м., а составляет 24,1 кв.м.

В соответствии со ст. 14, 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», инвалиды Великой Отечественной Войны признаются категорией граждан, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вследствие чего дополнительного признания их малоимущими не требуется.

Необходимо учитывать, что в силу Указа Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов» инвалиды и участники Великой Отечественной Войны обеспечиваются жильем из федерального бюджета исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра.

В соответствии с ч. 2.1.1 постановления Администрации Ростовской области от 03.08.2007 г. № 312 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов», субсидии предоставляются Инвалидам Великой Отечественной войны.

Часть 6 указанного Постановления устанавливает, что расчет потребности в средствах производится исходя из общей площади жилья на одного человека 36 кв. м согласно статье 23 Федерального закона «О ветеранах» и средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья по Ростовской области, утверждаемой ежеквартально Министерством регионального развития Российской Федерации, для предоставления субсидий гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и относящимся к категориям инвалидов Великой Отечественной войны. В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 05.10.1999 № 1122 «Об удостоверениях ветерана Великой отечественной войны» удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, выданные гражданам до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 284, и удостоверения, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г., действительны для предоставления ветеранам мер социальной поддержки. В связи с чем, просил признать незаконным бездействие Администрации г. Таганрога в части непринятия надлежащих мер по приведению в соответствии с действующим законодательством Постановления Администрации города от 27.02.2010 года
№779, обязать Администрацию г. Таганрога привести в соответствии с действующим законодательством Постановление Администрации города от 27.02.2010 года №779 в части нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечения жильем ветерана ВОВ Алферовой Е.И.. с учетом состава семьи в количестве 3 человек, обязать Администрацию г. Таганрога сформировать учетное дело и направить его в Администрацию Ростовской области по заявлению ветерана ВОВ Алферовой Е.И. с учетом состава семьи в количестве 3 человек.

В ходе судебного разбирательства по делу к участию в деле были привлечены в качестве 3-их лиц не заявляющих самостоятельные требования Спесивцева Л.И. и Спесивцева М.П.

В ходе судебного разбирательства судебном заседании прокурор исковые требования уточнил заявленные требования и просил суд обязать Администрацию г. Таганрога привести в соответствии с действующим законодательством Постановление Администрации города от 27.02.2010 года №779 в части нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечения жильем ветерана ВОВ Алферовой Е.И.. в рамках Указа Президента №714. а так же обязать Администрацию г. Таганрога сформировать учетное дело и направить его в Администрацию Ростовской области по заявлению ветерана ВОВ Алферовой Е.И.

В судебное заседание не явились Алферова Е.И., 3-е лицо Спесивцева М.П.. О месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, дело рассмотрено в порядке п. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал. Указал, что Алферова Л.И. является ветераном ВОВ и имеет право на улучшение своих жилищных условий. Аварийность ее жилья является дополнительным основанием для постановки на учет. В связи с чем имеется основания для удовлетворения заявления.

Спесивцева Л.И., представляющая свои интересы и интересы Алферовой Е.И.. указала, что исковые требования должны быть удовлетворены.

Представитель Администрации г. Таганрога Шатская Ю.Ж. исковые требования не признала. Указала, что действия Администрации г.Таганрога являются законными. К моменту рассмотрения дела права истицы не нарушены, она поставлена на учет, дело направлено в Администрацию Ростовской области. Оснований для признания иска в части бездействия Администрации г.Таганрога так же не имеется.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям:

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лип или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Учитывая то обстоятельство, что истица <дата> года рождения, является участником ВОВ в силу преклонного возраста ей затруднительно обратиться в суд, прокурор г.Таганрога вправе обратиться в суд с иском о защите ее интересов.

Согласно положению ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК).

Согласно части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ РФ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Согласно ст. 10 и ч. 1 ст. 12 вышеназванного Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Как следует из материалов дела, Алферова Е.И. обратилась 1 февраля 2010 года в Администрацию г.Таганрога с заявлением о постановке на жилищный учет в связи с недостаточностью жилплощади. По результатам заявления Алферовой Е.И. было принято Постановление Главы Администрации № 779 от 27.02.2010 года о признании гр. Алферовой Е.И., участницу ВОВ нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Федеральный закон от 19.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной Войны в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года №714, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

Учетное дело Алферовой Е.И. было сформировано и направлено в Администрацию Ростовской области для рассмотрения вопроса о выделении субсидии в рамках указа Президента РФ №714 от 7.05.2008 года. В дальнейшем учетное дело было возвращено в Администрацию г.Таганрога для приведения в соответствии с законодательством Постановления №779 от 27.02.2010 года в связи с наличием у истицы в собственности 1/2 доли жилого помещения общей пл. 24,01 кв.м. по адресу: г.Таганрог, пер.Тургеневский 32 кв.8. В дальнейшем Алферова Е.М. обратилась в Администрацию города Таганрога с просьбой оказать помощь в признании жилья не пригодным для проживания. Признание жилых помещений не пригодными для проживания носит заявительный характер. В ноябре 2010 года Алферова Е.И. представила в Межведомственную комиссию заключение экспертной организации о признании помещения непригодным для проживания. Результаты представленной заявителем экспертизы рассмотрены на Межведомственной комиссии 17.12.2010 года, согласно заключения, которой квартира ветерана признана не соответствующей требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, что в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, дает право гражданину быть признанным нуждающимися в жилых помещениях без учета общей площади жилого помещения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для принятия Постановления №376 от 11.02.2011 года «О внесения изменений в Постановление Главы Администрации г.Таганрога №376 от 11.02.2011 года», а 14.02.2011 года в адрес Администрации РО были направлены учетное дело истицы.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что к моменту рассмотрения спора, что права истцы на улучшение жилищных условий ответчиком не нарушены. Других нарушений ее прав в ходе судебного разбирательства не установлено. В связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь ст.ст. 224,225,254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора г. Таганрога в интересах Алферовой Е.И. о признании незаконным бездействие Администрации г. Таганрога в части непринятия надлежащих мер по приведению в соответствии с действующим законодательством Постановления Администрации города от 27.02.2010 года №779, об обязании Администрации г. Таганрога привести в соответствии с действующим законодательством Постановление Администрации города от 27.02.2010 года №779 в части нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечения жильем ветерана ВОВ Алферовой Е.И.. в рамках Указа Президента №714, обязании Администрации г. Таганрога сформировать учетное дело и направить его в Администрацию Ростовской области по заявлению ветерана ВОВ Алферовой Е.И. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательном виде.

Решение изготовлено в окончательной форме 04.03.2010 года

Председательствующий: подпись Исаев С.Н.