о взыскании единовременного пособия



К делу № 2-2436-11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2011 года

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Полиевой О.М.,

при секретаре Яровой А.К.,

с участием прокурора Латышевой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козамбаева Ю.В. к ЗАО «МАКС», Министерству обороны РФ, Министерству финансов РФ о взыскании единовременного пособия,

У С Т А Н О В И Л:

Козамбаев Ю.В. обратился в суд с иском к ЗАО «МАКС», Министерству обороны РФ, Министерству финансов РФ о взыскании единовременного пособия. В обоснование иска указал, что он проходил военную службу в войсковой части , <данные изъяты> <данные изъяты> В соответствии с приказом Командующего ВТА ВВС РФ от <дата>, он был досрочно уволен с военной службы в запас по состоянию здоровью на основании п.п. «б» п. 3 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от <дата> В соответствии с приказом командира войсковой части от <дата>, с <дата> он был исключён из списков личного состава части. Общая продолжительность военной службы составила 27 лет и 6 месяцев. Согласно заключению военно-врачебной комиссии от <дата> , он был признан ограниченно годными к военной службе с формулировкой о том, что установленное заболевание было получено в период военной службы. Считает, что в соответствии со ст. 18 ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", при досрочном увольнении военнослужащих с военной службы (отчислении с военных сборов граждан, призванных на военные сборы) в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере: военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в том числе офицерам, призванным на военную службу в соответствии с указом Президента РФ, гражданам, призванным на военные сборы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов - 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия. С заявлением о выплате страхового возмещения в связи с заболеванием, полученным в связи с исполнением обязанностей военной службы, он обратился в Московскую акционерную страховую компанию ЗАО «МАКС», с которой <дата> Министерством Обороны РФ был заключён договор страхования. Однако на его заявление был получен ответ от <дата> № А-20-14/25483, согласно которому ЗАО «МАКС» в выплате ему страхового возмещения в связи с заболеванием, полученным в период военной службы отказал, так как «заболевание» не определено в качестве страхового случая при осуществлении обязательного государственного страхования, а так же что страховым случаем при обязательном государственном страховании являются: досрочное увольнение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а из представленных им документов следует, что он проходил военную службу по контракту. Считает данный отказ незаконным, так как имеет право на получение страхового возмещения в связи с заболеванием, полученным в период военной службы.

В связи с чем, просил суд взыскать солидарно с Московской акционерной страховой компании ЗАО «МАКС» и Военного Комиссариата Ростовской области, Отдела по городу Таганрогу сумму страхового возмещения в размере <данные изъяты> рублей.

В ходе рассмотрения дела, с согласия истца судом в порядке ст. 41 ГПК РФ произведена замена ненадлежащего ответчика - Военного Комиссариата Ростовской области, Отдела по городу Таганрогу на надлежащего - Министерство обороны РФ, в качестве соответчика привлечено Министерство финансов РФ.

В судебном заседании истец Козамбаев Ю.В. и его представитель - адвокат Логвинов О.В., действующий по ордеру № 218 от 29.03.2011 г., исковые требования поддержали и просили иск удовлетворить.

Представитель Министерства обороны РФ - Бершанская А.А., действующая по доверенности от 08.06.2011 г., возражала против удовлетворения иска. В обоснование своих возражений указала, что согласно абзацу 5 ст. 4 ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы". страховым случаем является - «досрочное увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисление гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов». Данный страховой случай относиться к военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, в то время как согласно представленным документам истец с 14.04.1993 г. проходил военную службу по контракту, что не соответствует требованиям ст. 4 Федерального закона № 52-ФЗ. О чем и было подробно разъяснено истцу в письме заместителем генерального директора ЗАО «МАКС» от 26.11.2010 г. Считает, что истец не имеет права на выплату ему суммы единовременного пособия установленного п. 3 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих», так как он не был признан Военно-врачебной комиссией не годным к военной службе, и заболевание, повлекшее за собой досрочное увольнение истца с военной службы было получено не «при исполнении обязанностей военной службы», а «в период прохождения военной службы», а в соответствии с положениями действующего законодательства в сфере социального и страхового обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, эти понятия несут в себе разную смысловую нагрузку и порождают разные правовые последствия. В связи с чем, просила в иске отказать.

Представители ЗАО «МАКС» и Министерства финансов РФ в судебное заседания не явились, были надлежащим образом извещены о рассмотрении дела, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении дела не просили. В отношении не явившихся ответчиков дело рассмотрено в порядке ст. 167 ч. 5 ГПК РФ.

Прокурор Латышева В.В. в своем заключении указала, что иск не подлежит удовлетворению, т.к. для этого отсутствуют законные основания.

Выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Козамбаев Ю.В. проходил военную службу в войсковой части , дислоцирующуюся в г. Таганроге в должности техника группы обслуживания (самолетов и авиадвигателей) 708 гвардейского военно-транспортного полка.

Приказом Командующего ВТА ВВС РФ от <дата>, Козамбаев Ю.В. был досрочно уволен с военной службы в запас по состоянию здоровью на основании п.п. «б» п. 3 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от <дата> (л.д.5).

Приказом командира войсковой части от <дата>, Козамбаев Ю.В. с <дата> был исключён из списков личного состава части, всех видов обеспечения и полагать убывшим на воинский учет в отдел военного комиссариата Ростовской области (СКВО) г. Таганрог. Материальная помощь за 2010 год, предусмотренная приказом Министра обороны РФ 2006 г. , и денежная компенсация на санаторно-курортное лечение, предусмотренная ФЗ «О статусе военнослужащих» в сумме 600 руб. выплачены. Выплачены в соответствии с приказом Министра обороны РФ: г.: единовременное пособие при увольнении в размере 20 окладов денежного содержания в сумме <данные изъяты> руб., единовременное денежное вознаграждение за 2010 год за январь-сентябрь в полном размере.

Согласно свидетельству о болезни от <дата> военно-врачебной комиссии Козамбаев Ю.В. был признан ограниченно годными к военной службе, установленное заболевание было получено в период военной службы (л.д.7-8).

<дата> Козамбаев Ю.В. обратился в ЗАО «МАКС» с заявлением о выплате единовременного пособия по случаю досрочного увольнения с военной службы и признанием его негодным к военной службе вследствие заболевания, полученного в связи с исполнением обязанностей военной службы.

<дата> между Министерством обороны РФ и ЗАО "МАКС" заключен государственный контракт на оказание в 2010 году услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы.

<дата> между Министерством обороны РФ и ЗАО "МАКС" было заключено Соглашение об осуществлении выплат единовременных пособий военнослужащим Министерства обороны РФ, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей. Предметом данного Соглашения является осуществление выплат единовременных пособий военнослужащим Минобороны России, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей по случаям, предусмотренным пунктами 2, 3 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

<дата> ЗАО "МАКС" было отказано Козамбаеву Ю.В. в выплате единовременного пособия в связи с тем, что поскольку Федеральным законом № 52-ФЗ, Федеральным законом № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а так же Государственным контрактом «заболевание» и «досрочное увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по контракту» не является страховым случаем, в соответствии с положениями ст. 934 ГК РФ и п.1 ст. 9 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ», у ЗАО «МАКС» не возникло обязанности выплатить страховое возмещение.

Военная служба представляет собой, особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.

Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты "в", "м"), - влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение в случае причинения вреда жизни или здоровью при исполнении обязанностей военной службы. Выбор правовых средств, направленных на возмещение такого вреда, относится к ведению федерального законодателя, который, осуществляя на основании статьи 76 Конституции Российской Федерации соответствующее правовое регулирование, обязан предусматривать эффективные гарантии прав указанных лиц, адекватные правовой природе и целям возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью, характеру возникающих между ними и государством правоотношений.

Конкретизируя названные положения Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель закрепил в числе особых публично-правовых способов возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих, и систему мер социальной защиты, цель которых - в максимальной степени компенсировать последствия изменения их материального и социального статуса, обеспечив соразмерный получавшемуся денежному довольствию уровень возмещения вреда.

Формой исполнения государством обязанности возместить вред, который может быть причинен жизни или здоровью военнослужащих при прохождении ими военной службы, является обязательное государственное личное страхование за счет средств федерального бюджета, установленное законом в целях защиты их социальных интересов и интересов государства (пункт 1 статьи 969 ГК Российской Федерации, пункт 1 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы определяется Федеральным законом от 28.03.1998 № 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы".

Согласно абзацу 5 ст. 4 названного Федерального закона страховым случаем является - «досрочное увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисление гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов».

Таким образом, данный страховой случай относиться только к военнослужащим, проходившим военную службу по призыву.

В соответствии со ст. 18 Закона "О статусе военнослужащих", при досрочном увольнении с военной службы (отчислении с военных сборов граждан, призванных на военные сборы) в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере: военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в том числе офицерам, призванным на военную службу в соответствии с указом Президента РФ, гражданам, призванным на военные сборы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, - 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия; военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, гражданам, призванным на военные сборы в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, - 60 месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия.

Порядок выплаты единовременного пособия военнослужащим определен Приказом Минобороны РФ от 02.02.1999 № 55 "О порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей".

Согласно п. 10 указанного Приказа, право на получение единовременного пособия, установленного пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", приобретают военнослужащие при определении причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания с исполнением обязанностей военной службы в формулировках "Военная травма" или "Заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС". Указанная причинная связь и категория годности военнослужащих к военной службе определяются ВВК в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.

Определение причинной связи в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 № 123, относиться к исключительной компетенции военно-врачебной комиссии.

Таким образом, при определении права на выплату единовременного пособия обязательными условиями являются: факт досрочного увольнения военнослужащего с военной службы, факт признания военнослужащего негодным к военной службе, факт установления причинной связи заболевания с исполнением военнослужащим обязанностей военной службы.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в свидетельстве о болезни военно-врачебной комиссией причинная связь заболевания Козамбаев Ю.В. указана в формулировке "Заболевание получено в период военной службы", а не в формулировке "Военная травма" или "Заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС". Соответственно, оснований, предусмотренных ст. 18 ФЗ "О статусе военнослужащих" для выплаты единовременного пособия, не имеется.

Доводы истца о том, что при указанной формулировке он имеет право на получение единовременного пособия, является ошибочными, поскольку установление причинной связи полученного заболевания является компетенцией военно-врачебной комиссии. На дату рассмотрения дела заключение военно-врачебной комиссии не оспорено, не отменено.

При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Козамбаева Ю.В. к ЗАО «МАКС», Министерству обороны РФ, Министерству финансов РФ о взыскании единовременного пособия, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись

Решение изготовлено в окончательной форме 20.06.2011 г.