о признании права на досрочное назначение пенсии



К делу № 2-3878-11                                Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июня 2011 года                   

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Полиёвой О.М.,

при секретаре Яровой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антиповой Л.В. к ГУ УПФ в г. Таганроге о назначении досрочной трудовой пенсии, включении в специальный стаж периодов работы,

У С Т А Н О В И Л:

Антипова Л.В. обратилась в суд с иском к ответчику о назначении досрочной трудовой пенсии, включении в специальный стаж периодов работы. В обоснование заявленных требований указала, что <дата> она обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ г. Таганрога о назначении пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», однако <дата> был вынесен протокол об отказе ей в назначении пенсии за выслугу лет, по тем основаниям, что в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно протоколу от <дата> ее специальный стаж составил 29 лет 01 месяц 29 дней, что не соответствует действительности. В ее специальный стаж не включен период ее работы с <дата> по <дата> в должности фельдшера цеха «Здоровье» на ОАО «Тагмет», по тем основаниям, что в числе структурных подразделений цех «Здоровье» не предусмотрен.

В связи с чем, истица просит суд включить в специальный стаж период ее работы с <дата> по <дата> и обязать ответчика назначить ей пенсию за выслугу лет с момента подачи заявления, т.е. с <дата>

В судебное заседание истица Антипова Л.В. не явилась, направила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В отношении не явившейся истицы дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истицы - Приходько В.И., доводы искового заявления поддержал и просил иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ГУ УПФ в г. Таганроге - Бублий А.А., действующий по доверенности № 5 от 11.01.2011 г., возражал против удовлетворения иска, поддержал доводы, изложенные в протоколе Комиссии ГУ УПФ от <дата>, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Конституции РФ все граждане Российской Федерации имеют право на социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии с требованиями подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.

Согласно ч. 1 статьи 27 Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, утвержден Список должностей и учреждений, а также Правила для исчисления периодов работы в этих должностях и учреждениях, которые засчитываются в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В п. 3 Правил, утвержденных постановлением № 781, подчеркнуто, что наличие в наименовании перечисленных в Списке учреждений, указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность, не является основанием для исключения периодов работы в данном учреждении из стажа работы, дающего право на «медицинскую» пенсию.

В целях реализации ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», было принято постановление Правительства РФ от 11.07.2002 № 516. Согласно п. 4, 5, 9 вышеназванного постановления в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555, основным документом, подтверждающим период работы, является трудовая книжка.

Одновременно, право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по волеизъявлению застрахованного лица, может определяться с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П. В соответствии с этим постановлением, исчисление стажа на соответствующих видах работ, имевших место до нового правового регулирования, может производиться по ранее действующим нормативным правовым актам. На это обстоятельство указывает и п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».

До вступления в силу постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников определялось в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066.

Согласно п. 3 указанного Постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитывались периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464. В соответствии с этим Списком право на пенсию за выслугу лет (в настоящее время именуется - досрочная трудовая пенсия по старости) предоставлялось врачам и среднему медицинскому персоналу независимоот наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Также Списком № 2 утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.04.1998 № 110 Номенклатура учреждений здравоохранения п. 15 Примечания - здравпункты (врачебный, фельдшерский) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.

Принимая правовую позицию, изложенную Конституционным судом РФ в вышеуказанном Постановлении в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Из трудовой книжки истицы следует, что истица в спорные периоды работала фельдшером, т.е. в должности, прямо предусмотренной Списком № 781.

Следует отметить, что Правила, утвержденные постановлением № 781, пролонгируют тот же порядок учета в стаж периодов работы в соответствующих должностях и учреждениях, которые применялись ранее при назначении медицинским работникам пенсии за выслугу лет.

Как указанно в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25, в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включать в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (п.1 ст. 27 и п.п. 7-13ст. 28 Закона), период его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде типе учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решатся судом исходя из (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).

Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 03.06.2004 № 11-П, указанно, что по смыслу статей 8 (части 2), 19 (части 1 и 2), 35 (ч. 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности не может служить основанием для дифференциации условий назначения трудовой пенсии лицам, работающим в системе здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Данный вывод вытекает из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 6 декабря 2001 года № 310-О. «То обстоятельство, в чьем ведении находится это учреждение и кому принадлежит закрепленное за ним имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не свидетельствует о существовании таких различий».

Таким образом, период работы истицы с <дата> по <дата> подлежит включению в специальный стаж.

В результате суммирования периодов работы, которые зачтены ГУ УПФ г. Таганроге, специальный стаж работы истицы составляет 30 лет 00 месяцев 28 дней, которого достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Так как истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии <дата>, а отказ в назначении истцу пенсии является необоснованным, то пенсия должна быть назначена с момента обращения, т.е. с <дата>

Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Антиповой Л.В. к ГУ УПФ в г. Таганроге о назначении досрочной трудовой пенсии, включении в специальный стаж периодов работы, - удовлетворить.

Включить в специальный стаж для исчисления пенсии Антиповой Л.В. период работы с <дата> по <дата>

Обязать ГУ УПФ РФ в г. Таганроге назначить и выплачивать Антиповой Л.В. пенсию с <дата>.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий