К делу № 2-3155-11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 10 июня 2011 года г. Таганрог Таганрогский городской суд Ростовской области в составе: Председательствующего судьи Курасовой Е.А., При секретаре Драгныш Т.Д. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терлецкой Е.В. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии, суд У С Т А Н О В И Л: В Таганрогский городской суд обратилась Терлецкая Е.В. с иском к ГУ УПФ РФ по <адрес> о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии, в иске указав, что 17.06.2010 года она обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ <адрес> о назначении ей пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с выше указанной статьей ФЗ от 17.12.2001 № 173 она имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста. 14.09.2010 года был вынесен протокол № об отказе ей в назначении пенсии за выслугу лет. ГУ УПФ РФ ссылаясь на то, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном Правилами (утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781) периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Таким образом, согласно протоколу от 14.09.2010 года № ее специальный стаж составил 23 года 00 месяцев 13 дней, что не соответствует действительности. Ответчик не включил в специальный стаж истца периоды работы с 11.11.1986 года по 04.03.1987 года, с 05.03.1987 года по 02.01.1988 года - отпуск по беременности и родам (больничный лист) в период работы медицинской сестры гинекологического отделения - включен без применения льготного исчисления как 1 год и 6 месяцев, с 15.09.1992 года по 14.03.1994 года - отпуск по уходу за ребенком 14.03.1991 года рождения от 1,5 до 3-х лет, в период работы в должности медицинской сестры в гинекологическом отделении, с 04.03.2001 года по 07.06.2006 года - в должности медицинской сестры кабинета учета медицинской статистики, переименован с 01.01.2002 года в информационно статистический отдел, с 01.01.2006 года - в огранизационно-методический отдел, так как должность не соответствует спискам № 1066 и № 781. Истица считает отказ незаконным и просит суд включить в ее специальный стаж с применением льготного порядка исчисления, согласно п.п. «б» п. 5 предусмотренных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 «Правила исчисления периодов работы» год работы как 1 год и 6 месяцев периоды: с 11.11.1986 года по 04.03.1987 года, с 05.03.1987 года по 02.01.1988 года, включить в ее специальный стаж периоды работы с 15.09.1992 года по 14.03.1994 года, с 04.03.2001 года по 07.06.2006 года, обязать ответчика назначить ей пенсию за выслугу лет с момента подачи заявления, т. е. с <дата>. Истец Терлецкая Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще о месте и времени слушания дела, направила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В отношении не явившегося истца дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ. Представитель истца Терлецкой Е.В. - Приходько В.И., действующий на основании доверенности от 27.04.2011 года в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в <адрес> - Бублий А.А., действующий на основании доверенности № от 11.01.2011 года исковые требования не признал, просил суд в их удовлетворении отказать, поддержал доводы протокола об отказе. Представитель третьего лица МУЗ «Родильный Дом» <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о месте и времени слушания дела, направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, против удовлетворения исковых требований не возражал. В отношении не явившегося третьего лица дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ. Выслушав участвующий в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Терлецкой Е.В. обоснованы и подлежат удовлетворения, при этом суд исходит из следующего, Судом установлено, что <дата> истец обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ <адрес> о назначении пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». 14 сентября 2010 года был вынесен протокол № об отказе истцу в назначении пенсии за выслугу лет. ГУ УПФ РФ по <адрес> ссылаясь на то, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном Правилами (утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781) периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно протоколу от 14.09.2010 № специальный стаж истца составил 23 года 00 месяцев 13 дней. Периоды работы: с 11.11.1986 года по 04.03.1987 года, с 05.03.1987 года по 02.01.1988 года - отпуск по беременности и родам (больничный лист) в период работы медицинской сестры гинекологического отделения, включен только по фактической продолжительности (без льготного исчисления 1 год работы, как 1 год и 6 месяцев). Периоды работы не включены в специальный стаж: с 15.09.1992 года по 14.03.1994 года - отпуск по уходу за ребенком 14.03.1991 года рождения от 1,5 до 3-х лет, в период работы в должности медицинской сестры в гинекологическом отделении, с 04.03.2001года по 07.06.2006 года в должности медицинской сестры кабинета учета медицинской статистики, переименован с 01.01.2002г. в информационно статистический отдел, с 01.01.2006г. в организационно-методический отдел, так как должность не соответствует Спискам № 1066 и № 781. Конституция РФ всем гарантирует право на социальное обеспечение по возрасту (ст. 39). В соответствии с требованиями подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста. Согласно части 1 статьи 27 Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, утвержден Список, должностей и учреждений, а также Правила для исчисления периодов работы в этих должностях и учреждениях которые засчитывается в стаж работы дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В пункте 3 Правил, утвержденных постановление № 781, подчеркнуто, что наличие в наименовании перечисленных в Списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периодов работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на «медицинскую» пенсию. В целях реализации статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» было принято постановление Правительства РФ от 11.07.2002 № 516. Согласно пунктов 4, 5, 9 вышеназванного постановления в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Суд полагает, что ответчик необоснованно не засчитал периоды с 11.11.1986 года по 04.03.1987 года, с 05.03.1987 года по 02.01.1988 года - отпуск по беременности и родам (больничный лист) в период работы медицинской сестры гинекологического отделения без применения льготного исчисления год работы, как 1 год и 6 месяцев, при этом суд исходит из следующего: Министерство труда и социального развития РФ и Пенсионный фонд РФ информационным письмом от 4 ноября 2002 года № сообщили, что поскольку в период указанного отпуска производится выплата пособия по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам, и основания для назначения этого пособия является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности. Период такого отпуска следует рассматривать как период получения пособия по государственному социальному страхованию (пособия по беременности и родам) в период временной нетрудоспособности и соответственно засчитывается в стаж на соответствующих видах работ, т.е. аналогично предшествующему в должности медицинской сестрой отделения хирургического профиля (1 год работы как за 1 год 6 месяцев). Учитывая, предыдущий период работы медицинской сестры гинекологического отделения, который зачтен пенсионным фондом в льготном исчислении (1 год работы, как 1 год и 6 месяцев) следовательно, периоды с 11.11.1986 года по 04.03.1987 года и с 05.03.1987 года по 02.01.1988 года соответственно подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы, как 1 год и 6 месяцев). Относительно периода с 15.09.1992 года по 14.03.1994 года, то суд полагает, что указанный период подлежит включению в специальный стаж истца, поскольку положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) предусматривала, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствии с данным Законом. Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления N 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указал, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Таким образом, если отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Одновременно право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по волеизъявлению застрахованного лица может определяться с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2 - П. В соответствии с этим постановлением исчисление стажа на соответствующих видах работ, имевших место до нового правового регулирования, может производиться по ранее действующим нормативным правовым актам. До вступления в силу постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников определялось в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066. Согласно п. 3 этого постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитывались периоды работы до 01.11.1999г. в соответствии со Списком утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464. В соответствии с этим Списком право на пенсию за выслугу лет (в настоящее время именуется - досрочная трудовая пенсия по старости) предоставлялось врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии законодатель связывает с осуществлением деятельности в соответствующих учреждениях, а не только с определенным видом деятельности. Это обусловлено не характером деятельности, а повышенной интенсивностью труда, в том числе медицинских работников, приводящего к преждевременной утрате трудоспособности и профессиональной пригодности из-за высоких эмоциональных и физических перегрузок в учреждениях, с установленной и регулируемой органами исполнительной власти нагрузкой и объеме работ (письмо ПФ РФ от 30.09.2002 №). Как было указано ранее, согласно п. 6 Постановления Правительства РФ № 555 «О порядке подтверждения страхового стажа...» - основным документом, подтверждающим периоды работы, является трудовая книжка. В трудовой книжке истца имеется запись, согласно которой она в спорные периоды работала медицинской сестрой, т.е. в должности, прямо предусмотренной Списком № 781. Правила, утвержденные постановлением № 781, пролонгируют тот же порядок учета в стаж периодов работы в соответствующих должностях и учреждениях, которые применялись ранее при назначении медицинским работникам пенсии за выслугу лет. Учитывая изложенное, период с 04.03.2001 по 07.06.2006 подлежит включению в специальный стаж и составляет 05 лет 03 месяца 04 дня. Как указанно в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25, в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включать в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (п.1 ст. 27 и п.п. 7-13 ст. 28 названного Закона), период его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде типе учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решатся судом исходя из (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Таким образом, в результате суммирования, периодов работы которые зачтены ГУ УПФ РФ, специальный стаж составляет 30 лет 04 месяца 13 дней которого, достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.01г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации На основании изложенного и в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона, гражданам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, т.е. законодатель, предъявляет требование в связи, с которыми назначается пенсия по выслуге лет, это требование выражается в специфике работы, а не от наименования учреждения или должности. Мной выполнялись все обязанности медицинского работника, во время работы был заключен трудовой договор, со всеми вытекающими правами и обязанностям медицинского работника заработную плату получал с вычетом всех страховых взносов, в том числе и в Пенсионный фонд России. На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Терлецкой Е.В. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии - удовлетворить. Включить в специальный стаж Терлецкой Е.В. с применением льготного порядка исчисления, согласно п.п. «б» п. 5 предусмотренных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 «Правила исчисления периодов работы» как 1 год и 6 месяцев периоды: с 11.11.1986 года по 04.03.1987 года и с 05.03.1987 года по 02.01.1988 года. Включить в специальный стаж Терлецкой Е.В. период работы с 15.09.1992 года по 14.03.1994 года, с 04.03.2001 года по 07.06.2006 года. Обязать ГУ УПФ РФ <адрес> назначить Терлецкой Е.В. пенсию за выслугу лет с момента подачи заявления, то есть <дата>. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение 10 дней. Председательствующий Курасова Е.А.