прокурор в интерсах Козыренко



№ 2-2359-11                                                                                                                     Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2011 года                 

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Исаева С.Н.,

при секретаре судебного заседания Магомедове С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Таганрога в интересах Козыренко Н.А. к Администрации г. Таганрога, Администрации РО, Министерству территориального развития архитектуры и градостроительства, Министерства труда и социального развития о признании бездействия Администрации г. Таганрога незаконным и об обязании обеспечить жильем вне очереди,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора г. Таганрога Веников А.А. обратился в суд с иском в интересах Козыренко Н.А. к Администрации г. Таганрога, Администрации РО, Министерству территориального развития архитектуры и градостроительства, Министерства труда и социального развития о признании бездействия Администрации г. Таганрога незаконным и об обязании обеспечить жильем вне очереди.

В обоснование иска указал, что В ходе проведенной проверки установлено, что гражданка Козыренко Н.А. состоит на квартирном учете в Администрации г. Таганрога с 30.12.1997 г. является <данные изъяты> и страдает тяжелой формой хронического заболевания, входящего в утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378 Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, что подтверждается заключением . Поэтому на основании п.З ч.2 ст. 57 ЖК РФ имеет право на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма вне очереди. По состоянию на 01.04.2010 г. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.- под № 773, в списке граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний - под № 17А. Постановлением Администрации г. Таганрога от 30.09.2010 г. № 4292 гр. Козыренко Н.А. признана малоимущей.

Согласно Акту обследования жилищных условий от 29.07.2009 г. Козыренко Н.А. проживает по адресу: <адрес> однокомнатной квартире площадью 16 кв.м. Занимает указанное жилое помещение у М.М., которая является собственником данного помещения. На данной жилой площади проживают О.А., А.О., Козыренко Н.А., М.М.

По результатам анализа дела квартирного учета гр. Козыренко Н.А. установлено, что работа Администрации г. Таганрога организована не надлежащим образом. Администрацией г. Таганрога не была проведена организационная работа по формированию и направлению в Администрацию Ростовской области дела квартирного учета Козыренко Н.А. для включения в списки предоставления жилого помещения во внеочередном порядке гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания.

С момента постановки гражданки Козыренко Н.А. на квартирный учет с 30.12.1997 г. прошло 13 лет. С 27.02.2009 г. заключением ВК установлено, что гражданка Козыренко Н.А. страдает тяжелой формой хронического заболевания, входящего в утвержденный постановлением Правительства РФ от <дата> Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Таким образом, Администрация г. Таганрога при наличии указанных обстоятельств своим бездействием не выполняла требование законодательства по надлежащему ведению квартирного дела истца и по организации мер, обеспечивающих предоставление жилого помещения во внеочередном порядке инвалиду, что повлекло грубое нарушение конституционного права гр. Козыренко Н.А. на предоставление жилого помещения из соответствующего жилищного фонда, гарантированное ей государством.

Обеспечение Козыренко Н.А. жилым помещением вне очереди по договору социального найма, как инвалида с тяжелой формой хронического заболевания, вставшего на учет до 1 января 2005 г., относится к компетенции Администрации Ростовской области, но органами государственной власти Ростовской области вопрос внеочередного обеспечения жильем этой категории граждан не урегулирован. Подтверждается это и тем, что в ответ на запрос прокуратуры г. Таганрога Администрация г. Таганрога ответила, что неоднократно обращалась в Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области по вопросу финансирования за счет средств областного бюджета строительства муниципального жилого дома с целью удовлетворения жилищных потребностей граждан, принятых на квартирный учет до 1 марта 2005 г., в том числе относящихся к категориям многодетных семей, семей одиноких матерей, семей, имеющих членов с тяжелыми хроническими заболеваниями, семей врачей, учителей, имеющих право на первоочередное получение жилья.

В 2008-2010 г. бюджетных ассигнований по обеспечению жильем граждан, принятых на квартирный учет до 01.03.2005 г. Администрацией Ростовской области не предусматривалось. В ходе проведенной поверки установлено, что Администрация г. Таганрога обращалась в Администрацию Ростовской области по вопросам обеспечения жильем льготных категорий граждан, в том числе инвалидов, и с просьбой выделения средств для строительства жилья в г. Таганроге гражданам, которые должны обеспечиваться жильем за счет областного бюджета, но средств не выделялось. Как установлено в ходе проверки на жилищное строительство могут направляться субсидии, получаемые в рамках программ по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Однако пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ прямо установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, должно предоставляться вне очереди жилое помещение по договору социального найма, а не субсидия на приобретение либо строительство жилья, и как уже отмечалось, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений разрешение вопросов о предоставлении жилья инвалидам за счет средств федерального бюджета не относится.

Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы, которые обязаны обеспечить их жильем. Следовательно, Козыренко Н.А., как <данные изъяты>, состоящий на квартирном учете с 30.12.1997 года, должна быть обеспечена жилым помещением вне очереди Администрацией Ростовской области в лице Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области, как главного распорядителя бюджетных средств, направляемых на обеспечение жильем инвалидов.

Проведенной проверкой установлено, что Администрацией г. Таганрога учетное дело гражданки Козыренко Н.А. в органы государственной власти Ростовской области для разрешения вопроса о внеочередном предоставлении жилья не направлялось. В связи с чем, Администрацией г. Таганрога допущено бездействие, поскольку действующим законодательством, в том числе Постановлением Правительства от 27.07.1996 г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» ^ на органы местного самоуправления возложено осуществление организационных мер, обеспечивающих предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их эюилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг. Результаты проведенной проверки учетного дела свидетельствуют, что требования к Администрации г. Таганрога о возложении обязанности провести организационную работу по формированию и направлению в Администрацию Ростовской области дела квартирного учета Козыренко Н.А. хтя включения в списки предоставления жилого помещения во внеочередном порядке гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания являются законными и обоснованными.

Статьей 18 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Принимая во внимание, что Козыренко Н.А. является инвалидом 2-й группы, юридического образования не имеет, самостоятельно подготовить все необходимые документы в соответствии с требованиями ст.ст. 131-132 ГПК РФ она не имеет возможности, тогда как их несоблюдение неизбежно повлечет за собой совершение судом процессуального действия, предусмотрено ст. 136 ГПК РФ, а соответственно и Затрату дополнительного времени.

Прокурор г. Таганрога просил суд:

1. Признать бездействие Администрации г. Таганрога в части не проведения организационных работ по формированию и направлению в Администрацию Ростовской области дела квартирного учета незаконным

2. Обязать Администрацию г. Таганрога провести организационную работу по формированию и направлению в Администрацию Ростовской области дела квартирного учета Козыренко Н.А. для включения в списки предоставления жилого помещения во внеочередном порядке гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания.

3. Обязать Администрацию Ростовской области, Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области предоставить Козыренко Н.А. жилое помещение во внеочередном порядке как гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания.

В судебном заседании прокурор г. Таганрога Ищенко И.П. исковые требования поддержал и просил иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель Козыренко Н.А. - Крештопова А.А. исковые требования поддержала.

Представитель Администрации г.Таганрога Шатская Ж.Ю. возражала против удовлетворения исковых требований

Администрация Ростовской области, Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области и Министерства труда и социального развития своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом.

В своих отзывах на исковое заявления указали, что обеспечение инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29.12.2004г. №199-ФЗ). В соответствии этим законом и ЖК РФ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, обеспечиваются благоустроенным жильем за счет средств федерального бюджета в порядке очередности, существующей в муниципальном образовании. Очередность определяется по дате постановки на квартирный учет. В Ростовской области порядок обеспечения жильем данной категории граждан, ставшей на учет до 1 января 2005 года, установлен постановлением Администрации Ростовской области от 03.08.2007г. №312 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов». В соответствии с этим постановлением Министерство труда и социального развития Ростовской области по данным органов местного самоуправления формирует в срок до 1 октября текущего года основной общеобластной список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в получении субсидии, на планируемый год (пункт 11.2 Положения). Администрацией г.Таганрога информация по Козыренко Н.А., относящейся к данной категории граждан, состоящих в муниципальном образовании на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилой площадью, в Министерство труда и социального развития Ростовской области не представлялась. В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского округа вправе решать вопросы, указанные в части 1 статьи 16, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Также частью 5 статьи 20 указанного Федерального закона установлено, что органы местного самоуправлении вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Дело в отношении неявившихся лиц рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд признает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Материалами дела подтверждено и ответчиками не оспаривается, что Козыренко Н,А. состоит на квартирном учете в Администрации г.Таганрога с 30.12.1997 г., является <данные изъяты> и страдает тяжелой формой хронического заболевания, входящего в утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378 Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, поэтому на основании п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ имеет право на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма вне очереди.

Утверждения со стороны Администрации Ростовской области и Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области о том, что внеочередное обеспечение Козыренко Н.А. жилым помещением относится к компетенции Администрации г. Таганрога, не основаны на законе и обстоятельствах дела.

Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в области жилищных отношений установлена статьями 12 - 14 ЖК РФ. В силу ст.14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится, в частности, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации. Определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации (п.4 ст.13 ЖК РФ), а также иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, компетенции органов местного самоуправления относится к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с п.6 ст.12 ЖК РФ к компетенции органов государственной власти Российской федерации относится определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом.

Статьей 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2004 №199-ФЗ) установлено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В свою очередь, статьей 28.2 этого закона установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей мер социальной поддержки, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, - список лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки, размера занимаемой площади и стоимости предоставляемого или приобретаемого жилья. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В случае использования средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Контроль за расходованием средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Счетной палатой Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи.

В Ростовской области не принималось областных законов о наделении органов местного самоуправления полномочиями по предоставлению инвалидам, вставшим на учет до 1 января 2005 года, жилых помещений либо предоставлению субсидий на приобретение жилых помещений. Следовательно, вопрос об обеспечении истицы жильем, как <данные изъяты> с хроническим заболеванием тяжелой формы, относится к компетенции Администрации Ростовской области.

Постановлением Администрации Ростовской области от 03.08.2007г. № 312 утверждено Положение о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Согласно пункту 2.2.4 этого Положения инвалидам, имеющим право на обеспечение жильем за счет субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вставшим на учет до 1 марта 2005 года, предоставляются субсидии. Участие в получении субсидии добровольное и носит заявительный характер. Граждане, отказавшиеся от получения субсидии в текущем году, сохраняют право на ее получение в последующие годы. Иных форм обеспечения инвалидов жильем, в том числе предоставление жилых помещений по договору социального найма, постановлением Администрации Ростовской области от 03.08.2007г. №312 не предусмотрено. В соответствии с этим постановлением главным распорядителем средств, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на оказание мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, является министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства области с возложением следующих функций: проверка учетных дел граждан на предмет законности предоставления им мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета; оплата сделок по договорам купли-продажи, мены (в части доплаты), долевого участия в строительстве; контроль за целевым расходованием бюджетных средств (в ред. постановления Администрации РО от 31.12.2009 №736); уполномоченным органом исполнительной власти области по оказанию мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории Ростовской области является министерство труда и социального развития области с возложением на него следующих функций: проверка документов и нуждаемости в оказании мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет федеральных средств; формирование общеобластного списка граждан данной категории на планируемый год, вынесение его на утверждение областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем и оказания государственной поддержки по обеспечению жильем, улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан за счет средств областного бюджета и средств, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета, и подготовка проекта распоряжения Администрации Ростовской области о пофамильном предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем по муниципальным образованиям области.

Изложенное свидетельствует, что обеспечение Козыренко Н.А. жилым помещением вне очереди по договору социального найма, как инвалида с тяжелой формой хронического заболевания, вставшего на учет до 1 января 2005 года, относится к компетенции Администрации Ростовской области, но органами государственной власти Ростовской области вопрос внеочередного обеспечения жильем этой категории граждан не урегулирован. Подтверждается это и тем, что Администрация города Таганрога ежемесячно представляет в Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области данные о количестве граждан с хроническими заболеваниями, ставших на учет до 01.03.2005г. (л/д 123-132), но в течение более пяти лет эти граждане жильем не обеспечены, хотя само по себе внеочередное предоставление жилья не предполагает столь длительного срока. Из материалов дела следует, что Администрация г.Таганрога обращалась в Законодательное Собрание Ростовской области и в Министерство строительства и жилищного хозяйства Ростовской области по вопросам обеспечения жильем льготных категорий граждан, в том числе инвалидов, и с просьбой выделения средств для строительства жилья в г.Таганроге гражданам, которые должны обеспечиваться жильем за счет областного бюджета, но средств не выделялось, поступил ответ, что на жилищное строительство могут направляться субсидии, получаемые в рамках программ по обеспечению жильем отдельных категорий граждан (л/д 108-112). Однако пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ прямо установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, должно предоставляться вне очереди жилое помещение по договору социального найма, а не субсидия на приобретение либо строительство жилья, и как уже отмечалось, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений (ст.14 ЖК РФ) разрешение вопросов о предоставлении жилья инвалидам за счет средств федерального бюджета не относится. Содержащееся в п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы, которые обязаны обеспечить их жильем. Следовательно, Козыренко Н.А., как инвалид 2-й группы, состоящий на квартирном учете с 1997 года, должна быть обеспечена жилым помещением вне очереди Администрацией Ростовской области в лице Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области, как главного распорядителя бюджетных средств, направляемых на обеспечение жильем инвалидов.

В обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2007 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007г. разъяснено, что в ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Ссылки Администрации РО и Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства РО в письменном отзыве на то, что информация по Козыренко Н.А. в министерство труда и социального развития Ростовской области не представлялась, опровергаются объяснениями Козыренко Н.А., представителей Администрации г. Таганрога и материалами дела квартирного учета, из которых следует, что 06.03.2009 г. Козыренко Н.А. подавала заявление на имя министра труда и соцразвития РО для получения субсидии, ее учетное дело передавалось в упомянутое министерство, но в списки получателей субсидий она не была включена. Козыренко Н.А. обращалась в органы государственной власти Ростовской области, как в министерства, так и в Законодательное Собрание РО, но положительного разрешения вопроса о внеочередном обеспечении жилым помещением не добилась, ей давались разъяснения не по существу и не соответствующие перечисленным в настоящем решении требованиям закона.     

Доводы представителей Администрации г. Таганрога о том, что законом и нормативными актами не предусмотрено направление дела квартирного учета в Администрацию Ростовской области для внеочередного предоставления жилья суд признает неосновательными. Из объяснений сторон и материалов дела следует, что после предоставления Козыренко Н.А. справки и признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения вне очереди ее учетное дело в органы государственной власти Ростовской области для разрешения вопроса о внеочередном предоставлении жилья не направлялось. Действующим законодательством, в том числе постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» на органы местного самоуправление возложено осуществление организационных мер, обеспечивающих предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг. Обстоятельства дела свидетельствуют, что требования прокурора к Администрации г.Таганрога о возложении обязанности провести организационную работу по формированию и направлению в Администрацию Ростовской области дела квартирного учета Козыренко Н.А. для включения в списки предоставления жилого помещения во внеочередном порядке гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания являются законными и обоснованными.

Статьей 18 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Частью 3 ст.5 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» установлено, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Таким образом, обязательным условием для принятия решения об отказе в удовлетворении заявленных требований об оспаривании действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих является установление судом совокупности юридических фактов: решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В материалах дела представлена переписка Администрации г. Таганрога с Администрацией Ростовской области, Министерством территориального развития архитектуры и градостроительства по вопросу направления учетного дела Козыренко Н.А. и предоставления ей жилого помещения. Таким образом, довод о бездействии Администрации г. Таганрога не доказан и необоснован.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Таганрога в интересах Козыренко Н.А. к Администрации г. Таганрога, Администрации РО, Министерству территориального развития архитектуры и градостроительства, Министерства труда и социального развития о признании бездействия Администрации г. Таганрога незаконным и об обязании обеспечить жильем вне очереди - удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г. Таганрога провести организационную работу по формированию и направлению в Администрацию Ростовской области дела квартирного учета Козыренко Н.А. для включения в списки предоставления жилого помещения во внеочередном порядке гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания.

Обязать Администрацию Ростовской области, Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области предоставить Козыренко Н.А. жилое помещение во внеочередном порядке как гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончталеьном виде.

В окончательном виде решение изготовлено 23.05.2011 г.

Федеральный судья                                                                                              Исаев С.Н.