К делу № 2-3882-11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 4 июля 2011 года Таганрогский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Полиёвой О.М., при секретаре Яровой А.К., с участием прокурора Ищенко И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Таганрога в интересах Тремполец Е.Ю. к Управлению социальной защиты населения г. Таганрога, 3-е лицо Министерство труда и социального развития Ростовской области о признании незаконным отказа в принятии документов для присвоении звания «Ветеран труда» и принятии документов на присвоение звания «Ветеран труда», У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Таганрога обратился в суд в интересах Тремполец Е.Ю. к Управлению социальной защиты населения г. Таганрога о признании незаконным отказа в принятии документов для присвоении звания «Ветеран труда» и принятии документов на присвоение звания «Ветеран труда». В обоснование исковых требований указал, что Тремполец Е.Ю. с 6 июня 2007 г. в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в таможенных органах РФ, является пенсионером по выслуге лет. Приказом Государственного таможенного комитета России №-П от <дата> Тремполец Е.Ю. награждена медалью «За службу в таможенных органах» III степени. Приказом Федеральной таможенной службы России №-П от <дата> награждена медалью «За службу в таможенных органах» II степени. В августе 2009 г. Тремполец Е.Ю. обратилась в УСЗН г. Таганрога с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». В сентябре 2009 г. получила отказ в приеме документов. <дата> УСЗН г. Таганрога было принято решение о направлении представления на присвоение звания «Ветеран труда» Тремполец Е.Ю. в Министерство труда и социального развития. Письмом Министерства труда и социального развития РО от <дата> было возвращено представление на Тремполец Е.Ю. с указанием необходимости доработки документов в соответствии с Областным законом №-ЗС от <дата> В ходе проверки было установлено, что Тремполец Е.Ю. было представлено пенсионное удостоверение серия АА № о назначении пенсии за выслугу лет с <дата> пожизненно, из чего следует, что условия о трудовом стаже не менее 20 лет при назначении пенсии были соблюдены, однако в представлении на присвоение Тремполец Е.Ю. звания «Ветеран труда» специалистами УСЗН г. Таганрога был указан трудовой стаж 19 лет. Прокурор полагает, что Тремполец Е.Ю. неправомерно отказано в присвоении звания «Ветеран труда», просит суд признать незаконными действия Управления социальной защиты населения г. Таганрога по отказу в принятии документов Тремполец Е.Ю. для предоставления к присвоению звания «Ветеран труда», обязать УСЗН г. Таганрога внести данные документы в орган исполнительной власти Ростовской области в сфере социальной защиты населения представление о присвоении Тремполец Е.Ю. звания «Ветеран труда». В судебном заседании прокурор Ищенко И.П. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд иск удовлетворить, указав, что в соответствии с действующим законодательством право на пенсию за выслугу лет имеют лица, имеющие на день увольнения со службы в таможенных органах 20 лет и более. Таким образом, указание ответчиком в представлении, что Тремполец Е.Ю. имеет стаж работы 19 лет необоснованно. Представитель истицы - Тремполец С.Н., действующий по доверенности от 12.04.2011 г., исковые требования поддержал в полном объеме и просил иск удовлетворить. Истица Тремполец Е.Ю. в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена о рассмотрении дела, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщила, об отложении дела не просила. Представитель УСЗН г. Таганрога - Дубовской С.С., действующий на основании доверенности № 1721 от 14.04.2011 г., исковые требования не признал, суду пояснил, что в соответствии со статьей 2 Областного закона "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Ростовской области" от <дата> №-ЗС, принятого во исполнение ФЗ от <дата> № 5-ФЗ "О ветеранах", звание "Ветеран труда" присваивается: лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или РФ либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Согласно действующему законодательству указанное звание может быть присвоено при наличии необходимого трудового стажа (25 лет для мужчин и 20 лет для женщин), что подтверждается письмом Министерства труда и социального развития Ростовской области от <дата> №-ОВ-21. Тремполец Е.Ю. <дата> обратилась в УСЗН г. Таганрога с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда". Трудовой стаж заявителя на тот момент составлял 19 полных лет. Несмотря на то, что этот стаж был менее 20 лет, <дата> УСЗН г. Таганрога направило в Министерство труда и социального развития Ростовской области представление на присвоение Тремполец Е.Ю. звания "Ветеран труда". <дата> в УСЗН г. Таганрога из Министерства труда и социального развития Ростовской области поступило письмо от <дата> №-ОВ о возвращении указанного представления для доработки. <дата> УСЗН г. Таганрога проинформировало заявителя об этом. <дата> УСЗН г. Таганрога направило заявителю письмо с рекомендацией повторно обратиться в УСЗН г. Таганрога с необходимыми документами для получения ветеранского статуса, в том числе с документами, подтверждающими трудовой стаж. Однако, до настоящего времени Тремполец Е.Ю. в УСЗН г. Таганрога с необходимыми документами так и не обратилась. Истица до настоящего времени не получила соответствующее удостоверение "Ветерана труда" только по той причине, что не обратилась в УСЗН г. Таганрога, даже после их рекомендации сделать это. В случае, если истица это сделает в настоящий момент, то все ее документы, в том числе и новые документы о стаже, будут приняты и направлены вместе с представлением в Министерство труда и социального развития Ростовской области. Просил в удовлетворении иска отказать. Представитель 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство труда и социального развития Ростовской области, в судебное заседание не явился, направил отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве указал, что по информации УСЗН г. Таганрога, Тремполец Е.Ю. <дата> обратилась по вопросу присвоения звания «Ветеран труда», предоставив удостоверение к медали «За службу в таможенных органах», которое, согласно Областному закону «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Ростовской области» от <дата> №-ЗС, является основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Так как трудовой стаж Тремполец Е.Ю. согласно представленным документам составлял 19 лет 9 месяцев 20 дней, заявительнице было предложено обратиться по данному вопросу при достижении трудового стажа 20 лет. Повторно по вопросу присвоения звания «Ветеран труда» Тремполец Е.Ю. не обращалась, документов подтверждающих наличие трудового стажа 20 лет не представляла. Дело в отсутствие не явившихся лиц рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ. Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно пункта «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении РФ и субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст.7 Федерального закона от <дата> № 5-ФЗ «О ветеранах», ветеранами труда являются лица: - имеющие удостоверение «Ветеран труда»; - награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Наличие государственных наград и ведомственных знаков отличия, указанных в п. 1 ст. 7 Федерального закона от <дата> за № 5-ФЗ «О ветеранах», является одним из условий присвоения звания «Ветеран труда». В силу п. 4 ст. 7 Федерального закона от <дата> за №-Ф «О ветеранах», порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Указанный выше порядок присвоения звания «Ветеран труда» предусмотрен и Областным законом №-ЗС от <дата> «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Ростовской области. В соответствии со статьей 2 Областного закона «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Ростовской области» от <дата> №-ЗС, звание «Ветеран труда» присваивается: Так как условия присвоения звания «Ветеран труда» относятся к полномочиям субъекта, статьей 3 Областного закона от <дата> №-ЗС, конкретизируется перечень наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда». Согласно указанной статье, при присвоении звания «Ветеран труда» учитываются: В соответствии с Областным законом от <дата> №-ЗС «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Ростовской области» функции по приему заявлений и необходимых документов от лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», выдаче удостоверения установленного образца возложены на органы социальной защиты населения городов (районов) области. Решение о присвоении звания «Ветеран труда» принимается Главой администрации (Губернатором) Ростовской области и оформляется распоряжением Администрации Ростовской области. Согласно статье 5 Областного закон «О ветеранах», в случае отсутствия у лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», необходимых документов орган социальной защиты населения муниципального района (городского округа) в десятидневный срок со дня поступления заявления о присвоении звания «Ветеран труда» возвращает им представленные документы с указанием причин возвращения документов. Судом установлено, что Тремполец Е.Ю. назначена пенсия за выслугу лет с <дата> пожизненно, что подтверждается пенсионным удостоверением АА № от <дата>, награждена медалью «За службу в таможенных органах» III степени, что подтверждается удостоверением №-П от <дата> <дата> Тремполец Е.Ю. обратилась в Управление социальной защиты населения г. Таганрога с заявлением о выдаче ей удостоверения «Ветеран труда». При этом истица представила документы, подтверждающие необходимый трудовой стаж для присвоения звания «Ветеран труда» и удостоверение к медали «За службу в таможенных органах». Поскольку истица являлась получателем пенсии за выслугу лет согласно таможенному законодательству и имела, по мнению сотрудника УСЗН г. Таганрога, на момент обращения общий трудовой стаж менее 20 лет, представление на присвоение звания «Ветеран труда» Тремполец Е.Ю. было возвращено письмом Министерства труда и социального развития Ростовской области в адрес УСЗН г. Таганрога. В обоснование своих требований прокурор ссылается на то, что за достижение высоких показателей в работе, Тремполец Е.Ю. была награждена медалью «За службу в таможенных органах», является пенсионером по выслуге лет, что является основанием для присвоения ей звания «Ветеран труда», даже если в календарном исчислении общий трудовой стаж менее 20 лет. Данные доводы суд находит обоснованными, поскольку закрепляя в Федеральном законе «О службе в таможенных органах Российской Федерации» порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы и основы правового положения должностных лиц таможенных органов, федеральный законодатель наряду с иными гарантиями сотрудникам таможенных органов предусмотрел и соответствующий их особому правовому статусу специальный порядок их пенсионного обеспечения. Согласно статье 50 названного Федерального закона пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей (абзац первый пункта 1); при этом порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации (абзац второй пункта 1). Такое законодательное регулирование пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов основано на объективно схожих условиях, в которых находятся указанные лица и иные категории государственных служащих, выполняющих задачи обеспечения охраны правопорядка и обороны страны, и в то же время позволяет учитывать специфику именно таможенной службы как особого вида государственной службы граждан Российской Федерации (статья 1 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации»), призванных прежде всего осуществлять конституционно значимую функцию защиты экономического суверенитета государства. Федеральный законодатель, поручая Правительству Российской Федерации определить порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов, исходил из того, что при введении соответствующего нормативного регулирования Правительство Российской Федерации должно в полной мере учитывать особенности прохождения службы в таможенных органах для целей пенсионного обеспечения, в том числе при решении вопроса о введении для сотрудников таможенных органов дополнительных оснований льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсий. Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации Постановлением от 2 февраля 1998 года № 103 утвердило Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов Российской Федерации. В силу данного Положения в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитывается, в частности, исчисленное в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» время их службы (работы), указанное в статье 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Таким образом, федеральный законодатель установил для лиц, несущих военную службу, службу в правоохранительных органах и службу в таможенных органах, дополнительные гарантии и льготы по пенсионному обеспечению, в частности право на получение пенсии за выслугу лет (статья 5 рассматриваемого Закона, статьи 4 и 5 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), обусловленные спецификой военной и правоохранительной службы и особым статусом лиц, ее несущих, различия в условиях реализации гражданами права на получение трудовой пенсии по старости и пенсии за выслугу лет. Предоставление лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, права получать пенсию за выслугу лет, которая назначается и выплачивается им независимо от возраста при условии прекращения службы, направлено в том числе на защиту от риска утраты или снижения профессиональной трудоспособности в результате длительной службы; пенсия за выслугу лет назначается без ограничения каким-либо сроком и выплачивается в полном размере в период любой иной трудовой деятельности, как и всем другим пенсионерам. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его Постановлении от 18 марта 2004 года № 6-П, выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Из этой правовой позиции следует, что по содержанию и целевому назначению выслуга лет характеризует длительный период служебных отношений, в рамках которого служащим реально выполнялись возложенные на него публично значимые задачи. Учет же в составе выслуги лет иных периодов, как и специальная (более высокая) оценка при ее формировании тех или иных периодов службы, когда имели место особые обстоятельства, влияющие на условия осуществления профессиональной деятельности, относится к сфере усмотрения федерального законодателя. Как это вытекает из ранее принятых решений Конституционного Суда Российской Федерации, в целях поддержки и поощрения лиц, осуществляющих специфические задачи обороны страны и охраны правопорядка, сопряженные с опасностью для их жизни и здоровья, иными значительными издержками этих видов профессиональной деятельности, государство, учитывая свои финансовые возможности и иные факторы, вправе устанавливать льготные условия исчисления выслуги лет, равно как и определять порядок их реализации во времени, в пространстве и по кругу лиц, т.е. решать вопросы о целесообразности и времени введения соответствующего механизма (определения от 18 ноября 2004 года № 407-О, от 20 декабря 2005 года № 483-О). На основании изложенного, суд приходит к убеждению, что на момент обращения Тремполец Е.Ю. в УСЗН г. Таганрога она имела трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет. Таким образом, доводы представителя ответчика о том, что законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» были определены условия назначения пенсии по старости - 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а данный стаж у Тремполец Е.Ю. на момент подачи документов отсутствовал, являются необоснованными, препятствий для присвоения истице звания «Ветеран труда» не имелось, указание ответчиком на отсутствие у истицы необходимого общего трудового стажа, является неправомерным, следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь статьями 167, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора г. Таганрога в интересах Тремполец Е.Ю. к Управлению социальной защиты населения г. Таганрога, 3-е лицо Министерство труда и социального развития Ростовской области о признании незаконным отказа в принятии документов для присвоении звания «Ветеран труда» и принятии документов на присвоение звания «Ветеран труда», - удовлетворить. Признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения г. Таганрога в принятии документов Тремполец Е.Ю. для предоставления к присвоению звания «Ветеран труда». Обязать Управление социальной защиты населения г. Таганрога принять документы Тремполец Е.Ю. и направить в орган исполнительной власти Ростовской области в сфере социальной защиты населения представление о присвоении Тремполец Е.Ю. звания "Ветеран труда". Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Председательствующий подпись Решение изготовлено в окончательной форме 11.07.2011 г.