о возмещении вреда здоровью



К делу № 2-4221-11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 июля 2011 года

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Полиёвой О.М.,

при секретаре Ляпич М.Л.,

с участием прокурора Бондаренко И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаплова О.Н. к Таганрогской таможне о возмещении вреда здоровью,

У С Т А Н О В И Л:

Шаплов О.Н. обратился в Таганрогский городской суд с иском к Таганрогской таможне о возмещении вреда здоровью. В обоснование иска указал, что <дата> при исполнении служебных обязанностей он получил черепно-мозговую травму и был доставлен в травматологическое отделение БСМП <адрес>. Комиссией было установлено, что несчастный случай связан с исполнением служебных обязанностей. Вследствие полученной травмы он длительное время находился на лечении. В августе 2006 г. в связи с истечением срока действия служебного контракта он был направлен на медицинское освидетельствование и признан ограниченно годным к воинской службе. Приказом ФТС РФ -К от <дата> с изменением и дополнением (приказ ФТС РФ -К от <дата>) он был уволен со службы в таможенных органах с <дата> на основании п.п. 8 п. 2 ст. 48 ФЗ от <дата> № 114-ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" по состоянию здоровья на основании заключения врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в таможенных органах. После увольнения со службы в таможенных органах его состояние здоровья ухудшилось. <дата> ему была установлена 2-я группа инвалидности по причине военная травма. Решением Таганрогского городского суда от <дата> ему было отказано в удовлетворении его требований к Таганрогской таможне о признании отказа в выплате пособий необоснованным, обязании произвести расчет и выплаты единовременного пособия, производить ежемесячные выплаты. С <дата> на территории РФ вступил в силу ФЗ от <дата> № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ". Согласно пункта 3 статьи 323 данного закона, при получении должностным лицом таможенного органа в связи с исполнением служебных обязанностей телесного повреждения, исключающего для него возможность в дальнейшем заниматься служебной деятельностью, указанному лицу выплачивается единовременное пособие в размере 5-кратного годового денежного содержания по последней замещаемой им в таможенном органе должности, а также в течение 10 лет пособие в сумме разницы между размером его ежемесячного денежного содержания по последней замещаемой должности и размером назначенной пенсии. Поэтому он обратился в Таганрогскую таможню с заявлением произвести выплату пособий, установленных уже п. 3 ст. 323 данного закона, но ответчиком <дата> в осуществлении выплат было отказано. С чем, истец не согласен и считает отказ ответчика незаконным.

В связи с чем, просит суд взыскать с ответчика пособие в размере 5 кратного годового денежного содержания по последней занимаемой должности в размере 1 481 591 рублей, обязать ответчика производить в течение 10 лет ежемесячные выплаты пособия в сумме разницы между размером ежемесячного денежного содержания по последней замещаемой им должности и размером назначенной ему пенсии.

В судебном заседании истец Шаплов О.Н. и его представитель - Бернев А.Э., действующий по доверенности от 21.06.2011 г., исковые требования поддержали и просили иск удовлетворить.

Представитель ответчика - Ярманова Т.В., действующая по доверенности № 05-36/22212 от 28.12.2010 г., иск не признала, суду пояснила, что в соответствии со ст. 323 ФЗ от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ", при получении должностным лицом таможенного органа в связи с исполнением служебных обязанностей телесного повреждения, исключающего для него возможность в дальнейшем заниматься служебной деятельностью, указанному лицу выплачивается единовременное пособие в размере 5-кратного годового денежного содержания по последней замещаемой им в таможенном органе должности, а также в течение 10 лет - пособие в сумме разницы между размером его ежемесячного денежного содержания по последней замещаемой должности и размером назначенной пенсии. Положения части 3 статьи 323 применяются до дня вступления в силу федерального закона, определяющего условия и порядок прохождения правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы в РФ, и внесения соответствующих изменений в ФЗ от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ». В Свидетельстве о болезни № 21 от 15.09.2006 г. указано заключение ВВК о диагнозе и причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания: военная травма. Согласно выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом от 18.07.2007 г., Шаплову О.Н. присвоена вторая группа инвалидности, причина инвалидности «военная травма». Из предоставленных документов не представляется возможным определить причину признания инвалидом второй группы, что исключает для него возможность в дальнейшем заниматься профессиональной деятельностью. Истцом не представлялись документы о признании его потерпевшим. Должностные лица таможни, давшие показания в ходе служебного исследования несчастного случая и подтвердившие показания в суде по делу № 2-2676/08, свидетельствуют о том, что падение с лестницы произошло не в результате действий третьих лиц, в связи с чем, полагает, что Шаплов О.Н. не может быть признан потерпевшим. Из материалов служебного расследования страхового случая произошедшего с истцом, следует, что он сам, спускаясь по ступенькам, оступился и упал, ударившись головой об пол. Никаких фактов, что истца кто-то столкнул, или другим преступным способом умышленно причинил ему телесные повреждения, в процессе служебного расследования установлено не было. Никаких оснований для сообщения в правоохранительные органы по поводу несчастного случая, произошедшего с Шапловым О.Н., у Таганрогской таможни не было. Поэтому просит в иске отказать.

Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования необоснованными, обозрев в судебном заседании материалы гражданского дела № 2-2676/08 по иску Шаплова О.Н. к Таганрогской таможне о признании отказа в выплате пособий необоснованными, обязании произвести расчет и выплаты единовременного пособия, обязании производить ежемесячные выплаты, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Шаплов О.Н. проходил службу в Таганрогского таможне в должности начальника Таганрогского таможенного поста с <дата>, что подтверждается контрактом о службе в таможенных органах РФ (л.д. 6).

Согласно акту служебного расследования утвержденного начальником таможенного органа <дата> следует, что «<данные изъяты>

Согласно свидетельству о болезни от <дата>, выданному военно-врачебной комиссией консультативно-диагностической поликлиники СКВО Шаплов О.Н. признан ограниченного годным к военной службе (службе в таможенных органах) (л.д. 10-11).

В соответствии с приказом от <дата> Шаплов О.Н. уволен со службы в таможенных органах в соответствии с п.п.4 п. 2 ст. 48 Закона РФ «О службе в Таможенных органах Российской Федерации» (по окончанию срока службы, предусмотренной контрактом) с <дата>

Приказом от <дата> Об изменении в приказ от <дата> Шаплову О.Н. изменено основание увольнение в соответствии с п.п. 8 п. 2 ст. 48 Закона РФ «О службе в Таможенных органах Российской Федерации» (по состоянию здоровья на основании заключения врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в таможенных органах) (л.д.11).

<дата> истец обращался с заявлением на имя начальника Таганрогской таможни о принятии решения по выплате ему пособий предусмотренных п.п. 2 п. 3 ст. 418 Таможенного кодекса РФ.

Согласно ответов и.о. начальника Таганрогской таможни Скачкова С.В. от <дата> <дата>, <дата> в удовлетворении данного заявления истцу отказано. При этом начальник таможенного органа сослался на отсутствие сведений о том, что установленная истцу инвалидность находится в причинной связи с полученной истцом травмой, а также на отсутствие приговора суда или постановления следователя, которые являются основанием для выплаты требуемых пособий.

Согласно справке МСЭ от <дата> Шаплову О.Н. установлена инвалидность второй группы вследствие военной травмы.

<дата> истцу повторно установлена вторая группа инвалидности с указанием причины инвалидности - военная травма.

После вступления на территории РФ в действие Федерального закона от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», истец вновь обратился в Таганрогскую таможню с заявлением на имя начальника Таганрогской таможни о принятии решения о выплате ему пособий, предусмотренных ст. 323 Федерального закона от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ.

Согласно ответу начальника Таганрогской таможни В.В. Коптенко от 28.04.2011 г. в удовлетворении данного заявления истцу отказано. При этом начальник таможенного органа сослался на отсутствие сведений о том, что установленная истцу инвалидность находится в причинной связи с полученной истцом травмой, а указание причины инвалидности с формулировкой «военная травма», определяется гражданам, уволенным с военной службы, в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия или при исполнении иных обязанностей военной службы.

В обоснование иска истец требует назначить ему к выплате пособия и компенсации в соответствии с п. 3 ст. 323 Закона № 311-ФЗ от 27.11.2010 г. «О таможенном регулировании в РФ».

В соответствии со ст. 323 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311-ФЗ при получении должностным лицом таможенного органа в связи с исполнением служебных обязанностей телесного повреждения, исключающего для него возможность в дальнейшем заниматься служебной деятельностью, указанному лицу выплачивается единовременное пособие в размере 5-кратного годового денежного содержания по последней замещаемой им в таможенном органе должности, а также в течение 10 лет - пособие в сумме разницы между размером его ежемесячного денежного содержания по последней замещаемой должности и размером назначенной пенсии. При получении должностным лицом таможенного органа иного телесного повреждения ему выплачивается единовременное пособие в размере пяти ежемесячных денежных содержаний.

Законом определено, что выплата указанных пособий и возмещение ущерба, причиненного имуществу, производятся за счет средств федерального бюджета с последующим взысканием этих сумм с виновных лиц.

Решение о выплате указанных в настоящей статье пособий принимается начальником таможенного органа по месту службы потерпевшего на основании приговора суда или постановления следственных органов о прекращении уголовного дела или приостановлении предварительного следствия, а также постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в связи со смертью подозреваемого.

Таким образом, закон устанавливает условия, что для принятия начальником таможенного органа решения о выплате пособий, предусмотренных ст. 323 Закона № 311-ФЗ, необходимо наличие соответствующих приговора суда или постановления следственных органов о прекращении уголовного дела или приостановлении предварительного следствия, а также постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в связи со смертью подозреваемого, которые являются основанием для принятия начальником таможни решения о выплате пособия.

Порядок выплаты пособий определен распоряжением ФТС России от 19.10.2006 № 385-р, в соответствии с которым решение о выплате пособий принимает начальник таможенного органа по месту службы потерпевшего на основании приговора суда или постановления следственных органов о прекращении уголовного дела или приостановлении предварительного следствия.

Из материалов дела следует, что таких процессуальных документов в отношении произошедшего с истцом события, не выносилось, а само событие является несчастным случаем.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела), применяются к отношениям, возникшим после дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, прямо установленных частью 2 настоящей статьи. Положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это. В иных случаях акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела могут иметь обратную силу, если это прямо предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза или федеральными законами (часть 2 указанной статьи).

Положения статьи 323 указанного ФЗ дублируют положения статьи 418 Таможенного кодекса Российской Федерации, в связи, с чем не могут рассматриваться как положения законодательства, улучшающие положение лиц, не имеют обратной силы, и, следовательно, применяются к отношениям, возникшим после введения в действие Федерального закона.

Ссылка истца и его представителя на то, что вред здоровью истца подлежит возмещению независимо от вины ответчика, как указано в постановлении Конституционного Суда РФ от 15 июля 2009 года № 13-П, судом отклоняется, поскольку данное обстоятельство имело бы значение при возмещении вреда в порядке ст. 29 Закона РФ «О милиции», что следует из постановления Конституционного Суда РФ от 15 июля 2009 года № 13-П. Однако, к сотрудникам таможенных органов положения ст. 29 Закона «О милиции» не применяются.

В связи с этим, подлежат отклонению доводы истца и его представителя о применении при рассмотрении данного спора правовой позиции, приведенной в Постановлении Конституционного Суда от 15 июля 2009 года № 13-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросами Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода и Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода», поскольку Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 13-П от 1.07.2009 г. пришел к выводу о том, что статья 1084 ГК Российской Федерации не исключает, а, напротив, предполагает обеспечение выплаты государством в полном объеме возмещения такого вреда, но лишь в качестве меры гражданско-правовой ответственности государственных органов или их должностных лиц как причинителей этого вреда.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

По ранее рассмотренному гражданскому делу № 2-2676-08 по иску Шаплова О.Н. к Таганрогской таможне о признании отказа в выплате пособий необоснованным, обязании произвести расчет и выплаты единовременного пособия, обязании производить ежемесячные выплаты, решением Таганрогского городского суда от 27 мая 2008 г., оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 10 июля 2008 г., обстоятельства получения истцом травмы 23.03.2006 г. были исследованы и судом установлено, что 23.03.2006 г. с истцом, находившимся при исполнении служебных обязанностей, произошел несчастный случай, в результате которого истец получил телесные повреждения, в связи с чем, они являются обязательными для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела, в котором участвуют те же лица, что прямо предусмотрено статьей 61 ГПК РФ.

Поскольку сам по себе факт травмы является несчастным случаем, данное событие не является основанием для удовлетворения иска по указанным истцом основаниям. При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Шаплова О.Н. к Таганрогской таможне о возмещении вреда здоровью, - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

Решение изготовлено в окончательной форме 12.07.2011 г.