о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищные условий



К делу № 2-2843-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июля 2011 года         г. Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе

председательствующего судьи Курасовой Е.А.,

при секретаре Драгныш Т.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поготовой В.Е. к Администрации <адрес>, Министерству территориального развития архитектуры и градостроительства <адрес>, Министерству труда и социального развития <адрес> о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании поставить на квартирный учет, обязании обеспечить жилым помещением, суд

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском к Администрации <адрес>, Министерству территориального развития архитектуры и градостроительства <адрес>, Министерству труда и социального развития <адрес> о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании поставить на квартирный учет, обязании обеспечить жилым помещением. В обосновании исковых требований указала, что она является участником Великой Отечественной войны, несовершеннолетним узником фашистских концентрационных лагерей с инвалидностью <данные изъяты> группы, реабилитированной жертвой политических репрессий, это подтверждается Указом Президента Российской Федерации №1235 от 15.10.1992г, Постановлением Министерства труда и социального развития РФ №20 от 07.07.1999г. «Об утверждении разъяснения «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны». В настоящее время она проживает в <адрес>. Квартира принадлежит Г. на основании договора передачи от <дата>, которым производственное объединение <данные изъяты> передал в собственность Г. целую квартиру общей площадью 63,2 кв. метра и жилой площадью 39 кв.м. В данной квартире проживают 3 семьи, это собственник квартиры Г.л. с мужем - Р., сыном Д., <данные изъяты> года рождения, дочерью собственницы жилища-Л. с мужем и истицей. Своего жилья истец не имеет и вынуждена проживать с лицом противоположного пола, т.е. с взрослым внуком Д. в одной комнате. Она имеет право постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и на получение жилища. Собственница квартиры требует от истца освобождения жилой площади в связи тем, что её сын, Е. имеет намерение жениться, обзавестись семьей и квартире с 3-мя жилыми комнатами вынуждены будут проживать 4 семьи. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008г. за №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» с изменениями внесенными Указом Президента РФ №30 от 09 января 2010 года, Указ Президента РФ №1235 от 15.10.1992г. и Постановлением Министерства труда социального развития РФ №20 от 07.07.1999г. истец также имеет право на улучшение жилищных условий. Данным Указом Президента РФ устанавливается норма общей площади жилья одного человека в размере 22 кв. метра. Истец обращалась в Администрацию <адрес> с заявлением о признании ее нуждающейся в жилой площади и постановке на учет для улучшения жилищных условий. Однако истцу было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, сославшись на то, что в квартире, где проживает истец, на каждого члена семьи, зарегистрированного по данному адресу, приходится больше 10 кв.м. общей площади в жилом помещении, т. к. квартира имеет общую площадь в 63,2 кв.м. Истец просит суд признать незаконным отказ Администрации <адрес> в постановке на учёт качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны, несовершеннолетнего узника фашистских концентрационных лагерей с инвалидностью <данные изъяты> группы Поготовой В.Е.. Обязать Администрацию <адрес> поставить на квартирный учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий участника Великой Отечественной войны, несовершеннолетнего Узника фашистских концентрационных лагерей с инвалидностью <данные изъяты> группы Поготовой В.Е.. Обязать Министерство социального развития <адрес>, Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства <адрес>, Администрацию <адрес> обеспечить Поготовой В.Е. жилым помещением в соответствии с нормами общей жилой площади определенными Указом Президента РФ №714 от 07.05.2008г. с изменениями от 09.01.2010г. №30.

В судебном заседании истец Поготова В.Е. заявленные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объеме. Дополнительно суду пояснила, что с 1992 года она проживает в одной комнате со своим внуком. В настоящее время он вернулся со службы в Российской армии и ей приходится испытывать большие неудобства, проживая с ним снова в одной маленькой комнате, поскольку она очень плохо слышит, вынуждена очень громко включать свой телевизор, чтобы что-то услышать, в связи, с чем внуку приходится часто спать в коридоре на полу. Однако, у ее семьи нет возможности выделить ей отдельную комнату, так как в двух других комнатах проживает сын с невесткой и внучка с мужем. Истица просила суд удовлетворить ее иск, поскольку она нуждается в отдельном помещении для проживания. Полагает, что действующий Указ президента от 2008 года предусматривает ее нуждаемость в жилье. Суду пояснила, что ничего лишнего она у родины не просит, возраст у нее слишком преклонный, однако хотелось бы оставшееся ей время прожить в достойных условиях и никому не мешать, ни детям, ни внукам. Будучи несовершеннолетней девушкой в 1942 году она была угнана в Германию, где до марта 1945 года находилась в лагере в <адрес> под <адрес>, где угнанных использовали на работах на шлифовальных станках на заводе «Юрид». В марте 1945 года она убежала из лагеря, перешла немецкую границу и до мая 1945 года скрывалась в Чехословакии, в семье чехов, с которыми и по настоящее время переписывается. После освобождения из Чехословакии она вернулась домой в <адрес>. Долгие годы поддерживала связи с такими же узниками лагеря и в 1999 году ей прислали по поручению автора книгу «Внутренний фронт» художественно-документальную повесть <данные изъяты>, книгу-воспоминание о подвиге советских людей в годы ВОВ, угнанных в фашистское рабство, о лагере, в котором она находилась и о подпольщиках в дрезденских концлагерях. Истица просила иск удовлетворить, поскольку проживая на 9 этаже, где часто не работает лифт, истица в силу своего возраста, ей <данные изъяты> лет даже не выходит во двор подышать воздухом, поскольку пешком она не сможет подняться к себе в квартиру.

Ответчик - представитель Администрации <адрес> Шатская Ю.Ж., действующая на основании доверенности от 28.10.2010 года заявленные исковые требования не признала, представила в суд письменные возражения на исковые требования. В указанных возражениях представитель ответчика указала, что Администрация <адрес> считает незаконными и необоснованными требования истца по следующим основаниям: Указ Президента РФ от 07.05.2008 N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предусматривает обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995г. N5-ФЗ "О ветеранах". Федеральный закон от 19.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года №714, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством. Нуждаемость граждан в предоставлении жилых помещений определяется по правилам ст.51 ЖК РФ. В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Минимальный размер площади, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен Решением Городской Думы города Таганрога от 29.09.2005 года №109 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» в размере 10 кв.м. общей площади на каждого члена семьи. Исходя из материалов учетного дела Истец обратился в Администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. С заявлением Истцом был представлен пакет документов, согласно которому Истец с 1991 года проживает в благоустроенной изолированной квартире по <адрес> (общей площадью 63,2 кв.м.), принадлежащей на праве собственности Г. на основании договора передачи от <дата> . В соответствии с копией лицевого счета в данной квартире зарегистрированы 5 человек (сын заявителя Р., невестка Г., внуки Е., О.). Таким образом, Истец проживает в квартире общей площадью 63,2 кв.м. проживают 5 человек, на каждого из которых приходится 12,64 кв.м. общей площади жилого помещения, что превышает учетную норму, установленную Решением Городской Думы города Таганрога от 29.09.2005 года №109 в размере 10 кв.м. и менее. Кроме того, наличие самостоятельного, законного и бессрочного права пользования гр. Поготовой В.Е. занимаемым жилым помещением также подтверждается правовой позицией Верховного суда РФ, выраженной в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которому при рассмотрении иска собственника жилого помещения о признании бывшего члена его семьи утратившим право пользования этим жилым помещением необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 19 Вводного закона действие положений части 4 статьи 31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором. К названным в статье 19 Вводного закона бывшим членам семьи собственника жилого помещения не может быть применен пункт 2 статьи 292 ГК РФ, так как, давая согласие на приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, без которого она была бы невозможна (статья 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"), они исходили из того, что право пользования данным жилым помещением для них будет носить бессрочный характер и, следовательно, оно должно учитываться при переходе права собственности на жилое помещение по соответствующему основанию к другому лицу (например, купля-продажа, мена, дарение, рента, наследование). Аналогичным образом при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу должен решаться вопрос о сохранении права пользования этим жилым помещением за бывшим членом семьи собственника жилого помещения, который ранее реализовал свое право на приватизацию жилого помещения, а затем вселился в иное жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя по договору социального найма и, проживая в нем, дал необходимое для приватизации этого жилого помещения согласие. Так, согласно заявлению на приватизацию занимаемого жилого помещения по адресу <адрес> Поготова В.Е. отказалась от приобретения в собственность данного жилого помещения путем его приватизации и дала согласие на приватизацию в пользу Г., без которого она была бы невозможна. В соответствии с п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Таким образом, довод истца о намерении собственника выселить его из занимаемого жилого помещения, находящегося на законном самостоятельном праве бессрочного пользования, не основан на законе. В связи с чем, в целях недопущения нецелевого расходования средств федерального бюджета Администрацией <адрес> было отказано заявителю в постановке на учет нуждающихся граждан.

Ответчик - представитель Министерства труда и социального развития <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о месте и времени слушания дела, направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ. Кроме того дополнительно суду пояснил, что исковые требования не признает по следующим основаниям. На основании пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон), членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий установлены меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной ) войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, ставшие на учет после 1 марта 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Согласно статье 23.2 Закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по течению жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального бюджета компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В случае использования средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов     Российской федерации Органы местного самоуправления полномочиями по обеспечению жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших учет до 01 марта 2005 года, в соответствии со статьей 21 Федерального закона «О ветеранах». В соответствии с Федеральными законами от 12.01.95 N 5-ФЗ «О ветеранах» от 24.11.95 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Установлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614 «Об утверждении Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из (федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» и в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, постановлением <адрес> от 03.08.2007г. №312 утверждено Положение о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - положение). Данное положение определяет норму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории <адрес>, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, за счет субвенций из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации, путем предоставления мер социальной поддержки при оплате сделок по договорам купли-продажи, мены (в части (доплаты), долевого участия в строительстве многоквартирных домов, подлежащих сдаче в текущем финансовом году (далее - жилье). Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется в форме субсидий. Получение субсидии является добровольным и носит заявительный характер. Заявление подается персонально каждым гражданином, за исключением семей, имеющих детей-инвалидов. Членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, согласно пункту 2.1.5 положения, имеющим право на обеспечение жильем за счет субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», вставшим на учет до 1 марта 2005 года, предоставляются субсидии. Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии является заявление, поданное гражданином, относящимся к категориям, указанным в пункте 2 положения, на имя руководителя уполномоченного органа - министерства труда и социального развития области по установленной форме, а также одновременно с заявлением - следующие документы, из которых формируется учетное дело: заверенная администрацией муниципального образования копия распорядительного документа органа местного самоуправления о постановке на 1ет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с указанием состава семьи; заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих право на получение субсидии по обеспечению жильем за счет субвенций, (поступающих в областной бюджет из федерального бюджета (удостоверение, справка); акт проверки жилищных условий на момент постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (подлинник), заверенный органом местного самоуправления; распорядительный документ органа местного самоуправления о внесении изменений в состав семьи; заверенная администрацией муниципального образования копия свидетельства о рождении ребенка-инвалида; справка с места жительства и о регистрации всех членов семьи на момент предоставления субсидии; справка о составе семьи на момент предоставления субсидии; заверенные администрацией муниципального образования копии паспортов всех совершеннолетних членов семьи; заверенные администрацией муниципального образования копии свидетельств о рождении несовершеннолетних членов семьи ребенка-инвалида, браке, разводе членов семьи; справки из органов, осуществляющих техническую инвентаризацию и государственную регистрацию прав, о наличии (отсутствии) собственности у всех членов семьи на момент предоставления субсидии (подлинник); договор найма (поднайма) жилого помещения, в котором в настоящее время [проживает семья; копии правоустанавливающих документов, заверенные администрацией муниципального образования, на жилое помещение, предоставленное семье по договору найма (поднайма); акт проверки жилищных условий по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению на момент предоставления субсидии по обеспечению жильем (подлинник), заверенный органом местного самоуправления; выписка из домовой книги, копия лицевого счета, заверенная администрацией муниципального образования (подлинник). Сбор документов осуществляется гражданином самостоятельно. По информации управления социальной защиты населения <адрес> истец является бывшим несовершеннолетним узником фашизма, лицом, пострадавшим от политических репрессий, инвалидом общего заболевания, ветераном труда. Однако на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации <адрес> не состоит, в связи с чем права на меру социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в настоящее время она не имеет. Вопросы признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановки их на квартирный учет относятся к компетенции органов местного самоуправления Министерство груда и социального развития <адрес> действует в соответствии с Положением о министерстве труда и социального развития Ростовской области, утвержденного постановлением Администрации Ростовской области №25 от 16012001 года, согласно которому министерство является областным органом исполнительной власти, обеспечивающим во взаимодействии с другими областными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, территориальными государственными внебюджетными фондами, организациями, общественными объединениями проведение единой государственной политики в области труда и социальной защиты населения. В полномочия министерства труда и социального развития <адрес> входит финансовое обеспечение и доведение лимитов бюджетных обязательств подведомственным ему учреждениям, финансирование программ и мероприятий в сфере труда и социальной защиты населения в пределах средств, выделяемых на эти цели, и другие бюджетные полномочия, установленные законодательством <адрес>. Финансирование расходов на содержание министерства труда и социального развития области и осуществление его финансовых полномочий производится за счет средств областного бюджета. Министерство труда и социального развития <адрес> -бюджетное учреждение, не имеющее собственных средств, и в силу бюджетного законодательства, является получателем бюджетных средств. Деятельность министерства труда и социального развития <адрес> финансируется за счет средств областного бюджета, следовательно, на основании ст.162, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации министерство обязано использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением и сводной бюджетной росписью на соответствующий год. Министерство труда и социального развития области составляет и исполняет бюджетную смету, принимает и исполняет.

Ответчик - представитель Министерства территориального развития архитектуры и градостроительству <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о месте и времени слушания дела, направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ. Кроме того указал, что с исковыми требованиями в части обязания обеспечить Поготову В.Е. жилым помещением не согласны. В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета осуществляется в случае, если они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий находится в компетенции органа местного самоуправления,т.е. Администрации <адрес>. Оспаривание незаконных действий Администрации <адрес>, а именно отказ в постановке на квартирный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании поставить на квартирный учет, напрямую не связано с обязательством министерства территориального развития области обеспечить Поготову В.Е. жилымпомещением. Министерством территориального развития области вотношении Поготовой В.Е. незаконных действий подлежащих обжалованию совершено не было. После признания ветерана Великой Отечественной войны нуждающимся в улучшении жилищных условий, он обеспечивается жильём в соответствии с постановлением Администрации области от 03.08.2007 №312 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов». Указанный порядок предусматривает предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем в форме субсидий, предоставляемых ветеранам. Учетное дело Поготовой В.Е. в министерство территориального развития архитектуры и градостроительства не поступало. Документы в соответствии с требованием постановления Администрации РО от 03.08.2007г. №312 не направлялись. В случае признания судом Поготовой В.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на квартирный учет, Администрации <адрес> должна направить учетное дело Поготовой В.Е. в министерство труда и социального развития области и в министерство территориального развития области, где принимается решение о предоставлении Поготовой В.Е. субсидии на приобретение жилого помещение. После поступления средств федерального бюджета в областной бюджет, а также в соответствии с решением областной межведомственной комиссии министерство труда и социального развития области готовит проект распоряжения <адрес> о пофамильном распределении средств на текущий год. На основании указанного распоряжения министерство территориального развития области, как главный распорядитель денежных средств, предоставляет гражданину (ветеран} ВОВ» субсидию на приобретение жилья. Таким образом, в отношении Поготовой В.Е. отсутствует незаконный отказ в обеспечении жилым помещением.

В судебном заседании допрошены свидетели:

Свидетель Н. суду показала, что она проживает на 9 этаже дома по <адрес>, по соседству с истицей на протяжении 20 лет. Поготова В.Е. является участником Великой Отечественной войны, несовершеннолетним узником фашистских концентрационных лагерей, инвалид <данные изъяты> группы, ей <данные изъяты> лет. С Поготовой В.Е. в квартире проживает: её невестка - Г., сын - Р., её внук - Е. и её внучка - Л. со своим мужем В.. Поготовой В.Е. проживает в одной комнате со своим внуком - В.. В квартиру Р. свидетель часто ходит, так как у нее нет стационарного телефона, и звонит она от них. В комнату к Поготовой В.Е. и ее внука заходит, там стоит диван-кровать, на котором спит истица и кресло, на котором спит В., а также шкаф и телевизор. Телевизор очень громко работает, слышно даже в подъезде, поскольку истица очень плохо слышит, и чтобы с ней разговаривать нужно громко кричать. Со слов истицы, свидетель знает, что она сама оплачивает за себя коммунальные услуги, с пенсии дает своим детям деньги на еду, одежду и другие предметы бытового использования. Свидетель подтвердила, что истица не имеет возможности спускаться во двор, поскольку лифт в подъезде часто ломается.

Свидетель И. суду показала, что она проживает в доме по <адрес> по соседству с истицей на протяжении уже около 15- 20 лет. Поготова В.Е является участником Великой Отечественной войны, несовершеннолетним узником фашистских концентрационных лагерей, инвалид <данные изъяты> группы, ей <данные изъяты> лет. Свидетель часто приходит к истице, поскольку является инвалидом по зрению и не может сама заполнять квитанции об оплате за коммунальные услуги, а истица в очках заполняет ей все квитанции, которые она оставляет ее невестке Г., которая оплачивает их на почте, поскольку является работником почты. Свидетель подтвердила, что в квартире истицы также проживают еще 5 человек, ее невестка - Г., ее сын - Р., её внук - Е. и её внучка - Л. со своим мужем Сергеем. В квартире три комнаты и истица с внуком, который вернулся из армии занимают самую маленькую комнату. Квартира Поготовой В.Е. распложена на 9-м этаже, лифт в доме часто ломается. На улицу Поготова В.Е. практически не выходит. Свидетель приходит к ней в гости, и они сидят на балконе. Свидетель показала, что истица жаловалась ей о том, что она постоянно громко включает телевизор, чтобы услышать новости, а ее внук не может спать вместе с ней в комнате и спит иногда в коридоре. У Поготовой В.Е. очень плохое состояние здоровья, во-первых, потому, что ей уже <данные изъяты> лет, а во-вторых, потому что подорвала его еще будучи угнанной немцами в лагерь.

Свидетель Е. суду показал, что он проживает в доме по <адрес> практически с рождения и сколько себя помнит всегда жил в комнате вместе с бабушкой Потовой В.Е.. Бабушка сейчас спит на диване, а он на кресле-кровати, поскольку он недавно вернулся со службы в рядах Российской армии и своего жилья у него нет. В их квартире также проживают его мама, папа, сестра и зять. Свидетель подтвердил, что бабушка очень плохо слышит и когда смотрит телевизор, делает звук очень громко, в одной комнате с ней находиться просто невозможно. Квартира расположена на 9-м этаже. Лифт в доме старый, постоянно ломается. На улицу бабушка выходит редко, так как подняться на 9-й этаж для неё просто невозможно, поднимается бабушка на 9-й этаж около часа, очень медленно. К тому же у бабушки начинается отдышка уже на первом этаже, поднимается давление, она плохо себя чувствует потом. К бабушке приходит её подружка с квартиры И., и они вместе с ней, вместо выхода на улицу, сидят на балконе, где дышат свежим воздухом. Свидетель подтвердил, что за коммунальные услуги бабушка платит сама ежемесячно, со своей пенсии дает деньги, так же дает деньги на продукты, поскольку она питается не такими продуктами как другие члены семьи в силу своего возраста <данные изъяты> лет. Коммунальные услуги и продукты покупает мама свидетеля, которая оплачивает коммунальные услуги, так как она работает на почте.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив, материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Поготовой В.Е. обоснованы и подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего,

Согласно Указа Президента РФ от 07.05.2008 №714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995г. №5-ФЗ "О ветеранах".

Обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по обеспечению жильем предусмотрено ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

Нуждаемость граждан в предоставлении жилых помещений определяется по правилам ст.51 ЖК РФ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с ч.ч.4, 5 ст.50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Минимальный размер площади, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен Решением Городской Думы города Таганрога от 29.09.2005 года №109 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» в размере 10 кв. м общей площади на каждого члена семьи.

Судом установлено, что истец является несовершеннолетним узником фашистских концентрационных лагерей с инвалидностью <данные изъяты> группы, реабилитированной жертвой политических репрессий, что подтверждается имеющими в деле удостоверением от 11.04.1994 года, свидетельством от <дата>, справкой <данные изъяты> от <дата>. Кроме того, в материалах дела имеется справка Федеральной службы безопасности Российской Федерации Управления по <адрес> от <дата> , которая выдана в том, что истица Майорова (Поготова) В.Е. <данные изъяты> года рождения. <дата> по мобилизации немцами была вывезена в Германию, где с <дата> по март 1945 года работала на шлифовальном станке на заводе «Юрид» <адрес> вблизи <адрес>, проживала в лагере. С марта 1945 года по май 1945 года скрывалась в Чехословакии. На принудительных работах находилась до мая 1945 года. После освобождения направлена на госпроверку, в ходе, которой установлено, что за период пребывания в Германии преступлений против Родины она не совершала. К месту жительства прибыла в июне 1945 года в <адрес>.

В настоящее время она проживает в квартире в доме по <адрес>.

Согласно имеющимся в материалах дела справкам МУП «БТИ» указанная квартира принадлежит Г. на основании договора передачи от <дата>, которым производственное объединение <данные изъяты> передал в собственность Г. целую квартиру общей площадью 63,2 кв. метра и жилой площадью 39 кв.м.

Суд не принимает доводы представителя ответчика о том, что истец обеспечен жилой площадью свыше учетной нормы на территории <адрес> и этого достаточно для отказа истице в постановке ее на учет и предоставлении жилья как льготнику.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять     законами     субъектов     Российской     Федерации     органы     местного самоуправления полномочиями по обеспечению жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших учет до 01 марта 2005 года, в соответствии со статьей 21 Федерального закона «О ветеранах». В соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» от 24.11.95 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Установлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 №614 «Об утверждении Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из (федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» и в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, постановлением Администрацией Ростовской области от 03.08.2007г. №312 утверждено Положение о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определяет норму, и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Ростовской области, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, за счет субвенций из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации, путем предоставления мер социальной поддержки при оплате сделок по договорам купли-продажи, мены (в части(доплаты), долевого участия в строительстве многоквартирных домов, подлежащих сдаче в текущем финансовом году (далее - жилье).

Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется в форме субсидий. Получение субсидии является добровольным и носит заявительный характер. Заявление подается персонально каждым гражданином, за исключением семей, имеющих детей-инвалидов. Членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, согласно пункту 2.1.5 положения, имеющим право на обеспечение жильем за счет субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», вставшим на учет до 1 марта 2005 года, предоставляются субсидии. Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии является заявление, поданное гражданином, относящимся к категориям, указанным в пункте 2 положения, на имя руководителя уполномоченного органа - министерства труда и социального развития области по установленной форме, а также одновременно с заявлением - следующие документы, из которых формируется учетное дело: заверенная администрацией муниципального образования копия распорядительного документа органа местного самоуправления о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с указанием состава семьи; заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих право на получение субсидии по обеспечению жильем за счет субвенций, (поступающих в областной бюджет из федерального бюджета (удостоверение, справка); акт проверки жилищных условий на момент постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (подлинник), заверенный органом местного самоуправления; распорядительный документ органа местного самоуправления о внесении изменений в состав семьи; справка с места жительства и о регистрации всех членов семьи на момент предоставления субсидии; справка о составе семьи на момент предоставления субсидии; заверенные администрацией муниципального образования копии паспортов всех совершеннолетних членов семьи; заверенные администрацией муниципального образования копии свидетельств о рождении несовершеннолетних членов семьи ребенка-инвалида, браке, разводе членов семьи; справки из органов, осуществляющих техническую инвентаризацию и государственную регистрацию прав, о наличии (отсутствии) собственности у всех членов семьи на момент предоставления субсидии (подлинник); договор найма (поднайма) жилого помещения, в котором в настоящее время проживает семья; копии правоустанавливающих документов, заверенные администрацией муниципального образования, на жилое помещение, предоставленное семье по договору найма (поднайма); акт проверки жилищных условий по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению на момент предоставления субсидии по обеспечению жильем (подлинник), заверенный органом местного самоуправления; выписка из домовой книги, копия лицевого счета, заверенная администрацией муниципального образования (подлинник). Сбор документов осуществляется гражданином самостоятельно.

Вопросы признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановки их на квартирный учет относятся к компетенции органов местного самоуправления.

Министерство труда и социального развития Ростовской области действует в соответствии с Положением о министерстве труда и социального развития Ростовской области, утвержденного постановлением Администрации Ростовской области №25 от 16012001 года, согласно которому министерство является областным органом исполнительной власти, обеспечивающим во взаимодействии с другими областными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, территориальными государственными внебюджетными фондами, организациями, общественными объединениями проведение единой государственной политики в области труда и социальной защиты населения. В полномочия министерства труда и социального развития Ростовской области входит финансовое обеспечение и доведение лимитов бюджетных обязательств подведомственным ему учреждениям, финансирование программ и мероприятий в сфере труда и социальной защиты населения в пределах средств, выделяемых на эти цели, и другие бюджетные полномочия, установленные законодательством Ростовской области. Финансирование расходов на содержание министерства труда и социального развития области и осуществление его финансовых полномочий производится за счет средств областного бюджета. Министерство труда и социального развития Ростовской области учреждение бюджетное, не имеющее собственных средств, и в силу бюджетного законодательства, является получателем бюджетных средств.

Деятельность министерства труда и социального развития Ростовской области финансируется за счет средств областного бюджета, следовательно, на основании статей 162, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации министерство обязано использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением и сводной бюджетной росписью на соответствующий год. Министерство труда и социального развития области составляет, принимает и исполняет бюджетную смету.

При рассмотрении конкретного гражданского дела суд пришел к выводу о том, что истица, несмотря на то, что проживает в квартире общей площадью 63,2 кв.м., в семье из 5-ти человек, на каждого из которых приходится 12,64 кв.м. общей площади жилого помещения, что превышает учетную норму, установленную Решением Городской Думы города Таганрога от 29.09.2005 года №109 в размере 10 кв.м. нуждается в предоставлении ей жилого помещения. При этом суд исходит из того, что истица имеет преклонный возраст, проживает в квартире, в которой проживает еще две семьи, квартира расположена на 9 этаже. В комнате площадью 14 кв.м. с истицей проживает совершеннолетний внук Е. <дата> года рождения.

Согласно справке от 26.03.2010 года в указанной квартире проживают собственник квартиры Г. <дата> г.о., Р. <дата> г.р., Е. <дата> г.р., Л. <дата> г.р., Поготовой В.Е. <дата> г.р. Кроме того, в судебном заседании установлено, что фактически в квартире проживают 6 человек, поскольку муж Л., внучки истицы В. <дата> года рождения, также проживает в указанной квартире. Данный факт подтвержден свидетельством о заключении брака от <дата>, а также показаниями свидетелей И. и Т., которые около двадцати лет проживают в соседних квартирах с истицей и ее семьей и близко общаются. Так, все свидетели показали, что истица находится в комнате вместе с совершеннолетним внуком, кроме того, с ней проживают в квартире еще ее сын Р., невестка Г., внучка Л. и муж внучки В..

Анализируя изложенное и при фактическом проживании в квартире истицы 6 (шести) человек, суд пришел к выводу, что при определении учетной нормы в квартире общей площадью 63,2 кв.М. и жилой площадью 39 кв.м. на одного члена семьи приходится 10,5 м.кв., что является незначительной разницей между 10 м.кв., учетной нормы, установленной Решением Городской Думы города Таганрога от 29.09.2005 года №109.

Доводы ответчиков, указанные в возражениях представленных суду в части того, что истица отказалась от приватизации в пользу невестки Г. в <дата> году, что влечет для нее правовые последствия при постановке на данный учет, суд расценивает критически. Поскольку истица на момент приватизации не знала и не могла знать о том, что в 2008 году этот факт будет принят во внимание при постановке ее учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с принятием Указа Президента №714 от 07.05.2008 года с изменениями от 09.01.2010 года №30. По мнению суда, отказ истицы от участия в приватизации более 15 лет назад, не должен ущемлять ее прав, предусмотренных действующим законодательством.

Кроме того, судом установлено, что в своем отзыве Администрация <адрес> ссылалась на факт того, что у сына истицы Поготова А.Г. имеется на праве собственности часть домовладения в <адрес>.                           

Проверив данные утверждения суд установил, что Администрацией <адрес> ошибочно был установлен вышеуказанный факт, поскольку из представленной суду Администрацией <адрес> выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества следует, что в ней указан не сын истицы Р. <дата> года рождения, а иное лицо Р. <дата> года рождения. Таким образом судом установлено, что никто из проживающих вместе с истицей родственников не имеет на праве собственности иных жилых помещений, домовладений и т.д.

Доводы представителя Администрации <адрес> о том, что ими отказано заявителю в постановке на учет нуждающихся граждан, в целях недопущения нецелевого расходования средств федерального бюджета Администрацией <адрес>, суд полагает необоснованными и не соответствующими действительности.

Поскольку при рассмотрении настоящего спора судом достоверно установлено, что истица имеет право на улучшение жилищных условий и нуждается в жилом помещении. В связи с чем, удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу о том, что в данном случае имеет место целевое расходование средств федерального бюджета, непосредственно направленное на выполнение Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30), который был издан в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, с целью завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995г. №5-ФЗ "О ветеранах".(в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30).

Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств дела суд полагает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Поготовой В.Е. к Администрации <адрес>, Министерству территориального развития архитектуры и градостроительству <адрес>, Министерству труда и социального развития <адрес> о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании поставить на квартирный учет, обязании обеспечить жилым помещением - удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации <адрес> в постановке на учёт в качестве     нуждающейся     в улучшении     жилищных условий ветерана Великой отечественной войны, несовершеннолетнего узника фашистских концентрационных лагерей с инвалидностью <данные изъяты> группы Поготовой В.Е..

Обязать Администрацию <адрес> поставить на квартирный учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Поготову В.Е..

Обязать Министерство     социального развития <адрес>, Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства <адрес> обеспечить Поготову В.Е. жилым помещением в соответствии с нормами общей жилой площади определенными Указом Президента РФ №714 от 07.05.2008 года, с изменениями от 09.01.2010 года №30.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 22 июля 2011 года.

Председательствующий судья                                                      Курасова Е.А.