К делу № 2-2844/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 08 июня 2011 года г. Таганрог Таганрогский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Курасовой Е.А., при секретаре Драгныш Т.Д., с участием помощника прокурора Латышевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <адрес> в интересах Холодилиной Е.М. к <адрес>, Администрации <адрес> о признании права на предоставлении жилья во внеочередном порядке, об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, суд УСТАНОВИЛ: Прокурор <адрес> в интересах Холодилиной Е.М. обратился в суд с иском к Администрации <адрес> о признании права на предоставление жилья во внеочередном порядке и об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение. В обосновании иска указал, что Постановлением Главы Администрации <адрес> от 10.09.1996 № несовершеннолетняя Холодилина Е.М. определена в детский дом как оставшаяся без попечения родителей, за ней закреплена часть жилой площади в домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежавшее на праве собственности ее матери - <данные изъяты> Решением Таганрогского городского суда от <дата> родители истца Холодилиной Е.М. - <данные изъяты> лишены родительских прав в отношении дочери Холодилиной Е.М. Впоследствии, Постановлением Администрации <адрес> от 24.12.2001 г. пункты 2 и 3 постановления Главы Администрации <адрес> от 10.09.1996 № о закреплении за несовершеннолетней Холодилиной Е.М. жилой площади в домовладении № по <адрес> отменено, в связи с его отчуждением, произведенным <данные изъяты> на основании договора купли-продажи от <дата>. Одновременно на имя матери истца -<данные изъяты> приобретена квартира № по пер. <адрес>, в связи с чем, Постановлением Администрации <адрес> от 24.12.2001 № за несовершеннолетней Холодилиной Е.М. закреплено право пользования указанной квартирой. Постановлением Главы Администрации <адрес> от 23.03.2009 № отменено закрепление за Холодилиной Е.М. права пользования жилой площадью квартиры № по пер. <адрес> поскольку размер общей площади, приходящейся на одного члена семьи <данные изъяты>, был ниже учетной нормы площади жилого помещения, предусмотренной законом. Постановлением Администрации <адрес> от 29.05.2009 № Холодилина Е.М. принята на квартирный учет в Администрацию <адрес> в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и включена в отдельный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилья. Истец также указал, что Администрацией <адрес> был сформирован и направлен в Министерство образования области список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств областного бюджета, в список был также включен истец Холодилина Е.М., однако список утвержден не был, Холодилина Е.М. жилым помещением не обеспечена. Учитывая изложенное, истец просит суд признать, что Холодилина Е.М. имеет право на внеочередное обеспечение жилой площадью, а также обязать Администрацию <адрес> и <адрес> обеспечить Холодилину Е.М. жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям. В судебном заседании помощник Прокурора <адрес> Латышева В.В. заявленные исковые требования подержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Дала суду пояснения, аналогичные содержанию искового заявления. В судебном заседании истец Холодилина Е.М. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить. Представитель ответчика Администрации <адрес> - Зайцева А.А., действующая на основании доверенности № от 01.02.2011 года, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, при этом не отрицала обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика Администрации <адрес>, в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, причины неявки суду не известны. Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика Администрации <адрес>, в порядке ст. 167 ГПК РФ. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; зашиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах: охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образование (в ред. Федерального закона от <дата> №43-ФЗ). Суд находит правомерным обращение Прокурора <адрес> в суд с иском в интересах Холодилиной Е.М. к Администрации <адрес> о признании права на предоставление жилья во внеочередном порядке и об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение. Судом установлено, что Постановлением Главы Администрации <адрес> от 10.09.1996 № несовершеннолетние Холодилина Е.М. и ее брат <данные изъяты> определены в детский дом как оставшиеся без попечения родителей. Указанным Постановлением Главы Администрации <адрес> за несовершеннолетней Холодилиной Е.М. закреплена часть жилой площади в домовладении, расположенном по адресу: <адрес> принадлежавшего на праве собственности матери - <данные изъяты>. Решением Таганрогского городского суда от <дата> родители истца Холодилиной Е.М. - <данные изъяты> лишены родительских прав в отношении двух детей: истца Холодилиной Е.М. и <данные изъяты>. (л.д.15-16). Как следует из свидетельства о смерти <дата> отец истца Холодилиной Е.М. - <данные изъяты> умер (л.д.17). Постановлением Администрации <адрес> от 24.12.2001 г. пункты 2 и 3 постановления Главы Администрации <адрес> от 10.09.1996 № о закреплении за несовершеннолетними <данные изъяты> и Холодилиной Е.М. жилой площади в домовладении № по <адрес> отменено в связи с его отчуждением, произведенным <данные изъяты> на основании договора купли-продажи от <дата>. Одновременно на имя матери истца -<данные изъяты> была приобретена квартира № по <адрес>, в связи с чем Постановлением Администрации <адрес> от 24.12.2001 № за несовершеннолетними <данные изъяты>. и Холодилиной Е.М. было закреплено право пользования указанной квартирой, несовершеннолетняя была внесена в лицевой счет, впоследствии зарегистрирована в квартире № по пер. <адрес>. Постановлением Главы Администрации <адрес> от 23.03.2009 № отменено закрепление за Холодилиной Е.М. права пользования жилой площадью квартиры № по пер, <адрес>, поскольку размер общей пощади, приходящейся на одного члена семьи <данные изъяты>, был ниже учетной нормы площади жилого помещения, предусмотренной Областным законом <адрес> от 07.10.2005 № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области». Постановлением Администрации <адрес> от 29.05.2009 № Холодилина Е.М. принята на квартирный учет в Администрацию <адрес> в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и включена в отдельный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилья. В настоящее время истец Холодилина Е.М. оканчивает обучение в ГОУ ПЛ №, регистрация по мету пребывания в общежитии лицея истекает <дата>, иного жилья истец не имеет, решение о выделении из бюджета Ростовской области финансирования на приобретение для нее жилья до настоящего времени не принято. В силу абз. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2006 № 159-ФЗ -дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области органам местного самоуправления) переданы на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями лиц названной категории (статья 1). Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 № 499-ЗС, установлен постановлением Администрации Ростовской области от 18.09.2006 № 384 «О порядке обеспечения жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)» Согласно п. 6. п.п. 6.2 -- 6.5 постановления Администрации Ростовской 22.06.2006 № 384 Министерство общего и профессионального образования области (далее - министерство образования) формирует общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств областного бюджета (далее - общеобластной список); представляет его в министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства области (далее - министерство территориального развития); формирует сводный детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих жилыми помещениями за счет средств областного бюджета на Финансовый год (далее сводный список), с распределением по образованиям по дате постановки на учет; проверяет учетные делапредставленные органами местного самоуправления; обеспечивает обоснованность включения каждого гражданина в сводный список; направляет в территориального развития сводный список и проверенные дела. Судом установлено, что Администрацией <адрес> в ноябре 2009 года был сформирован и направлен в Министерство образования области список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств областного бюджета в 2010 году, в список была также включена истец Холодилина Е.М. В соответствии с общеобластным списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению за счет средств областного бюджета Холодилина Е.М. была включен в данный список на обеспечение жилыми в 2011 году. Однако <адрес> данный список не был утвержден так как у матери истца Холодилиной Е.М.- <данные изъяты> имеется в данности жилое помещение- квартира № по пер. <адрес>. Данные действия ответчиков нарушают права истца Холодилиной Е.М. на получение жилья во внеочередном порядке. Согласно информации Министерства общего и профессионального образования <адрес> причиной возвращения учетного дела явилось отсутствие в нем справки из МУП «БТИ» <адрес> и органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, подтверждающей отсутствие жилья у родителей. Так как реализация права истца Холодилиной Е.М. на внеочередное обеспечение жилым помещением в данном случае не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия жилья у ее родителей, поскольку в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, является отсутствие граждан данной категории закрепленного жилого помещения. Стороной ответчиков не представлено суду доказательств тому, что истец Холодилина Е.М. закрепленного жилого помещения не имеет. Кроме того, квартира, принадлежащая матери истца Холодилиной Е.М.-<данные изъяты> состоит из одной комнаты общей площадью 19,30 кв. м, из них на жилую площадь приходится 11,80 кв. м., в квартире проживают двое человек, некем Холодилина Е.М. в квартиру не вселялась, прав на проживания не приобрела. Поскольку до настоящего времени истец Холодилина Е.М. не только не обеспечена жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и не принято решение о выделении из бюджета <адрес> финансирования на приобретение для нее жилого помещения, жилищные права истца Холодилиной Е.М. полежат защите в судебном порядке. Обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящиеся под опекой (попечительством), неимеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм возложена на органы исполнительной власти по месту жительства. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Высшим исполнительным органом государственной власти <адрес> является ответчик - Администрация Ростовской области (ч. 2 ст. 52 Областного закона Ростовской области от 29.05.1996 № 19-ЗС «Устав Ростовской области». Согласно п. 1 ч. 1 ст. 60 Областного закона Ростовской области от 29.05.1996 № 19-ЗС Администрация Ростовской области обеспечивает исполнение на территории Ростовской области Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации,. .. областных законов и иных нормативных правовых актов Ростовской области. Администрация Ростовской области возглавляет областные органы исполнительной власти (министерства, департаменты, комитеты, управления, и другие) (ч. 1 ст. 62 Областного закона Ростовской области от 29.05-1996 № 19-ЗС «Устав Ростовской области»). Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями лиц названной категории переданы на неограниченный срок исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (органам местного самоуправления). Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета (ч.1 ст. 5 Областной закон Ростовской области от 22.06.2006 № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Таганрог», наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, является администрация города Таганрога (ст. 34 Устава муниципального образования «Город Таганрог», утвержденного Решением городской Думы г. Таганрога от 01.12.2005 № 153). Администрации муниципальных районов и городских округов обеспечивают целевое использование средств областного бюджета, выделенных на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, принятие жилых помещений в муниципальную собственность и предоставление их по договорам социального найма гражданам указанной категории (п. 9.3 Постановления Администрации РО от 18.09.2006 № 384 «О порядке обеспечения жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)». Таким образом, реализация права истца Холодилиной Е.М. на внеочередное обеспечение жилым помещением в порядке Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» требует совместных согласованных действий ответчиков. Учитывая изложенное, у суда имеются все основания для удовлетворения заявленных исковых требований прокурора <адрес> в интересах Холодилиной Е.М. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд. РЕШИЛ: Исковые требования Прокурора <адрес> в интересах Холодилиной Е.М. к Администрации <адрес>, Администрации <адрес> о признании права на предоставлении жилья во внеочередном порядке, об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение удовлетворить. Признать за Холодилиной Е.М., <дата> года рождения, право на внеочередное обеспечение жилой площадью в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вне зависимости от наличия жилого помещения у его матери. Обязать Администрацию <адрес> и Администрацию <адрес> в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областным законом Ростовской области от 22.03.2006 № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления -государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечить Холодилину Е.М., <дата> года рождения жилым помещением площадью не ниже установленных социальных санитарным и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательном виде. Решение в окончательном виде изготовлено 10 июня 2011 года. Председательствующий Курасова Е.А.