К делу № 2-3129-2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18.05.2011 г. г. Таганрог Таганрогский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Семеняченко А.В., при секретаре судебного заседания Головчук Н.В., с участием помощника прокурора г. Таганрога Ищенко И.П., представителя Управления здравоохранения г. Таганрога Приходько В.И. по доверенности, представителя Администрации г.Таганрога Шатской Ю.Ж. по доверенности, представителя МУЗ «Детская городская больница» Ангелова А.А. по доверенности, представителя Финансового управления г. Таганрога Чекаленко Р.В. по доверенности, представителя ОГПН г. Таганрога Семенец В.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Таганрога к МУЗ «Детская городская больница» г. Таганрога, Управлению здравоохранения г.Таганрога, Администрации г.Таганрога о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения действующего законодательства РФ о пожарной безопасности, УС Т А Н О В И Л: Прокурор г. Таганрога в иске указал, что прокуратурой города Таганрога совместно с сотрудниками отделения ГПН по г.Таганрогу была проведена проверка исполнения законодательства РФ о пожарной безопасности в деятельности МУЗ «Детская городская больница» г.Таганрога. В ходе проведения проверки МУЗ «Детская городская больница», расположенного по адресу <адрес>, был выявлен ряд нарушений действующего законодательства РФ о пожарной безопасности. В частности, согласно акту проверки от 15.02.2011 г. было установлено следующее: - электрооборудование выполнено и эксплуатируется с нарушениями нормативных документов по электроэнергетике (эксплуатируются участки временной электропроводки и участки электропроводки проложенной по горючему основанию (у розеток и выключателей), соединения жил электропроводов произведено вскрутку, отсутствует заземление от всех потребителей электроэнергии) (ППБ-01-03, п.3.; п.57.; ПУЭ, п.7.4.12.); - Деревянная перегородка в кабинете ультразвуковой диагностики и перегородка в ординаторской (3-й этаж) не имеют требуемого предела огнестойкости (EI 45) (ППБ-01-03, п.3.; СНиП 21-01-97*, п.п.5.14*.; табл.1.); - В коридорах, не имеющих естественного освещения, отсутствует система дымоудаления при пожаре (ППБ-01-03, п.3.; СНиП 2.08.02-89*, п.1.158.); - В одноэтажной пристройке, блок №1, в коридоре встроены деревянные шкафы (ППБ-01-03, п.53.); - Отсутствует проезд для пожарных машин с Южной стороны лечебного здания больницы (ППБ-01-03, п.3.; СНиП 2.07.01-89*, п.2.9*.); - Воздуховоды, проложенные вне пределов обслуживаемого этажа, не имеют требуемого предела огнестойкости (0,5 часа) (ППБ-01-03, п.3.; СНиП 41-01-2003; табл.2.); - Подвальный этаж не разделен противопожарными перегородками (стенами) на отсеки по 700м.кв. (лечебный корпус) (ППБ-01-03, п.3.; СНиП 2.08.02-89*, п.1.12.); - В тамбур-шлюзах при лифтах в подвале (лечебный корпус) не обеспечен подпор воздуха при пожаре (ППБ-01-03, п.3.; СНиП 21-01-97*, п.п.6.7.; СНиП 41-01-2003); - Стены коридоров, являющихся путями эвакуации, облицованы горючими материалами и окрашены горючими красками (лечебный корпус: у административно-хозяйственной части (1-й этаж); травматологический пункт (1-й этаж); отделение ультрозвуковой и функциональной диагностики (2-й этаж); неврологическое отделение (3-й этаж); ЛОР-отделение (4-й этаж); травмотолого-ортопедическое отделение и хирургическое отделение №1 (5-й этаж); операционный блок (6-й этаж) (ППБ-01-03, п.53.); - Полы коридоров (лечебный корпус) покрыты горючими материалами не соответствующими требованиям СНиП 21-01-97*, п.6.25*. (с более высокими показателями пожарной опасности) (ППБ-01-03, п.3.; СНиП 21-01-97*, п.6.25*.); - В холле на перепаде высот пола менее 45 см отсутствует пандус с уклоном 1:6 (ППБ-01-03, п.3.; СНиП 21-01-97*, п.6.28*.); - Высота выходов (проходов) в подвале лечебного корпуса менее 1,9 м в свету (ППБ-01-03, п.3.; СНиП 21-01-97*, п.6.28*.); - Ширина лестничных маршей в лечебном корпусе менее 1,35м (ППБ-01-03, п.3.; СНиП 21-01-97*, п.6.16*.); - На окнах помещений, где находится обслуживающий персонал больницы, установлены металлические решетки (ППБ-01-03, п.184.); - Системы автоматической противопожарной защиты и системы оповещения людей о пожаре не соответствуют проектной документации. Не предоставлены протоколы (акты) испытаний этих систем и соответствия их требованиям нормативных документов от организации, лицензию (аккредитацию) МЧС на выполнение данных работ (ППБ-01-03, п.98.); - Покрытие лестничных маршей эвакуационной лестницы выполнено из горючих материалов (лестница правого крыла здания, если смотреть на здание с фасада) (ППБ-01-03, п.53.); - Имеющиеся планы эвакуации людей при пожаре выполнены не на основе фотолюминесцентных материалов (ППБ-01-03, п.3.; ГОСТ Р 12.2.143-2009, п.п.6.2.7.); - Не проведена проверка внутреннего противопожарного водопровода (не предоставлен документ, подтверждающий проведение проверки в течении ближайших 6 месяцев и соответствие расхода воды нуждам пожаротушения) (ППБ-01-03, п.89.); - Неисправны пожарные гидранты расположенный на территории МУЗ «ДГБ» (3 штуки) (ППБ-01-03, п.89.); - На 5-м и 6-м этажах отсутствуют оборудованные помещения для крепления индивидуальных спасательных устройств (лестниц) (ППБ-01-03, п.129.). Учредителем МУЗ «Детская городская больница» является Управление здравоохранение г. Таганрога и КУИ г. Таганрога (п. 1.3 Устава МУЗ «ДГБ»), исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Таганрог», наделенным в соответствии с Уставом города, собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Таганрога федеральными и областными законами, является Администрация г. Таганрога (ч.1 ст. 34 Устава муниципального образования «Город Таганрог», утвержденного решением Городской Думы г. Таганрога от 01.12.2005 г. № 153). Финансирование деятельности МУЗ «Детская городская больница» осуществляется за счет городского бюджета (п. 5.3 Устава МУЗ «ДГБ»). Таким образом, МУЗ «Детская городская больница» является бюджетным учреждением. Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой (ч.1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ), получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (ст. 162 Бюджетного Кодекса, п.5.5; п.5.2 Устава МУЗ «ДГБ»). В соответствии с п. 17 Положения «Об управлении здравоохранения г. Таганрога» (утв. Решением городской Думы г. Таганрога от 29.06.2006 № 266), а именно Управление здравоохранения обеспечивает финансирование муниципальных учреждений здравоохранения за счет средств бюджета города Таганрога. Таким образом, выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в МУЗ «ДГБ» в соответствии с требованиями закона предполагает совместные согласованнее действия ответчиков. Выявленные в МУЗ «ДГБ» нарушения требований пожарной безопасности свидетельствуют о непринятии медицинским учреждением, Управлением здравоохранения г. Таганрога, Администрацией г. Таганрога достаточных мер по обеспечению требований пожарной безопасности в указанном медицинском учреждении, что создает угрозу пожарной безопасности, а значит жизни и здоровью неопределенному кругу лиц: лицам проходящим лечение в данном учреждении, работникам МУЗ «ДГБ» и иным посетителям учреждения. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о нарушениях законодательства о пожарной безопасности в деятельности МУЗ «Детская городская больница», в частности при эксплуатации вышеуказанного помещения, что создаёт условия для возникновения пожара, а также угрозу для жизни и здоровья неопределенному кругу лиц, что может повлечь массовую гибель людей. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Поскольку требования прокурора направлены на обеспечение реализации ответчиками полномочий, возложенных на них законом, а также направлены на защиту прав и безопасность неопределенного круга лиц. МУЗ «ДГБ» является медицинским учреждением оказывающее медицинские услуги несовершеннолетним. Необходимость защиты интересов несовершеннолетних обусловлена возрастом детей, который не позволяет последним в полную силу осуществлять принадлежащие им права, приводить в действие правовые средства их защиты. Просит суд признать бездействие Главного врача МУЗ «Детская городская больница», расположенного по адресу: <адрес>, выразившееся в неустранении нарушений правил и норм пожарной безопасности, незаконным и обязать МУЗ «Детская городская больница», Управление Здравоохранения г. Таганрога и Администрацию г. Таганрогу устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности, указанные в предписании от 15.02.2011 г., в срок до 21.09.2011 г. В судебном заседании помощник прокурора Ищенко И.П. требования иска изменил в части предоставления срока до 01.04.2012 года, просил иск удовлетворить. Представитель ответчика МУЗ «ДГБ» г. Таганрога Ангелов А.А. уточненные исковые требования прокурора признал. Представитель Управления здравоохранения г.Таганрога Приходько В.И. в судебном заседании в иске просил отказать, пояснил, что активно принимаются меры по устранению нарушений пожарной безопасности. В судебном заседании представитель Администрации г. Таганрога Шатская Ю.Ж. исковые требования не признала, пояснила, что Администрация является не надлежащим ответчиком, Администрация не принимает непосредственного участия в формировании бюджета. Бюджет формируется Финансовым управлением и утверждается Думой г. Таганрога. Представитель третьего лица Финансового управления г. Таганрога Чекаленко Р.В., в судебном заседании пояснил, что исполнение требований искового заявления связано с процедурой формирования бюджета. Представитель ОГПН г. Таганрога Семенец В.Л. в судебном заседании пояснил, что МУЗ «ДГБ» активно принимает меры по устранению нарушений пожарной безопасности. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит уточненные требования подлежащими удовлетворению. Судом установлено, что прокуратурой города Таганрога совместно с сотрудниками отделения ГПН по г.Таганрогу была проведена проверка исполнения законодательства РФ о пожарной безопасности в деятельности МУЗ «Детская городская больница» г.Таганрога. В ходе проведения проверки МУЗ «Детская городская больница», расположенного по адресу <адрес>, был выявлен ряд нарушений действующего законодательства РФ о пожарной безопасности. Согласно акту проверки от 15.03.2011 г. было установлено следующее: - электрооборудование выполнено и эксплуатируется с нарушениями нормативных документов по электроэнергетике (эксплуатируются участки временной электропроводки и участки электропроводки проложенной по горючему основанию (у розеток и выключателей), соединения жил электропроводов произведено вскрутку, отсутствует заземление от всех потребителей электроэнергии) (ППБ-01-03, п.3.; п.57.; ПУЭ, п.7.4.12.); - Деревянная перегородка в кабинете ультразвуковой диагностики и перегородка в ординаторской (3-й этаж) не имеют требуемого предела огнестойкости (EI 45) (ППБ-01-03, п.3.; СНиП 21-01-97*, п.п.5.14*.; табл.1.); - В коридорах, не имеющих естественного освещения, отсутствует система дымоудаления при пожаре (ППБ-01-03, п.3.; СНиП 2.08.02-89*, п.1.158.); - В одноэтажной пристройке, блок №1, в коридоре встроены деревянные шкафы (ППБ-01-03, п.53.); - Отсутствует проезд для пожарных машин с Южной стороны лечебного здания больницы (ППБ-01-03, п.3.; СНиП 2.07.01-89*, п.2.9*.); - Воздуховоды, проложенные вне пределов обслуживаемого этажа, не имеют требуемого предела огнестойкости (0,5 часа) (ППБ-01-03, п.3.; СНиП 41-01-2003; табл.2.); - Подвальный этаж не разделен противопожарными перегородками (стенами) на отсеки по 700м.кв. (лечебный корпус) (ППБ-01-03, п.3.; СНиП 2.08.02-89*, п.1.12.); - В тамбур-шлюзах при лифтах в подвале (лечебный корпус) не обеспечен подпор воздуха при пожаре (ППБ-01-03, п.3.; СНиП 21-01-97*, п.п.6.7.; СНиП 41-01-2003); - Стены коридоров, являющихся путями эвакуации, облицованы горючими материалами и окрашены горючими красками (лечебный корпус: у административно-хозяйственной части (1-й этаж); травматологический пункт (1-й этаж); отделение ультрозвуковой и функциональной диагностики (2-й этаж); неврологическое отделение (3-й этаж); ЛОР-отделение (4-й этаж); травмотолого-ортопедическое отделение и хирургическое отделение №1 (5-й этаж); операционный блок (6-й этаж) (ППБ-01-03, п.53.); - Полы коридоров (лечебный корпус) покрыты горючими материалами не соответствующими требованиям СНиП 21-01-97*, п.6.25*. (с более высокими показателями пожарной опасности) (ППБ-01-03, п.3.; СНиП 21-01-97*, п.6.25*.); - В холле на перепаде высот пола менее 45 см отсутствует пандус с уклоном 1:6 (ППБ-01-03, п.3.; СНиП 21-01-97*, п.6.28*.); - Высота выходов (проходов) в подвале лечебного корпуса менее 1,9 м в свету (ППБ-01-03, п.3.; СНиП 21-01-97*, п.6.28*.); - Ширина лестничных маршей в лечебном корпусе менее 1,35м (ППБ-01-03, п.3.; СНиП 21-01-97*, п.6.16*.); - На окнах помещений, где находится обслуживающий персонал больницы, установлены металлические решетки (ППБ-01-03, п.184.); - Системы автоматической противопожарной защиты и системы оповещения людей о пожаре не соответствуют проектной документации. Не предоставлены протоколы (акты) испытаний этих систем и соответствия их требованиям нормативных документов от организации, лицензию (аккредитацию) МЧС на выполнение данных работ (ППБ-01-03, п.98.); - Покрытие лестничных маршей эвакуационной лестницы выполнено из горючих материалов (лестница правого крыла здания, если смотреть на здание с фасада) (ППБ-01-03, п.53.); - Имеющиеся планы эвакуации людей при пожаре выполнены не на основе фотолюминесцентных материалов (ППБ-01-03, п.3.; ГОСТ Р 12.2.143-2009, п.п.6.2.7.); - Не проведена проверка внутреннего противопожарного водопровода (не предоставлен документ, подтверждающий проведение проверки в течении ближайших 6 месяцев и соответствие расхода воды нуждам пожаротушения) (ППБ-01-03, п.89.); - Неисправны пожарные гидранты расположенный на территории МУЗ «ДГБ» (3 штуки) (ППБ-01-03, п.89.); - На 5-м и 6-м этажах отсутствуют оборудованные помещения для крепления индивидуальных спасательных устройств (лестниц) (ППБ-01-03, п.129.). Требования прокурора к ответчикам обоснованы и законы, поскольку они направлены на обеспечение реализации ответчиками полномочий, возложенных на них законом, а также на защиту прав и безопасность неопределенного круга лиц. В силу ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Согласно п.5 ст. 2 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1 в ред. от 28.09.2010) - основными принципами охраны здоровья граждан являются: ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. В силу ст. 120 ГК РФ при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества. В соответствии со ст.37.2 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» - финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования. Учредителем МУЗ «Детская городская больница» является Управление здравоохранение г. Таганрога и КУИ г. Таганрога (п. 1.3 Устава МУЗ «ДГБ»), исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Таганрог», наделенным в соответствии с Уставом города, собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Таганрога федеральными и областными законами, является Администрация г. Таганрога (ч.1 ст. 34 Устава муниципального образования «Город Таганрог», утвержденного решением Городской Думы г. Таганрога от 01.12.2005 г. № 153). Финансирование деятельности МУЗ «Детская городская больница» осуществляется за счет городского бюджета (п. 5.3 Устава МУЗ «ДГБ»). Таким образом, МУЗ «Детская городская больница» является бюджетным учреждением. Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой (ч.1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ), получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (ст. 162 Бюджетного Кодекса, п.5.5; п.5.2 Устава МУЗ «ДГБ»). В соответствии с п. 17 Положения «Об управлении здравоохранения г. Таганрога» (утв. Решением городской Думы г. Таганрога от 29.06.2006 № 266), а именно Управление здравоохранения обеспечивает финансирование муниципальных учреждений здравоохранения за счет средств бюджета города Таганрога. В соответствии с п.п.4, п.п.5 ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по осуществлению планирования соответствующих расходов бюджета, составлению обоснования бюджетных ассигнований; составлению, утверждению и ведению бюджетной росписи, распределению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Таким образом, выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в МУЗ «ДГБ» в соответствии с требованиями закона предполагает совместные согласованнее действия ответчиков. Выявленные в МУЗ «ДГБ» нарушения требований пожарной безопасности свидетельствуют о непринятии медицинским учреждением, Управлением здравоохранения г. Таганрога, Администрацией г. Таганрога достаточных мер по обеспечению требований пожарной безопасности в указанном медицинском учреждении, что создает угрозу пожарной безопасности, а значит жизни и здоровью неопределенному кругу лиц: лицам проходящим лечение в данном учреждении, работникам МУЗ «ДГБ» и иным посетителям учреждения. В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организации осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Статьей 38 данного Закона установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Пунктом 2 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. Статьей 12 ГК РФ предусмотрен такой способ защиты права, как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Обязание выполнить предусмотренные законом обязанности также может являться способом защиты права. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о нарушениях законодательства о пожарной безопасности в деятельности МУЗ «Детская городская больница», в частности при эксплуатации вышеуказанного помещения, что создаёт условия для возникновения пожара, а также угрозу для жизни и здоровья неопределенному кругу лиц, что может повлечь массовую гибель людей. Часть 1 ст.1065 ГК РФ устанавливает, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность, при этом, наличие установленных и указанных выше нарушений может повлечь наступление последствий в виде возникновения пожара, что создаст угрозу для жизни и здоровья граждан, проходящих лечение и может повлечь массовую гибель людей. При этом необходимо учитывать, что отсутствие средств на выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности не соответствует законодательству РФ. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Требования прокурора направлены на обеспечение реализации ответчиками полномочий, возложенных на них законом, а также направлены на защиту прав и безопасность неопределенного круга лиц. МУЗ «ДГБ» является медицинским учреждением оказывающее медицинские услуги несовершеннолетним. Необходимость защиты интересов несовершеннолетних обусловлена возрастом детей, который не позволяет последним в полную силу осуществлять принадлежащие им права, приводить в действие правовые средства их защиты. Исходя из Декларации прав ребенка, предусматривающей, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения, Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, являющаяся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, обязывает государства-участники обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия (пункт 2 статьи 3), и принимать все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления (статья 19). Ответчиками в пределах своих полномочий необходимо выполнить мероприятия и принять меры по устранению нарушений правил и норм пожарной безопасности, указанные в предписании от 15.02.2011 г., в срок до 01 апреля 2012 года. При надлежащем исполнении полномочий, возложенных на ответчиков, требование в данный срок является исполнимым. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования удовлетворить. Признать бездействие Главного врача МУЗ «Детская городская больница» г. Таганрога, расположенного по адресу: <адрес>, выразившееся в неустранении нарушений правил и норм пожарной безопасности, незаконным. Обязать МУЗ «Детская городская больница» г. Таганрога, Управление Здравоохранения г. Таганрога и Администрацию г. Таганрогу устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности, указанные в предписании ОГПН г. Таганрога от 15.02.2011 г., в срок до 01 апреля 2012 года. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение 10 дней. Решение в окончательной форме изготовлено 20.05.2011 г. Председательствующий А.В. Семеянченко